Инновационная деятельность в условиях современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в исследовании инновационной деятельности, инновационных процессов, определение роли инновационной деятельности в развитии рыночной экономики, а также изучение зарубежного и отечественного опыта активизации инновационной деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Инновационная деятельность: сущность, принципы, направления
1.1. Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике….5
1.2.Инновационный процесс и его содержание…………………………......7
1.3. Классификация инноваций……………………………...............……….9
2. Опыт реализации инновационной деятельности в зарубежных странах....13
3. Особенности становления инновационной экономики в РБ
3.1. Анализ состояния инновационной деятельности в РБ………………...21
3.2. Основные направления развития инновационной деятельности……..23
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.84 Кб (Скачать)
 

Продолжение таблицы 2.1

Нидерланды 19 1,71 Аргентина 49 0,51
Словения 20 1,66 Болгария 50 0,49
Люксембург 21 1,62 Словакия 51 0,47
Норвегия 22 1,62 Кипр 52 0,47
Португалия 23 1,51 Мексика 53 0,38
Чехия 24 1,47 Киргизия 54 0,25
Китай 25 1,44 Армения 55 0,21
Ирландия 26 1,43 Казахстан 56 0,21
Испания 27 1,35 Азербайджан 57 0,18
Эстония 28 1,29 Грузия 58 0,18
Новая Зеландия 29 1,21 Таджикистан 59 0,06
Италия 30 1,18 Индонезия 60 0,05

Источник: [8, с.5]

     На  рис.1 представлены страны с наибольшими внутренними затратами на исследования и разработки (в % к ВВП).

Рисунок 1 - Страны с наибольшими внутренними затратами на исследования и разработки (в % к ВВП)

     В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом  удельный вес внутренних затрат на ИиР в общем объеме ВВП снизился в следующих странах: Исландии, Канаде, России, Норвегии, Франции, Чехии, Литве, Мальте и Хорватии на 0,01-0,07 процентного пункта (п. п.). В остальных государствах из рассматриваемой совокупности отмечается прирост показателя (на 0,01- 0,21 п. п.).

     Рассматривая  более длительную динамику, следует отметить, что рост внутренних затрат на ИиР в абсолютном выражении практически во всех странах сопровождается увеличением их в относительном выражении (в % к ВВП). Так, за период с 1995 по 2008 г. доля затрат в ВВП существенно (более чем на 1 п. п.) выросла в Израиле (с 2,57 до 4,86%), Сингапуре (с 1,15 до 2,52%), Финляндии (с 2,27 до 3,49%), Исландии (с 1,53 до 2,65%), Австрии (с 1,55 до 2,67%). На 0,5-1,0 п. п. аналогичный показатель увеличился в Португалии, Корее, Дании, Тайване, Китае, Испании, Японии, Чехии. В среднем по странам ОЭСР данный индикатор вырос с 2,05% в 1995 г. до 2,28% в 2007 г., в странах - членах ЕС-27 - с 1,66 до 1,77%.

     Вышеприведенные цифры свидетельствуют о направленности научно-технической политики большинства зарубежных стран на развитие ИиР и о возрастающей роли науки во всем мире.

     Инновационная политика западноевропейских стран  базируется на стимулировании «национальных  чемпионов» - небольшого числа крупных  корпораций, способных конкурировать  с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных  средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.

     К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся [13]:

  1. поощрение малого наукоемкого бизнеса;
  2. единое антимонопольное законодательство;
  3. приобретение новейшей техники;
  4. система ускоренной амортизации оборудования;
  5. льготное налогообложение НИОКР;
  6. прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;
  7. кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

     Таким образом, из опыта развитых стран  становится очевидно, что ведущую роль в развитии инновационной деятельности в стране играет не рынок и его потребности, а государство, которое должно направлять инновационную деятельность на достижение общественно значимых результатов.

     Чем важнее для государства становится развитие инновационной сферы, тем  более увеличивается экономический  рост.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РБ 
 

     3.1 Анализ состояния инновационной деятельности в РБ 
 

     Мировой финансово-экономический кризис, весьма существенно обостривший глобальную конкуренцию, со всей очевидностью подтвердил необходимость скорейшего перевода национальной экономики на путь инновационного развития как единственную и безальтернативную возможность сохранения экономической независимости Беларуси. Решение о формировании инновационно-ориентированной экономики было принято руководством Беларуси несколько лет назад, тогда же начала осуществляться Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 гг.

