Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:46, реферат
Люди всегда стремились облегчить свой труд. Для этого они придумывали разнообразные приспособления, механизмы и машины, усиливающие различные физические возможности человека. Но лишь немногие механизмы помогали человеку лучше выполнять умственную работу. Ныне большинство всех работающих в развитых странах занимаются исключительно умственной деятельностью. Ясно, что теперь без машин, способных резко усилить умственные возможности человека, просто не обойтись.
Введение 3
1.Возникновение компьютеризации на основе развития информационного общества 5
2.Воздействие компьютеризации на человека и сферу его жизнедеятельности 8
2.1. Отрицательное и положительное воздействие компьютеризации 8
2.2.Воздействие компьютеризации на здоровье и психику человека 11
2.3.Воздействие информационных технологий на искусство 13
3.Необходимость знания компьютерной этики по мере развития компьютеризации общества 15
3.1.Компьютерная грамотность 15
3.2.Компьютерная этика 16
3.3.Хакеры 18
3.4.Виртуальная реальность 20
3.5.Применение компьютеров 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
2.Воздействие компьютеризации на человека и сферу его жизнедеятельности
2.1.Отрицательное
и положительное воздействие
компьютеризации
Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны, телевизоры и магнитофоны, принтеры и сканеры, калькуляторы и компьютеры, международная информационная система Интернет и специализированные Сети оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь. Утверждению об антигуманном воздействии техники на культуру противостоит мнение о благотворном воздействии техники на культуру. Так, И.Файгенбаум, по инициативе которого в 1982 году была создана в США Корпорация по микроэлектронике и компьютерной технике, выступил с лозунгом «решительно ввести царство разума в век разумных машин», считает, что собственно компьютерную революцию, рождающую информационное общество, совершают логически мыслящие машины. По его мнению, в ближайшем будущем невозможно претендовать на какую-нибудь интеллектуальность без того, чтобы овладеть компьютерными системами.
Подобные оптимистические рассуждения о всевластии техники и ее благотворном воздействии на культуру порой вызывают критические возражения. Отмечая, что компьютерная техника отрицательно воздействует на творческие способности работников, приводит их к «служебному отупению», критики оптимистического технократизма предупреждают, что сама жизнь может приобрести компьютерное «измерение», что взаимодействие человека с машиной может стать эталоном взаимодействий людей друг с другом, что приведет к окостенению всего человеческого в человеке в машинообразных схемах. При этом предлагаются различные пути ликвидации этих опасных тенденций. Так, К.Хефнер ратует за создание гуманно компьютизированного общества где могут существовать разумные связи между людьми и информационными машинами.
Среди положительных моментов компьютеризации можно выделить некоторые наиболее общие:
-применение информационных технологий в различных областях деятельности человека (архитектуре и строительстве, искусстве, образовании и т. д.);
-автоматизацию рутинных процессов, что приводит к облегчению условий труда, увеличению свободного времени;
-обеспечение доступа к информации, получение её в режиме реального времени и возможности быстрой её обработки;
-расширение возможностей общения;
обеспечение
доступа к произведениям
Определённое положительное воздействие компьютеризации на человека проявляется в развитии способности точно формулировать свои мысли, быстроте, гибкости и реактивности мышления, умении определять цель своих действий и находить способы её достижения. Компьютеризация, освобождая пользователя от рутинной работы, создает простор для развития его творческих способностей, требует от человека отказа от вредных привычек, роста профессиональных знаний, нравственных качеств, общей культуры, умения точно сформулировать свои мысли. Все эти обстоятельства накладывают своеобразный отпечаток на характер человека. Его труд становится более ответственным, интеллектуально насыщенным, он утрачивает вынужденный характер и становится свободным проявлением способностей индивида, приобретает форму самодеятельности. А также что не менее важно компьютеры развивают способность к самообучению, учат находить оптимальный вариант решения возникшей задачи. Постепенно формируется культура диалога общения человека с машиной, в ходе которого происходит обмен информацией между машиной и пользователем, проводимый с помощью интерактивного терминала и по определенным правилам. Ф.Рапп заключает, «техника никоим образом не противостоит культуре только как иная, чуждая инстанция; она по меньшей мере является таким же элементом культуры. Техника есть объект и результат культурного установления норм, но вместе с тем она есть само собой разумеющаяся и устанавливающая определенные нормы составная часть нашего жизненного мира, экономики, политики и культуры»
Вместе с тем следует отметить и отрицательные стороны процесса информатизации, к которым можно отнести утверждение в общественном сознании технократического стиля мышления; формализацию знаний, превращению их в информацию.
