Инновационная деятельность в условиях современной рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы заключается в исследовании инновационной деятельности, инновационных процессов, определение роли инновационной деятельности в развитии рыночной экономики, а также изучение зарубежного и отечественного опыта активизации инновационной деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Инновационная деятельность: сущность, принципы, направления
1.1. Инновации и инновационная деятельность в рыночной экономике….5
1.2.Инновационный процесс и его содержание…………………………......7
1.3. Классификация инноваций……………………………...............……….9
2. Опыт реализации инновационной деятельности в зарубежных странах....13
3. Особенности становления инновационной экономики в РБ
3.1. Анализ состояния инновационной деятельности в РБ………………...21
3.2. Основные направления развития инновационной деятельности……..23
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных источников…………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 92.84 Кб (Скачать)
"justify">     Инновационная деятельность как целенаправленный процесс создания и внедрения  новшеств является основой развития любой производственной системы. Но организация инновационной деятельности подчинена культурным, этническим, политическим и другим особенностям каждой отдельно взятой страны. Конечно, в эпоху глобализации эти различия заметны всё меньше, но они не исчезают до конца. 

     Однако  можно выделить общие черты, присущие всем инновационно-активным странам:

  1. Сильная роль государства как в финансировании определённых инновационных проектов, так и в развитии инновационной деятельности вообще;
  2. Устойчивая правовая база, способствующая развитию инновационной деятельности.

     Государство может влиять на инновационный бизнес прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относят: снижение «цены» капитала (использование общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР), а так же облегчения доступа к нему. Особое место среди прямых мер воздействия, занимают меры, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области научных исследований, а так же сотрудничество университетов с промышленностью. Косвенные методы включают налоговое и амортизационное регулирование, кредитную и финансовую политику, ценовое регулирование, протекционизм, политику в области образования и подготовки профессиональных кадров, создания научно-технической инфраструктуры.

     Среди косвенных методов стимулирования следует выделить активное применение определенных налоговых режимов. Экономический смысл применения налоговых стимулов заключается в том, чтобы заинтересовать налогоплательщиков в развитии их деятельности в направлениях, которые соответствуют общественным потребностям. Применительно к стимулированию сферы науки и инноваций особые налоговые режимы в основном призваны стимулировать увеличение финансовых вложений в данную сферу со стороны негосударственных субъектов хозяйствования.

     Как показывает мировой опыт, основным видом налоговых стимулов для  развития научно-инновационной деятельности выступают налоговые льготы.

     Впервые налоговое стимулирование в сфере  науки и инноваций было применено  в 1967 г. в Японии в виде налоговых  кредитов национальным компаниям с  целью увеличения их финансирования НИОКР. Предоставление налоговых кредитов, которые могут устанавливаться  пропорционально размерам затрат на НИОКР (объемный налоговый кредит) или  определяться, исходя из увеличения расходов на НИОКР в сравнении с уровнем  базового года или средним значением  за определенный период (приростной налоговый  кредит), используется правительствами 11 стран ОЭСР. Во Франции, например, действует приростной налоговый  кредит в размере 30 % от первых 100 млн. евро, вложенных в НИОКР. Предусматривается  и повышенная величина налогового кредита  в размере 50 % для молодых французских  инновационных компаний, которые  впервые произвели вложения в  НИОКР.

     В США налоговый кредит на НИОКР  позволяет вернуть из уже уплаченного  налога сумму, равную до 20% приращения расходов на НИОКР в текущем году. Эта льгота применяется только к  НИОКР, проводящимся на территории США. Налоговый кредит оказывает мощное стимулирующее воздействие на эффективное проведение компаниями долгосрочных исследований, критически важных для новой экономики. Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм и особенно эффективны в малом бизнесе [21].

     Страны, которые стремятся догнать лидеров  научно-технического прогресса (Китай, Индия, Бразилия, Южная Корея и  другие), применяют более льготные формулы расчета налогового кредита  на основе текущих объемов инвестирования НИОКР компаниями. Это позволяет  им в значительно больших объемах возвращать компаниям средства, инвестированные в исследования.

     «Налоговые  расходы» на НИОКР в ряде стран (Канада, Австралия, Ирландия, Голландия, Бельгия, и др.) превышают бюджетные ассигнования.

     Налоговые скидки действуют в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Дания  и Австралия. Например, размер налоговой  скидки для бельгийских компаний составляет 13,5 %.

     В ряде стран, таких как Германия, Финляндия, Исландия и Швеция, налоговая политика не предусматривает специальных  налоговых кредитов и скидок на инновационную  деятельность, а стимулирование происходит за счет других налоговых механизмов. Правительство Германии разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, на полную величину расходов на НИОКР. В Швеции и Финляндии также действует специальная система вычетов расходов на НИОКР, осуществленных в частном секторе.

