Государственная инновационная политика и стимулирование инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:19, контрольная работа

Краткое описание

Важно отметить те приоритетные направления, по которым государство, в рамках проводимой им инновационной политики, оказывает поддержку инновационным процессам в стране, инноваторам и инновационному бизнесу в целом. Отметить приоритетные задачи в области правового регулирования инновационной деятельности.
Цель данной контрольной работы заключается в проведении теоретических и практических исследований, а также анализе государственной инновационной политики РФ.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….................3
1. Сущность и принципы государственной инновационной политики……...5
2. Основные направления государственной инновационной политики…......7
3. Факторы и условия государственного регулирования в инновационной сфере………………............................................…………………………….…11
3.1. Виды регулирования инновационной деятельности...………………….11
3.2. Инструменты государственного регулирования…………………..……14
3.3. Основные функции государственных органов в инновационной
сфере…………………………………………………………………………….15
3.4 Формы государственной поддержки инновационной деятельности…....15
4. Методы государственного регулирования в инновационной сфере……..17
5. Органы государственного регулирования инновационного процесса…..19
6. Основные проблемы развития инновационной политики РФ…………....21
Заключение..........................................................................................................23
Список используемой литературы....................................................................26

Файлы: 1 файл

2 гос рег нац эконом.docx

— 50.27 Кб (Скачать)

Организационные факторы  государственного регулирования инновационной  деятельности:

  1. государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
  2. содействие развитию инновационной инфраструктуры;

кадровая поддержка инновационной  деятельности;

  1. содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
  2. моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом Президента РФ);
  3. информационная поддержка инновационной деятельности(обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах и т.п.);
  4. содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
  5. защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

  1. развитие рыночных отношений;
  2. проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;
  3. создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;
  4. обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;
  5. расширение спроса на инновации;
  6. предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;
  7. содействие модернизации техники;
  8. развитие лизинга наукоемкой продукции;
  9. активизация предпринимательства;
  10. пресечение недобросовестной конкуренции;
  11. поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
  12. развитие экспортного потенциала страны;
  13. развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
  14. внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

  1. проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;
  2. направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;
  3. выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов;
  4. создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
  5. предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;
  6. снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Нормативно-правовые факторы  государственного регулирования инновационной  деятельности:

  1. установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;
  2. гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование  инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных  правовых актов РФ и субъектов  РФ, а также международных договоров  РФ, относящихся к инновационной  деятельности. В основе этого регулирования  – правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают  как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским  кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование  взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также  между ними и другими участниками  инновационного процесса осуществляется на основе договоров:

  1. на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  2. выполнение проектных и изыскательских работ;
  3. строительного подряда;
  4. по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности;
  5. страхования инновационных рисков;
  6. (контрактов) с инвесторами;
  7. иных, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование инновационной  деятельности происходит на базе инновационных  прогнозов, инновационных стратегий, инновационных программ, инновационных  проектов, программ и проектов поддержки  инновационной деятельности.

 

3.2. Инструменты государственного регулирования:

 

  1. социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
  2. государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;
  3. федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации экономических процессов;
  4. государственные заказы и современные контрактные системы;
  5. индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности.

3.3 Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

 

  1. аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
  2. координация инновационной деятельности;
  3. стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
  4. создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
  5. кадровое обеспечение инновационной деятельности;
  6. формирование научно-инновационной инфраструктуры;

7.       институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

8.       обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

9.      повышение общественного статуса инновационной деятельности;

10.    региональное регулирование инновационных процессов.

 

3.4 Формы государственной поддержки инновационной деятельности:

 

  1. прямое финансирование;
  2. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  3. создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  4. снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
  5. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  6. реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;

создание сети технополисов,  технопарков и т.п.

Важной задачей государственного регулирования является регулирование  международных связей в области  инновационной деятельности.

Выбор приоритетных направлений  исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической  политике. Приоритетные направления  исследований и разработок реализуются  в виде крупных межотраслевых  проектов по созданию, освоению и распространению  технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных  исследований, научно-техническому обеспечению  социальных программ, международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и  техники детализируются в перечне  критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и  имеют существенное значение для  развития многих областей науки и  техники. При отборе критических  технологий учитывают их влияние  на конкурентоспособность продукции  и услуг, качество жизни, улучшение  экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и  техники, а также перечень критических  технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка  и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается  на основе утверждения приоритетного  значения инновационной деятельности для современного общественного  развития.

 

 

 

 

4. Методы государственного регулирования в инновационной сфере

 

По характеру государственного воздействия на научную и инновационную  деятельность различают методы прямого  и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической  политики).

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах административно-ведомственной и программно-целевой.

Административно-ведомственная  форма проявляется в виде прямого  финансирования, осуществляемого в  соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного  содействия инновациям.

Программно-целевая форма  государственного регулирования инноваций  предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных  целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах.

В системе прямых методов  воздействия государства на инновационный  процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области  нововведений и кооперацию университетов  с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых  научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных  и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной  политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов  промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в  реализации государственной инновационной  политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования  инновационных процессов  достаточно разнообразны.

К косвенным методам следует  отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно- технических организаций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Информация о работе Государственная инновационная политика и стимулирование инноваций