Общаясь с компьютером, человек вынужден приспосабливаться к его жесткому, логически-организованному языку, что оказывает существенное влияние на естественный язык человеческого общения, лишая его эмоциональной окраски. При этом ослабляется образное мышление, человек становится более прагматичным. Чрезмерное увлечение компьютером может привести к уходу от реальной действительности, от живого общения, отказу от творчества, активных форм проведения досуга. Пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязнь принятия решений, страх ответственности.
Следует более подробно учесть, описанное выше, воздействие, которое оказывает информационная техника на сам процесс человеческого мышления. Сложившаяся в процессе эволюции человека гармония рационального и эмоционального по мере информатизации труда, когда нагружается в основном левое полушарие, постепенно утрачивается. Это приводит к технократичности мышления, которое в духовных ценностях на первый план выпячивают критерии рациональности, эффективности, целесообразности в ущерб идеалам добра и красоты. Созерцательность рафинированного естественнонаучного подхода сменяется искусственно-техническим, информационным подходом. В этом случае в поле внимания человека прежде всего попадают не привычные для него вещественно-энергетические характеристики, а информация, данная в виде символов и человек общается с машиной (а она выступает как объективная реальность) на искусственном языке. Человек символизирует себя в информационной технологии, компьютер выступает системой, символически изоморфной человеку. Человек становится все более прагматичным и все менее эмоциональным, он устремлен в погоню за информацией, материальными ценностями. Это создает состояние душевного дискомфорта, потерю индивидуальности и снижение общекультурного уровня личности, более того - к дегуманизации труда и манипуляции людьми, влечет за собой многие негативные формы поведения человека – озлобленность, агрессивность, конфликтность и т.п. Возникает проблема гуманизации, как возврата человека к его естественному состоянию и гармоничному развитию, и возрастает роль гуманизации образования, как средства формирования информационной культуры. Целью гуманизации образования является гармоничное развитие личности, предполагающее не только формирование способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, но и формирование нравственных качеств, эстетических вкусов, интеллектуальных и творческих способностей.
Компьютеры очень логичны и заставляют людей совершенствовать стиль мышления на высоком уровне абстракции – алгебраической. Эмоционально окрашенное геометрическое мышление подавляется. Психологи утверждают, что в развитых странах эйдетизм, т.е. способность памяти сохранять яркие образы предметов, исчезает. Притупляются особенности естественного языка – его многозначности, метафоричности. Алгоритмический язык компьютеров приучает человека к метафизическому мышлению, усилению значимости его формально-логической стороны взамен диалектической. Принижается интуиция человека, его мышление делается инструментальным, способность к творчеству не принимается в расчет. Наблюдаются факты разобщающего воздействия компьютеров на коллектив, выделение «компьютерной элиты», происходит потеря каких-то полезных навыков, «тайны профессии» и мастерства, которые накапливались веками.
Следовательно с одной стороны можно выделить положительные факторы влияния информатизации на человека: увеличение знаний, расширение возможности общения, развитие склонности к интеллектуальному труду, воспитание точности и аккуратности мышления. В то же время возникают и негативные последствия информатизации и актуализируется проблема информационной безопасности личности и общества. Страх перед все усложняющейся вычислительной техникой (компьютерофобия), электромагнитное облучение и повышение утомляемости людей при работе на компьютере, компьютерные вирусы, дегуманизация и милитаризация процесса информатизации, манипулирование общественным сознанием, изоляционные тенденции в поведении людей и ослабление общественных и семейных связей, компьютерное одиночество, формирование новых духовно-культурных ориентиров, психические расстройства, попытка заменить реальный мир виртуальной реальностью - все это реалии сегодняшнего дня. Учтем, что сейчас объем продуцируемой обществом информации удваивается практически ежегодно и поэтому возможности человека к адаптации быстро возрастающим информационным нагрузкам уменьшаются. Таким образом, процесс компьютеризации современной культуры, являясь многофакторным и противоречивым, в первую очередь предполагает развитие человека.
