За рубежом
наблюдение за соблюдением прав граждан
в этом отношении компетенция
специальных уполномоченных по защите
прав граждан в информационных системах:
- компьютерная
преступность, вирусы. Компьютерный
вирус - специальная программа,
составленная кем-то со злым
умыслом и способная к саморазмножению.
Одну из самых популярных антивирусных
программ - "AIDSTEST" ее автор Д.Лозинский
обновляет иногда даже дважды в неделю.
Попытка создателей вирусов, как правило,
молодых людей реализовать себя в вирусописательстве
связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,
"прогреметь", а также с отсутствием
осознанных жизненных целей. Д.Лозинский
считает их жалкими созданиями.
Существует
два смысла информационного образа
жизни этого понятия:
· образ
жизни людей в информационном
обществе, где все стороны жизни
в значительной степени пронизываются
информационными отношениями, базирующимися
на современных информационных технологиях;
· информационный
аспект образа жизни.
Сегодня
учеными и специалистами ставится
вопрос о необходимости развития
информационной экологии, формирующей
здоровый информационный образ жизни
людей в социальной и природной среде.
Соблюдение правил информационной гигиены
приводит к сознательно избранному информационному
образу жизни, на склоне которой человек
не жалеет, что прожил ее зря. Под образом
жизни понимается система видов жизнедеятельности
общества в целом, социальных групп, личности,
определяемых социально-экономическими
условиями. Главной чертой образа жизни
является его системность, проявляющаяся
в том, что входящие в его состав виды деятельности
взаимосвязаны между собой: изменение
одной из них ведет к изменению другой.
Каковы же составляющие образ жизни виды
деятельности? Это: трудовая; - общественно-политическая;
- учебная; - бытовая; -социально-культурная;
- досуговая деятельность. Рассмотрим
новые возможности, предоставляемые информатизацией,
для совершенствования ряда из перечисленных
слагаемых образа жизни:
- общественно-политическая
деятельность обретает новую
глубину с использованием интерактивного
телевидения (телевидения с обратной
связью). Добавление к обычному
телевизору передающего устройства с
пультом обратной связи позволяет зрителю
реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,
принимать участие в анкетированиях, голосованиях
и т.д. Создается также новый рынок заказного
цифрового телевидения на экране компьютера.
- учебная
деятельность. Активно развивающаяся
педагогическая информатика занимается
проблемами создания и реализации
концепции образования людей,
которым предстоит жить в информационном
обществе. Среди целей информатизации
образования, наряду с универсальными
(развитие интеллектуальных способностей,
гуманизация и доступность образования)
определяется и ряд специфических - компьютерная
грамотность, информационное обеспечение
образования (базы знаний и данных), индивидуализированное
образование на основе новых компьютерных
технологий обучения. Мультимедиа, в частности,
помогут осуществить смену парадигмы
образования: от "наполнения сосуда"
к "воспламенению факела", т.е. раскрытию
и развитию индивидуальных возможностей
человека. Появление мультимедиа приводит
к созданию не только новых рабочих мест,
но и особых возможностей для изменения
культуры бытового, производственного
(учебного) и экономического поведения
. Гипертекст как обучающее средство сегодня
начинает активно использоваться в учебном
процессе, внося свой вклад в совершенствование
индивидуализации обучения. В развитых
странах, например, в Великобритании, в
законе об образовании гарантируется
право учащихся с 6 лет пользоваться новыми
информационными технологиями в учебном
процессе. - бытовая деятельность. Бытовые
компьютеры в принципе имеют по сравнению
с профессиональными более ограниченные
возможности (по ресурсам памяти, набору
внешних устройств и др.). Однако, сегодня
согласно мировым стандартам бытовой
(домашний) компьютер представляет собой
машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем
CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью
и т.п. В России под домашним компьютером
часто понимается пока предельно усеченная
модель. Бытовые компьютеры предназначены
для массового использования в домашних
условиях при решении вычислительных,
обучающих, информационно-справочных,
игровых и других задач. Важными областями
применения бытовых компьютеров также
являются: - обеспечение информационных
потребностей людей ( доступ к различным
базам данных и знаний, общение с владельцами
других ЭВМ по линиям связи и др.); - автоматическое
управление домашним хозяйством (управление
микроклиматом, освещенностью, расходом
электроэнергии и отопительной системой,
устройствами бытовой техники, обеспечение
неприкосновенности и безопасности жилища
и др.).
- социально-культурная
деятельность. Развитие мультимедийных
технологий и увеличение места,
занимаемого ими в жизни современного
человека, отразилось, конечно не
только на науке и игре, но
и на искусстве. Так, например,
первый выполненный в технологии мультимедиа
CD-ROM "Сокровища России" (стоимость
55$), посвященный русскому искусству Х
- начала ХХ веков, содержит карты Российского
государства в динамике его развития и
так называемую "временную линию",
позволяющие вести анализ развития русского
искусства во времени и пространстве.
- досуговая
деятельность. В мире фиксируется
четкая тенденция развития "инфоразвлечений".
Развлекательные информационные
средства делятся на воспроизводящие
средства и средства, обеспечивающие
участие (интерактивные средства). За
одно десятилетие были созданы 4 поколения
интерактивных средств. Компактные диски
знаменуют появление пятого поколения.
Первые три поколения интерактивных средств
объединяют постоянно усложняющиеся версии
видеоигр. В четвертом поколении были
объединены видеоигры и бытовые компьютеры
при одновременном расширении ассортимента
развлечений за счет включения логических
игр, музыкальных и художественных интерактивных
программ. В настоящее время среди последних
достижений можно выделить компьютерную
мультипликацию. Появившиеся оптические
диски, предлагающие игроку возможность
альтернативного выбора решений, являются
первым шагом к продукции пятого поколения.
В США покупаются системы, обеспечивающие
воспроизведение полнометражного фильма
в режиме CD-Interactive на большом телевизионном
экране. По прогнозам ряда специалистов
домашний компьютер, вместе с разнообразными
on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными
новостями, видеоиграми в перспективе
победит телевизор, погубит интерактивное
телевидение.
В условиях
стремительного совершенствования
информационных технологий и беспредельного
развития предоставляемых ими возможностей,
самым актуальным вопросом продолжает
оставаться вопрос о целевых жизненных
установках конкретной личности.
Список
использованной литературы
1. Концепция
информационной безопасности РФ
- М., 2004.
2. Ершов
А.П. Проблемы информатизации. - М.,
2003.
3. Венгеров
А.Б. Информационная ситуация
может способствовать как прогрессу,
так и деградации общества // Компьютер
и право, № 1, июнь 2004.
4. Информационные
технологии. - М., 2007.
5. Искусственный
интеллект - новый субъект общества.
- М., 2005.
6. К
концепции информатизации образования
// Социальная информатика. М. 2000.\
7. Поздняков
А.И. Информационная безопасность
личности, общества, государства // Военная
мысль, 2003, № 10.
8. Смольникова
И.А. Информационное общество - пятая
формация человечества // Наука жизнь
№ 7, 2004.
9. Ульянов
Б.В. Эффективность информационных
систем обучения. - М. 2005.
10. Урсул
А.Д. Информатизация общества и переход
к устойчивому развитию цивилизации. -
М., 2002.