Инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из вышесказанного, целью настоящего курса является приобретение знаний о социально-экономических закономерностях научно-технического прогресса и управляющих воздействиях, способствующих их эффективной реализации. Изучающие данный курс должны получить знания о том, что такое инновации, понять, как организуются работы по разработке и освоению научно-технических нововведений, как управлять сложнейшим процессом создания новой техники со всеми сопутствующими ему задачами: от анализа спроса на научно-техническую продукцию до оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Необходимость инноваций в современном обществе…………….5 стр.
Инновации и инновационный процесс.
Классификация инноваций…………………………………………………8 стр.
3. Организационные структуры инновационного менеджмента…….14 стр.
Заключение………………………………………………………………….31 стр.
Список использованной литературы…………………………………........33 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Московский государственный  индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО  «МГИУ»)

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсовая работа

по  дисциплине: «Инновационный менеджмент»

 

на тему: «Инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: студент группы №Хм09М22п

                                                          Вотинцева Марьям Исламкадиевна

                                                          Проверил: преподаватель

                                                          Мекинян Сергей Оганесович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

  1. Необходимость инноваций в современном обществе…………….5 стр.
  2. Инновации и инновационный процесс.

Классификация инноваций…………………………………………………8 стр.

     3. Организационные структуры инновационного менеджмента…….14 стр.

Заключение………………………………………………………………….31 стр.

Список использованной литературы…………………………………........33 стр.

 

Введение

Инновационный менеджмент – сравнительно новое понятие для нашей страны. Раньше (до перехода к рынку) в специальной литературе и документах применялись понятия «управление научно-техническим прогрессом», «внедрение достижений науки и техники в производство» и пр. В рыночных условиях, когда организации осуществляют самостоятельную деятельность, эти понятия теряют смысл. С другой стороны от того, насколько быстро и своевременно организация будет использовать достижения современной науки и техники, зависит ее уровень конкурентоспособности, а подчас и само существование. Только при развитии рынка и рыночных механизмов управления экономикой возникают совершенно новые общественно-экономические реалии, такие как рынок ценных бумаг, рынки капитала и инноваций, рынок рабочей силы и пр. В таких условиях от инновационной активности фирмы зависит не только конкурентоспособность, но и само ее существование.

Инновационный менеджмент, также как и другие виды менеджмента, являются для нашей страны совершенно новым понятием. Рыночные условия диктуют то, что в стратегии многих фирм наблюдается определенная переориентация к применению инновационной стратегии, т.е. конкуренции на основе эффективного использования современных технологических разработок («стратегия технологического прорыва»), поискам и освоению нового рыночного сегмента – «ниши», соответствующему технологическому и производственному потенциалу фирмы.

Но экономика, основанная на знаниях, предполагает несколько  иную ориентацию в использовании  ресурсов, в частности трудовых. Здесь требуются люди совершенно иной квалификации. Ведь современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. И для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры, которые должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом иметь соответствующие знания и работать в различных организационных структурах – в исследовательских организациях, конструкторских бюро, вузах и пр.

Исходя из вышесказанного, целью настоящего курса является приобретение знаний о социально-экономических закономерностях научно-технического прогресса и управляющих воздействиях, способствующих их эффективной реализации.

Изучающие данный курс должны получить знания о том, что такое  инновации, понять, как организуются работы по разработке и освоению научно-технических нововведений, как управлять сложнейшим процессом создания новой техники со всеми сопутствующими ему задачами: от анализа спроса на научно-техническую продукцию до оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.

 

  1. Необходимость инноваций в современном обществе.

 

Современное общество во многих странах (за небольшим исключением) в начале XXI века представляет собой чрезвычайно динамическую среду, которая постоянно и очень быстро меняется. Многие страны мира стали строить экономику и связывать дальнейшее своё развитие именно с новыми открытиями и изобретениями. Такой процесс принял лавинообразный характер. Инновационные процессы стали определяющими в развитии любой страны.

Научно-техническая революция многократно ускорила процесс возникновения новых технологий, привела к появлению товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и образованию рынков принципиально новой продукции, способствовала быстрому обновлению производства. Все это придало экономике столь недостающие ей в период господства монополии динамизм и гибкость, сделало возможными резкие структурные сдвиги.

Принципиально изменяется положение малого бизнеса. Из придатка монополистических структур мелкие и средние предприятия превращаются в их конкурентов, препятствуют консервативной технической политике крупных корпораций.

Свободная конкуренция  в процессе эволюции приводит к отбору наиболее эффективных предприятий, их укреплению и росту, а также  к разорению тех, кто отстает от прогресса в производстве.

Можно отметить, что появлению  и ускорению инновационных процессов в обществе способствовала всё более усиливающаяся конкуренция в современном рынке.

Интересные примеры, иллюстрирующие вышесказанное, можно найти в  любой книге, посвященной современной экономике и менеджменту. Например, что в 50-е годы сильные позиции на мировом рынке часов принадлежали фирмам Швейцарии. Пытаясь увековечить свою монополию, они запретили экспорт оборудования для производства часов в другие страны. Уверенные в своем превосходстве, они замедлили обновление производства. В результате американские и японские фирмы сумели значительно потеснить швейцарских конкурентов на мировом рынке, разработав собственную технологию для часовой промышленности и предложив потребителям качественно новые потребительские товары, в частности электронные часы.