2.2.Воздействие
компьютеризации на
здоровье и психику
человека
Важной проблемой, возникшей при компьютеризации общества, является предупреждение и ликвидация негативного воздействия этой техники на здоровье людей. По данным Т.Уильямса, внедрение информационной технологии сопровождается заболеваниями. От 20 до 30% персонала страдают поражениями от повторяющегося перенапряжения. Форсируя адаптацию человека к новым условиям, информационная технология приводит к функциональным изменениям в организме. Заболевание поражает мышцы и сухожилия рук, плеч и шеи из-за длительного статистического напряжения, необходимого для выполнения повторяющегося движения руками. Риск заболевания повышают несколько факторов. Биохимические связаны с неправильной позой, количеством и скоростью повторяемых движений без перерыва. Организационные обусловлены длительным напряжением, недостаточным обучением, перегруженностью, темпом работы и т.д. Управленческие вызваны недостаточным пониманием природы заболевания со стороны управляющих, языковым барьером при общении с машиной и т.п. Как писал в свое время К.Ясперс, при постоянном напряжении и спешке труд превращается в простую затрату сил и в состоянии усталости действуют только инстинкты, потребность в развлечении и сенсации.
На здоровье пользователей также влияют повышение зрительного напряжения, психологическая перегрузка, длительное неизменное положение тела в процессе работы и электромагнитные поля, тепло и вредные химические вещества, выделяемые из компьютера в процессе работы, повышенный уровень шума от принтера и другие факторы. В частности, из-за особенности излучения мониторной трубки наблюдается потеря остроты зрения. Работа на компьютере создает принципиально иные нагрузки на сетчатку глаза, чем чтение или письмо на бумаге. Ресурсы человеческого мозга рассчитаны на переработку максимума информации в 16 бит в секунду, тогда как человек, сидящий за компьютером, должен перефокусировать свое зрение от 15 до 20 тыс. раз в течении рабочего дня. Накопление электростатического заряда на поверхности монитора, переменные электромагнитные поля, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения, блики на экране – все это, в конце концов, порождает и развивает компьютерную болезнь, которая охватывает все большее количество людей. Так, в США за последние 40 лет «всеохватывающий стресс» вырос на 45% и ныне проявление этой болезни, названной «синдромом стресса оператора дисплея», встречается более чем у половины пользователей.
Информационный поток, который обрушивает на нас современная техника, является раздражителем огромной силы, к которому человек не был подготовлен природой. На него мы должны реагировать как на угрозу. Так на него мы и реагируем: агрессивностью, тревожностью, нарушением психики. Особенно губительно действует современна информационная техника на психику детей. Раннее приобщение ребенка к миру рационального, логического может лишить его эмоций, сопереживания другому человеку. Лишенные нормального общения со взрослыми, дети приобретают все признаки умственной отсталости.
Являясь прямым обращение к психике человека,
информационное воздействие должно быть
продуманным, грамотным, не вредить здоровью
человека. Информационное общество требует
формирования новой культуры, составными
элементами которой должны являться не
только компьютерная грамотность, но и
продуманное соединение интересов человека
с техническими возможностями компьютера,
научно разработанная гигиена компьютерного
труда и компьютерная этика.
2.3.Воздействие
информационных технологий
на искусство
Поскольку информационное общество нацелена на развитие творчества субъектов, процесс его становления сопровождается возрождением высокой культуры. Общество вступает в период, когда культура имеет значение большее, чем когда-либо. Тенденция возрождения высокой культуры является составным элементом гуманизации общества, способствует ее глобализации, отличается наличием многообразия, использует возможности информатики и становится выгодной сферой применения капитала.
Информация о работе Воздействие компьютеризации на социальное развитие общества