Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:32, курсовая работа
Основная цель работы заключается в исследовании инновационной деятельности, инновационных процессов, определение роли инновационной деятельности в развитии рыночной экономики, а также изучение зарубежного и отечественного опыта активизации инновационной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Инновационная деятельность: сущность, принципы, направления
1.1. Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике….5
1.2.Инновационный процесс и его содержание…………………………......7
1.3. Классификация инноваций……………………………...............……….9
2. Опыт реализации инновационной деятельности в зарубежных странах....13
3. Особенности становления инновационной экономики в РБ
3.1. Анализ состояния инновационной деятельности в РБ………………...21
3.2. Основные направления развития инновационной деятельности……..23
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..32
Продолжение таблицы 2.1
Нидерланды | 19 | 1,71 | Аргентина | 49 | 0,51 |
Словения | 20 | 1,66 | Болгария | 50 | 0,49 |
Люксембург | 21 | 1,62 | Словакия | 51 | 0,47 |
Норвегия | 22 | 1,62 | Кипр | 52 | 0,47 |
Португалия | 23 | 1,51 | Мексика | 53 | 0,38 |
Чехия | 24 | 1,47 | Киргизия | 54 | 0,25 |
Китай | 25 | 1,44 | Армения | 55 | 0,21 |
Ирландия | 26 | 1,43 | Казахстан | 56 | 0,21 |
Испания | 27 | 1,35 | Азербайджан | 57 | 0,18 |
Эстония | 28 | 1,29 | Грузия | 58 | 0,18 |
Новая Зеландия | 29 | 1,21 | Таджикистан | 59 | 0,06 |
Италия | 30 | 1,18 | Индонезия | 60 | 0,05 |
Источник: [8, с.5]
На рис.1 представлены страны с наибольшими внутренними затратами на исследования и разработки (в % к ВВП).
Рисунок 1 - Страны с наибольшими внутренними затратами на исследования и разработки (в % к ВВП)
В 2008 г. по сравнению с предыдущим годом удельный вес внутренних затрат на ИиР в общем объеме ВВП снизился в следующих странах: Исландии, Канаде, России, Норвегии, Франции, Чехии, Литве, Мальте и Хорватии на 0,01-0,07 процентного пункта (п. п.). В остальных государствах из рассматриваемой совокупности отмечается прирост показателя (на 0,01- 0,21 п. п.).
Рассматривая более длительную динамику, следует отметить, что рост внутренних затрат на ИиР в абсолютном выражении практически во всех странах сопровождается увеличением их в относительном выражении (в % к ВВП). Так, за период с 1995 по 2008 г. доля затрат в ВВП существенно (более чем на 1 п. п.) выросла в Израиле (с 2,57 до 4,86%), Сингапуре (с 1,15 до 2,52%), Финляндии (с 2,27 до 3,49%), Исландии (с 1,53 до 2,65%), Австрии (с 1,55 до 2,67%). На 0,5-1,0 п. п. аналогичный показатель увеличился в Португалии, Корее, Дании, Тайване, Китае, Испании, Японии, Чехии. В среднем по странам ОЭСР данный индикатор вырос с 2,05% в 1995 г. до 2,28% в 2007 г., в странах - членах ЕС-27 - с 1,66 до 1,77%.
Вышеприведенные цифры свидетельствуют о направленности научно-технической политики большинства зарубежных стран на развитие ИиР и о возрастающей роли науки во всем мире.
Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных чемпионов» - небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фирмами США и Японии. Им достается основная часть государственных средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых технологий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских производителей от передовых корпораций США и Японии.
К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся [13]:
Таким образом, из опыта развитых стран становится очевидно, что ведущую роль в развитии инновационной деятельности в стране играет не рынок и его потребности, а государство, которое должно направлять инновационную деятельность на достижение общественно значимых результатов.
Чем
важнее для государства становится
развитие инновационной сферы, тем
более увеличивается
3
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
В РБ
3.1
Анализ состояния инновационной
деятельности в РБ
Мировой
финансово-экономический
Сегодня белорусская наука выдвигает крупные инновационные идеи, вытекающие из принципиально новых знаний. Использование полученных новых знаний в реальном секторе экономики невозможно без наличия эффективной экспертной системы оценки результатов исследований и разработок.
Решение
этих задач определено стратегией инновационного
развития Республики Беларусь, предложенной
Президентом Республики Беларусь в
Послании белорусскому народу и Национальному
собранию Республики Беларусь. Глава
государства отметил
Подводя некоторые итоги выполнения мероприятий Государственной программы, можно отметить стабильность уровня наукоемкости валового внутреннего продукта, который в 2008 г. составил 0,75–0,85%, и устойчивую динамику роста объема выполненных работ по разделу «Наука и научное обслуживание». За 2007–2009 гг. создано 491 новое предприятие и важнейшее производство, 8637 рабочих мест.
На
финансирование научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и
График
на рис.2, построенный на основе данных,
представленных в ПРИЛОЖЕНИИ А, отражает
динамику основных показателей инновационного
развития Республики Беларусь на 2007-2010
годы.
Рисунок
2 – Динамика основных показателей инновационного
развития Республики Беларусь на 2007-2010
годы
В
целях сохранения и развития кадрового
потенциала научно-технического и инновационного
комплекса страны создан единый механизм
планирования подготовки научных работников
высшей квалификации на основе государственного
заказа. Государство оказывает
Анализ
состояния системы подготовки специалистов
в области инновационной
Для решения проблемы интеграции науки и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицины, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций. Подчинение деятельности научно-технического персонала единым практическим целям, комплексная разработка научных, технических, технологических вопросов, осуществляемых в рамках единого предприятия, — путь, по которому развивается научно-технический прогресс наиболее передовых стран мира.
В
целях минимизации негативных последствий
мирового финансового кризиса на
экономику Беларуси следует сохранить
и развивать достигнутый
Сотрудничество
в сфере науки, образования и
технологий должно быть сосредоточено
в тех регионах и научных областях,
которые являются особенно важными
для Беларуси, или в которых
компетенция белорусских ученых
наиболее высока, или имеется особенно
высокий потенциал для
3.2
Основные направления
развития инновационной
деятельности
Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 20 апреля 2010 г. отметил: «Сегодня на международной арене идет пересмотр принципов функционирования экономических систем. Преуспевающей является та из них, которая постоянно обновляется, впитывая в себя все лучшее из мирового опыта. В этой связи нам жизненно необходим качественный прорыв в отечественной экономике. Что может его обеспечить? Прежде всего – новая технологическая стратегия. Ее составными частями должны стать:
Информация о работе Инновационная деятельность в условиях современной рыночной экономики