     Налоговые льготы также могут предоставляться  определенной категории налогоплательщиков. Так, например, в Великобритании от уплаты корпоративного налога освобождены  научно-исследовательские организации. В отличие от прямого государственного финансирования, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство в дела субъекта и поощряют уже овеществленные действия. Кроме того, для стран с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования именно налоговые льготы могут стать ключевым стимулом.

     Венчурное финансирование как альтернативный источник средств для научно-инновационной деятельности исторически получило наибольшее развитие в США. В Европе же инвестиционная деятельность венчурного капитала направлена на два направления:

  1. инвестирование в новые и молодые, быстро растущие, часто технологически-ориентированные компании;
  2. реструктуризация акционерного капитала компаний через MBO/MBI.

     Странами  с наиболее развитым рынком венчурного финансирования считаются США, Япония, Германия, Великобритания и Нидерланды. Они выступают как крупнейшие экспортёры продукции высоких технологий. Например, в США фирмы, основанные на базе инновационных технологий составили 60% всех компаний, куда был направлен венчурный капитал. В Западной Европе венчурные инвестиции распределились между отраслями достаточно равномерно, и процесс финансирования не ограничивается высоко-технологичными фирмами.

     Финансирование  малых и средних предприятий  осуществляется независимыми фондами, привлекающими капитал из финансовых институтов. В мировой практике венчурный  капитал оказал огромное влияние  на развитие таких отраслей как полупроводниковая  электроника, вычислительная техника, информационные технологии, биотехнологии.

     Правительство зарубежных стран активно участвует  в инновационной деятельности, поддерживая  инноваторов. В США большая часть НИОКР финансируется и осуществляется усилиями частного сектора промышленности. Но параллельно действует система трансферта результатов НИОКР, выполненных в университетах и федеральных научных центрах.

     Осуществление инновационной политики США базируется на хорошо развитой институциональной  структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:

  1. Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований;
  2. Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической политике.

     Важнейшую роль в осуществлении государственных  исследовательских программ играют:

  1. Министерство обороны;
  2. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

     Особенностью  американской структуры управления научно-техническим прогрессом является тесное взаимодействие государства  и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных  источников, организаций, среди которых:

  1. Национальный центр промышленных исследований;
  2. Национальная академия;
  3. Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны.

     Одно  из направлений реализации этой задачи — эффективное использование  уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, В  ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для  внедрения в частный сектор.

     В США, с помощью крупномасштабных  целевых проектов, государственное  регулирование инновационных процессов  осуществляется в направлении создания венчурных фирм и исследовательских  центров мелких и средних инновационных  предприятий, отделяющихся от университетов, государственных исследовательских  центров и специальных лабораторий  крупных промышленных корпораций, посредством  целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США:

  1. льготное налогообложение инновационной деятельности;
  2. льготное кредитование и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования;
  3. бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;
  4. формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций;
  5. мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности;
  6. предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии);
  7. осуществление морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.);
  8. антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.

     Одним из важнейших индикаторов развития инновационной деятельности является доля внутренних затрат на исследования и разработки (ИиР) в валовом внутреннем продукте (ВВП). Рекордные отметки удельного веса внутренних затрат на ИиР в общем объеме ВВП зафиксированы в Израиле (4,86%), Швеции (3,75%), Финляндии (3,49%), Японии (3,44%) и Корее (3,21%).

     Таблица 2.1 – Ранжирование стран по величине внутренних затрат на исследовании и  разработки в 2008г. (в % к ВВП)

Страна Ранг Внутренние  затраты в % к-ВВП Страна Ранг Внутренние

затраты в % к ВВП

Израиль 1 4,86 Россия 31 1,04
Швеция 2 3,75 Бразилия 32 1,02
Финляндия 3 3,49 Беларусь 33 0,97
Япония 4 3,44 Венгрия 34 0,97
Корея 5 3,31 ЮАР 35 0,95
Швейцария 6 2,90 Хорватия 36 0,90
США 7 2,77 Украина 37 0,87
Дания 8 2,72 Индия 38 0,80
Австрия 9 2,67 Литва 39 0,80
Исландия 10 2,65 Турция 40 0,72
Тайвань 11 2,62 Иран 41 0,67
Германия 12 2,53 Малайзия 42 0,64
Сингапур 13 2,52 Латвия 43 0,61
Австралия 14 2,06 Польша 44 0,61
Франция 15 2,02 Румыния 45 0,59
Бельгия 16 1,92 Греция 46 0,58
Великобритания 17 1,88 Молдова 47 0,55
Канада 18 1,84 Мальта 48 0,54

Информация о работе Инновационная деятельность в условиях современной рыночной экономики