Государственная инновационная политика и стимулирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Важно отметить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Отметить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.
Цель данной контрольной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….................3
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики……...5
2. Основные направления государственной инновационной политики…......7
3. Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфере………………............................................…………………………….…11
3.1. Виды регулирования инновационной деятельности...………………….11
3.2. Инструменты государственного регулирования…………………..……14
3.3. Основные функции государственных органов в инновационной
сфере…………………………………………………………………………….15
3.4 Формы государственной поддержки инновационной деятельности…....15
4. Методы государственного регулирования в инновационной сфере……..17
5. Органы государственного регулирования инновационного процесса…..19
6. Основные проблемы развития инновационной политики РФ…………....21
Заключение..........................................................................................................23
Список используемой литературы....................................................................26

Файлы: 1 файл

2 гос рег нац эконом.docx

— 50.27 Кб (Скачать)

 

 

 

 

5. Органы государственного регулирования инновационного процесса

 

В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом:

  1. высший государственный, федеральный;
  2. средний государственный, отраслевой;
  3. государственный региональный;
  4. нижний государственный, институциональный.

        По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

  1. организационную структуру управления – конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей;
  2. систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;
  3. механизм принятия решений и контроль за их выполнением;
  4. систему подбора и расстановки кадров.

          По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган.

          Основными задачами совета являются:

  1. информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
  2. разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;
  3. анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
  4. подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
  5. участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.

Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной  областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.

Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной  работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов  субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической  политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических  достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.

Министерство образования  и науки РФ является центральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической  политики в области образования  и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Основные проблемы развития инновационной политики РФ

 

Основные трудности в  реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью  бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.

Однако дефицит средств  является не единственным фактором спада  инновационной активности. Особого  внимания и совершенствования также  требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды  и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.

Существуют также проблемы связанные с законодательными актами регулирующими инновационную политику России.

В Федеральном законе РФ «О науке и государственной научно-технической  политике» сформулирована система  целей государственной научно-технической  политики. Это единственная попытка  формирования целостной системы  целей, однако результат этой попытки с позиций системности вряд ли можно признать удачным.

Более четкий подход использован  при разработке проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной  политике в РФ». В нем определены ключевые моменты государственной  инновационной политики: цели, принципы, инструменты государственного влияния  на инновационные процессы. Однако если рассмотреть данный проект более  внимательно, с тех же позиций  системности он хотя и несколько  лучше, но имеет тоже недостатки.

Безусловно, цели государственной  политики в той или иной области  должны быть сформулированы четко, и  это необходимо сделать таким  образом, чтобы из них логично  вытекали все последующие документы  и мероприятия органов власти. В нашем же случае в ключевых разделах, определяющих цели политики, авторы обоих  актов путают цели и способы их достижения, но зато очень тщательно  подходят к тем разделам, где определяются порядок и ответственность при  формировании программ, финансируемых  из федерального бюджета.

Также в инновационной  политике России существуют проблемы в части регулирования инновационной  деятельности и определения самых  общих функций государственных  ведомств. Таких ведомств три.

Главное - Министерство экономики  РФ. На него возложены функции разработки инновационной политики. Оно организует и координирует всю работу по ее оформлению, а в последующем осуществляет конкурсный отбор и контроль за реализацией проектов, финансируемых за счет централизованных капитальных вложений.

На Министерство образования  РФ возложены задачи по активизации  инновационной деятельности в образовательных  учреждениях, которая направлена на «эффективную реализацию результатов  научных исследований и разработок», проводимых в организациях высшей школы.

Министерство науки и  технической политики РФ, которое  отвечает за научно-техническую политику и заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов.

Министерством создана система  бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются, и есть достаточные основания  полагать, что они не решаются потому, что эти функции ни на кого не возложены.

 

         

Заключение.

 

В заключении, следует отметить, что в России в связи с реформированием отношений собственности, трансформацией механизма управления экономикой, развитием бюджетного федерализма - формирование инновационной системы нового типа только начинается. При этом происходит смещение процессов реформирования научной сферы из федерального центра на региональный уровень.

Многое делается и в  направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

Возникает потребность выработки  новых подходов к управлению функционированием  и развитием региональных хозяйственных  систем и, прежде всего, эффективной  инновационной политики, обеспечивающей комплексное развитие регионов страны в новых условиях.

В Федеральной целевой  программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса  России  2007-2012» можно увидеть  четкую линию правительства структурировать  инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание  верхами требований времени и  необходимости адекватного ответа на них. Однако как и любой первый шаг, он чересур осторожен. Во–первых, деньги выделяются немалые, но, не дотягивают до уровня мировых лидеров. На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы,  планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год.   В целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях. Во-вторых, в нашей инновационной системе отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, которые способны брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций остается крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационных стимулов за счет выхода на рынки и получения сверхприбыли.

В целях обеспечения взаимодействия инновационных систем различных  уровней необходимо:

  1. совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала;
  2. проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
  3. формирование и развитие объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологические центры, технопарки и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

Обобщая результаты теоретического анализа и практического состояния  инновационной политики России, можно  уточнить определяющее для данного  раздела понятие и предложить новое смысловое, содержание категории  государственная инновационная  политика как системы согласованных  законодательных, административных, финансово-экономических  решений и действий, сбалансированных по ресурсам, позволяющих управлять  развитием страны или ее отдельных  регионов в соответствии со стратегическими  целями и прогнозируемыми показателями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Абалкин Л.И. Вопросы экономики: журнал №12.-М.: Институт экономики РАН, 2009.
  2. Балабанов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие.-М.: Вузовский учебник, 2008.
  3. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О.Инновационный менеджмент: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2009.
  4. Круглова Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2009.
  5. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие 2-ое изд.- М.: ИНФРА-М, 2008.
  6. Палей Т.Ф.  Инновационный менеджмент: Учебное пособие 2011.
  7. Чаусова Н.Ю., Калугина О.А.Менеджмент: учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2010.- 496 с.
  8. http://www.ecsocman.edu.ru – «Экономика. Социология. Менеджмент».

 


Информация о работе Государственная инновационная политика и стимулирование инноваций