     Сегодня белорусская наука выдвигает  крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование  полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без  наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.

     Решение этих задач определено стратегией инновационного развития Республики Беларусь, предложенной Президентом Республики Беларусь в  Послании белорусскому народу и Национальному  собранию Республики Беларусь. Глава  государства отметил необходимость  внедрения эффективной формы  организации исследований на базе создаваемых научно-практических центров и развития инновационной инфраструктуры. Главной целью преобразований является создание системы институтов, необходимых для дальнейшего развития рыночной экономики.

     Подводя некоторые итоги выполнения мероприятий  Государственной программы, можно  отметить стабильность уровня наукоемкости валового внутреннего продукта, который в 2008 г. составил 0,75–0,85%, и устойчивую динамику роста объема выполненных работ по разделу «Наука и научное обслуживание». За 2007–2009 гг. создано 491 новое предприятие и важнейшее производство, 8637 рабочих мест.

     На  финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ, предусмотренных президентскими, государственными народнохозяйственными  и социальными программами, государственными, отраслевыми и региональными  научно-техническими программами, в 2009 г. из бюджета выделено около 193 млрд. рублей. Белорусским инновационным  фондом осуществляется финансовая поддержка 16 инновационных проектов и работ  по организации и освоению производства научно-технической продукции по приоритетным направлениям создания и  развития новых технологий и перспективных  производств на сумму свыше 30 млрд. рублей.

     График  на рис.2, построенный на основе данных, представленных в ПРИЛОЖЕНИИ А, отражает динамику основных показателей инновационного развития  Республики Беларусь на 2007-2010 годы. 

     Рисунок 2 – Динамика основных показателей инновационного развития  Республики Беларусь на 2007-2010 годы 

     В целях сохранения и развития кадрового  потенциала научно-технического и инновационного комплекса страны создан единый механизм планирования подготовки научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Государство оказывает существенную поддержку талантливым молодым  ученым. В 2009 г. 195 молодым ученым назначены  стипендии Президента Республики Беларусь и выделено свыше 160 грантов Министерства образования и Национальной академии наук Беларуси.

     Анализ  состояния системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует  о том, что в данной сфере имеется  ряд проблем, требующих незамедлительного  решения. На сегодняшний день образовательные  стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в  Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной  экономики. Существует необходимость  в организации системы прогнозирования  и планирования подготовки кадров для  инновационных и научных организаций  республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

     Для решения проблемы интеграции науки  и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицины, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций. Подчинение деятельности научно-технического персонала единым практическим целям, комплексная разработка научных, технических, технологических вопросов, осуществляемых в рамках единого предприятия, — путь, по которому развивается научно-технический прогресс наиболее передовых стран мира.

     В целях минимизации негативных последствий  мирового финансового кризиса на экономику Беларуси следует сохранить  и развивать достигнутый уровень  интегрированности науки и производства, не допустить разрыва кооперационных связей ученых и производственников. Для обеспечения взаимодействия научно-исследовательских институтов, научных подразделений системы  высшего образования и организаций  по разработке и производству новых  конкурентоспособных товаров необходимо активизировать работу в рамках научно-технических  программ и развития фирменной науки  в стране.

     Сотрудничество  в сфере науки, образования и  технологий должно быть сосредоточено  в тех регионах и научных областях, которые являются особенно важными  для Беларуси, или в которых  компетенция белорусских ученых наиболее высока, или имеется особенно высокий потенциал для развития. Для адекватного реагирования на вызовы глобальной конкуренции Беларуси необходимо реализовать национальную стратегию, основанную на высоком интеллектуальном потенциале белорусских ученых и  создании конкурентоспособной инновационной  продукции.  
 

     3.2 Основные направления развития инновационной деятельности 
 

     Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 20 апреля 2010 г. отметил: «Сегодня на международной  арене идет пересмотр принципов  функционирования экономических систем. Преуспевающей является та из них, которая постоянно обновляется, впитывая в себя все лучшее из мирового опыта. В этой связи нам жизненно необходим качественный прорыв в отечественной экономике. Что может его обеспечить? Прежде всего – новая технологическая стратегия. Ее составными частями должны стать:

  1. структурные преобразования экономики, предполагающие преобладание отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
  2. создание высокотехнологичных производств, способных предложить миру принципиально новые виды товаров и услуг;
  3. формирование рыночных стимулов для повышения инновационной активности всех субъектов хозяйствования.

Информация о работе Инновационная деятельность в условиях современной рыночной экономики