Аналогичная ситуация произошла  на рынке спортивных товаров в 80-е годы. Фирма «Адидас» занимала господствующее положение на протяжении длительного периода времени. Но за последнее десятилетие ее монопольные позиции были серьёзно подорваны новыми конкурентами – фирмами «Найк», «Рибок». Это произошло потому, что они сумели обойти «Адидас» как в области новых технологий, так и в более гибкой и оперативной реакции на изменение запроса потребителей, в особенности массового потребителя.

Преимуществом «Хьюлетт – Паккард» всегда была опора на новые виды продукции, на собственные патенты, обеспечивающие фирме исключительность. Конкуренция по линии нововведений путем производства таких изделий, каких никто больше создать не может, предопределила формирование и развитие в рамках компании мощных подразделений и служб НИОКР.

Эти примеры показывают, как добиваются успеха фирмы, использующие в своей конкурентной стратегии инновации радикального характера. Вопреки расхожему мнению, продукция ИБМ далеко не всегда опережала по своему техническому уровню или качеству изделия основных конкурентов. Однако за счет лучшего технического обслуживания своих компьютеров и внесения в их конструкцию изменений, намного облегчающих ремонт, ИБМ удавалось многие десятилетия успешно вести конкуренцию. Девиз компании: «ИБМ – это лучшее в мире обслуживание!». Как видим, в данной ситуации ставка делается на инновации в сфере ремонта и обслуживания.

Современная мировая экономическая система, благодаря изменениям, происшедшим в последние 50–60 лет, переходит к совершенно новым приоритетам и формам хозяйствования. На смену индустриальному миру, т.е. экономике, базирующейся на промышленном производстве, на переработке, в первую очередь, материальных ресурсов, приходит мир информационный, основанный на экономике знаний. Это, конечно, не означает, что промышленное производство уменьшается, либо ослабевает. Просто экономические приоритеты строятся на совсем другой основе, нежели индустриальная переработка природных ресурсов. Об экономической стороне этого феномена мы поговорим, когда будем рассматривать конкретные стороны инновационного процесса. Здесь же отметим, что в такой постановке вопроса, инновационные процессы становятся основным источником общественного развития, как для отдельно взятой организации, так и для страны в целом.

 

2. Инновации и инновационный процесс. Классификация инноваций.

 

В мировой экономической литературе термин «инновация» интерпретируется и понимается, как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Несмотря на то, что  такое определение инновации, в  принципе, достаточно полно и вполне объясняет это понятие, в литературе, посвященной этой теме, насчитываются десятки не менее четких определений. В некоторых источниках отмечается, что все существующие определения можно отнести к пяти основным подходам к инновации:

  • объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово «нововведение»);
  • процессному;
  • объектно-утилитарному;
  • процессно-утилитарному;
  • процессно-финансовому.

Кратко рассмотрим суть такого деления.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект – результат НТП: новая техника, технология. Различают:

  • базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники;
      • улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
      • псевдоинновации (рационализирующие), направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычно тормозящие технический прогресс (не дающие эффекта для общества либо приносящие отрицательный эффект).

Внедрение нового продукта определяется как базисная продуктовая инновация, если речь идет о продукте, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или использованные материалы и компоненты существенно отличают его от ранее выпускавшихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером базисных инноваций (принципиально новых) могут служить, например, замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах или парового двигателя двигателем внутреннего сгорания.

Улучшающие  инновации затрагивают уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложного продукта). Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей – товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д.

Следующие подходы основаны на первых двух, к которым они добавляют еще один признак. Так, объектно-утилитарный подход к определению термина «инновация» характеризуется двумя основными моментами. Во-первых, в качестве инновации понимается объект – новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники (как в первом подходе). Во-вторых, акцент делается на утилитарной стороне нововведения – способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом.

Отличие процессно-утилитарного подхода к определению термина «инновация» от объектно-утилитарного заключается в том, что инновация в данном случае представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства.

Наконец, в рамках процессно-финансового подхода под инновацией понимается процесс инвестиций в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Отметим, инновационный  процесс развивается во времени  и имеет отчетливо выраженные стадии. В этом случае инновационному процессу, как и любому другому, свойственны динамический и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственно-экономического цикла (НПЭЦ).

Важно также сказать, что инновационный процесс превращает научно-техническую деятельность ученых, инженеров, занятых научно-техническими разработками в инновации, которые материализуют идеи, научные открытия и изобретения в конечные продукты для их коммерческой реализации на рынке. Как видим, благодаря инновационной деятельности происходит научно-производственный цикл, который заканчивается реализацией новшества и удовлетворением запросов потребителей. Тем самым понятно, что для инновации важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость.

Кроме определений инновации  и инновационного процесса и разъяснения того, что под этим понимается, нельзя не коснуться и второго важного аспекта этой проблемы: как классифицировать инновации. Это очень важно для занятия инновационной деятельностью, т. к. инновации необходимо отбирать и использовать.

Некоторые исследователи  выделяют большое количество признаков  и классифицируют по ним инновации. Для примера приведем схему, в которой инновации классифицируются и объединяются в группы по разным особенностям (Рис. 1)

Так, по степени радикальности, их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). Как видим, это связано и с объектным подходом к определению инновации. За этим разделением стоят два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий. Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенствам. Это свойственно как отдельным фирмам, корпорациям, так и государствам (например, США). Догоняющий – дешевле и может дать быстрый результат (например, Япония).

Информация о работе Инновационный менеджмент как составная часть науки об управлении