Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:32, курсовая работа
Основная цель работы заключается в исследовании инновационной деятельности, инновационных процессов, определение роли инновационной деятельности в развитии рыночной экономики, а также изучение зарубежного и отечественного опыта активизации инновационной деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Инновационная деятельность: сущность, принципы, направления
1.1. Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике….5
1.2.Инновационный процесс и его содержание…………………………......7
1.3. Классификация инноваций……………………………...............……….9
2. Опыт реализации инновационной деятельности в зарубежных странах....13
3. Особенности становления инновационной экономики в РБ
3.1. Анализ состояния инновационной деятельности в РБ………………...21
3.2. Основные направления развития инновационной деятельности……..23
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..32
Однако можно выделить общие черты, присущие всем инновационно-активным странам:
Государство может влиять на инновационный бизнес прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относят: снижение «цены» капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а так же облегчения доступа к нему. Особое место среди прямых мер воздействия, занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области научных исследований, а так же сотрудничество университетов с промышленностью. Косвенные методы включают налоговое и амортизационное регулирование, кредитную и финансовую политику, ценовое регулирование, протекционизм, политику в области образования и подготовки профессиональных кадров, создания научно-технической инфраструктуры.
Среди
косвенных методов
Как
показывает мировой опыт, основным
видом налоговых стимулов для
развития научно-инновационной
Впервые налоговое стимулирование в сфере науки и инноваций было применено в 1967 г. в Японии в виде налоговых кредитов национальным компаниям с целью увеличения их финансирования НИОКР. Предоставление налоговых кредитов, которые могут устанавливаться пропорционально размерам затрат на НИОКР (объемный налоговый кредит) или определяться, исходя из увеличения расходов на НИОКР в сравнении с уровнем базового года или средним значением за определенный период (приростной налоговый кредит), используется правительствами 11 стран ОЭСР. Во Франции, например, действует приростной налоговый кредит в размере 30 % от первых 100 млн. евро, вложенных в НИОКР. Предусматривается и повышенная величина налогового кредита в размере 50 % для молодых французских инновационных компаний, которые впервые произвели вложения в НИОКР.
В США налоговый кредит на НИОКР позволяет вернуть из уже уплаченного налога сумму, равную до 20% приращения расходов на НИОКР в текущем году. Эта льгота применяется только к НИОКР, проводящимся на территории США. Налоговый кредит оказывает мощное стимулирующее воздействие на эффективное проведение компаниями долгосрочных исследований, критически важных для новой экономики. Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм и особенно эффективны в малом бизнесе [21].
Страны,
которые стремятся догнать
«Налоговые
расходы» на НИОКР в ряде стран (Канада,
Австралия, Ирландия, Голландия, Бельгия,
и др.) превышают бюджетные
Налоговые скидки действуют в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Дания и Австралия. Например, размер налоговой скидки для бельгийских компаний составляет 13,5 %.
В ряде стран, таких как Германия, Финляндия, Исландия и Швеция, налоговая политика не предусматривает специальных налоговых кредитов и скидок на инновационную деятельность, а стимулирование происходит за счет других налоговых механизмов. Правительство Германии разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, на полную величину расходов на НИОКР. В Швеции и Финляндии также действует специальная система вычетов расходов на НИОКР, осуществленных в частном секторе.
Налоговые
льготы также могут предоставляться
определенной категории налогоплательщиков.
Так, например, в Великобритании от
уплаты корпоративного налога освобождены
научно-исследовательские
Венчурное финансирование как альтернативный источник средств для научно-инновационной деятельности исторически получило наибольшее развитие в США. В Европе же инвестиционная деятельность венчурного капитала направлена на два направления:
Странами с наиболее развитым рынком венчурного финансирования считаются США, Япония, Германия, Великобритания и Нидерланды. Они выступают как крупнейшие экспортёры продукции высоких технологий. Например, в США фирмы, основанные на базе инновационных технологий составили 60% всех компаний, куда был направлен венчурный капитал. В Западной Европе венчурные инвестиции распределились между отраслями достаточно равномерно, и процесс финансирования не ограничивается высоко-технологичными фирмами.
Финансирование малых и средних предприятий осуществляется независимыми фондами, привлекающими капитал из финансовых институтов. В мировой практике венчурный капитал оказал огромное влияние на развитие таких отраслей как полупроводниковая электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнологии.
Правительство зарубежных стран активно участвует в инновационной деятельности, поддерживая инноваторов. В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется усилиями частного сектора промышленности. Но параллельно действует система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.
Осуществление инновационной политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:
Важнейшую
роль в осуществлении
Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций, среди которых:
Одно из направлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, В ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор.
В
США, с помощью крупномасштабных
целевых проектов, государственное
регулирование инновационных
Одним из важнейших индикаторов развития инновационной деятельности является доля внутренних затрат на исследования и разработки (ИиР) в валовом внутреннем продукте (ВВП). Рекордные отметки удельного веса внутренних затрат на ИиР в общем объеме ВВП зафиксированы в Израиле (4,86%), Швеции (3,75%), Финляндии (3,49%), Японии (3,44%) и Корее (3,21%).
Таблица 2.1 – Ранжирование стран по величине внутренних затрат на исследовании и разработки в 2008г. (в % к ВВП)
Страна | Ранг | Внутренние затраты в % к-ВВП | Страна | Ранг | Внутренние
затраты в % к ВВП |
Израиль | 1 | 4,86 | Россия | 31 | 1,04 |
Швеция | 2 | 3,75 | Бразилия | 32 | 1,02 |
Финляндия | 3 | 3,49 | Беларусь | 33 | 0,97 |
Япония | 4 | 3,44 | Венгрия | 34 | 0,97 |
Корея | 5 | 3,31 | ЮАР | 35 | 0,95 |
Швейцария | 6 | 2,90 | Хорватия | 36 | 0,90 |
США | 7 | 2,77 | Украина | 37 | 0,87 |
Дания | 8 | 2,72 | Индия | 38 | 0,80 |
Австрия | 9 | 2,67 | Литва | 39 | 0,80 |
Исландия | 10 | 2,65 | Турция | 40 | 0,72 |
Тайвань | 11 | 2,62 | Иран | 41 | 0,67 |
Германия | 12 | 2,53 | Малайзия | 42 | 0,64 |
Сингапур | 13 | 2,52 | Латвия | 43 | 0,61 |
Австралия | 14 | 2,06 | Польша | 44 | 0,61 |
Франция | 15 | 2,02 | Румыния | 45 | 0,59 |
Бельгия | 16 | 1,92 | Греция | 46 | 0,58 |
Великобритания | 17 | 1,88 | Молдова | 47 | 0,55 |
Канада | 18 | 1,84 | Мальта | 48 | 0,54 |
Информация о работе Инновационная деятельность в условиях современной рыночной экономики