Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:39, контрольная работа
Компьютерные технологии имеют достаточно широкое применение во всех областях, связанных с обучением. За последние два десятилетия эти технологии, прочно вошли в арсенал средств образования, педагогики и психологии. Задачи, решаемые с помощью компьютерные программ самые разнообразные. Учебные пособия, словари, энциклопедии, выполненные в гипертекстовой форме, позволяют повысить скорость обучения, делают поиск материала более удобным. Программы, содержащие тесты, могут использоваться, как в обучающих комплексах, так и в, собственно, тестирующих, экзаменационных комплексах.
Конечно, предложенная классификация не претендует на полноту и может быть продолжена. К тому же понятно, что такая дифференцировка довольно условна и требует доказательств.
Так же особо хотим обратить внимание на сетевые компьютерные игры, где за каждого персонажа действуют конкретные люди, находящиеся на другом конце локальной или мировой паутины. Мы смеем предположить, что в этом случае результат диагностики может быть на порядок точнее, так как создавать игровую ситуацию (независимые переменные) будет уже не столько запрограммированная машина сколько «живая психика» человека, находящегося, допустим, за стеной. То есть таким человеком вполне может быть экспериментатор, у которого есть возможность целенаправленно изменять ход событий, манипулировать процессом игры и оставаться при этом анонимным. С одной стороны экспериментатор и не присутствует рядом, но с другой – не только наблюдает за действиями испытуемого на экране в режиме реального времени, но и сам включается в эксперимент. В принципе, количество экспериментаторов и испытуемых (в т.ч. их взаимодействие) в одной игре может зависеть только от цели эксперимента. Положим, что такой подход может оказаться более гибким, нежели опросники, но, к сожалению, пока не можем этого утверждать.
Следует заметить, что для диагностики мы предполагаем использовать только трёхмерные модели виртуальной реальности. Двухмерные модели на наш взгляд значительно снижают «эффект присутствия», и как следствие – диагностическую ценность методики.
Множество работ в современной психологии посвящено взаимодействию компьютера и человека, особенно ребенка. Наиболее важные направления исследований – изучение возможности применения развивающих и обучающих психологических компьютерных программ и влияние компьютерных игр на психику ребенка. Именно эти вопросы больше всего волнуют родителей – как, пользуясь компьютером с наибольшей пользой, не нанести вреда ребенку.
Большинство исследований зарубежных и отечественных ученых показывает, что использование психологических компьютерных программ очень эффективно для всех людей – от дошкольников до пенсионеров.
Для
маленьких детей
Однако к выбору такого рода программы нужно подходить не менее внимательно, чем к выбору правильной обуви или полезного питания. И дело не только в том, что плохо сделанная компьютерная программа может вредно влиять, например, на зрение ребенка из-за неправильного цветового решения.
Исследования подтвердили, что некоторые из программ, использующихся для обучения ребенка читать, менее эффективны, чем даже традиционные методики. Кроме того, в современном постиндустриальном обществе изменяются требования к образованному человеку. Теперь надо не только и не столько владеть определенными знаниями, а нужно, основываясь на базовых знаниях, уметь находить и обрабатывать информацию, постоянно учась.
Также немаловажным становится умение находить неожиданные решения, нужна креативность, «творческость» мышления. Но именно это умение часто подавляется при сильном увлечении психологическими компьютерными программами. В них, как правило, используются тесты, которые тренируют не мышление, а умение угадать правильный ответ.
Еще одна проблема, которая может подстерегать детей и родителей: ребенка пытаются научить чему-то, к чему он еще психологически не готов. А при отсутствии психологической готовности дополнительные усилия могут лишь затруднить обучение.
Однако эти недостатки ни в коем случае не перечеркивают достоинств обучающих программ: их наглядности, возможности легко манипулировать с объектами, использование индивидуального подхода – ведь в зависимости от правильности выполнения и сделанных ошибок программа сама направляет ребенка в нужное место. Немаловажно и то, что ребенок, играя, гораздо лучше и полнее усваивает знания и навыки, а обучение на компьютере для ребенка всегда игра.
Еще более осторожно, чем к выбору компьютерных обучающих программ, надо подходить к выбору компьютерных игр. Игры могут помочь развить у ребенка наблюдательность, пространственное мышление, увеличить скорость реакции или просто занять малыша на некоторое время. Однако игры могут быть причиной проблем при общении с другими людьми, возникновении у ребенка агрессивности или тревожности, могут подавлять его личность.
После трагических событий в Америке, когда по стране прокатилась волна немотивированных убийств, совершенных подростками-любителями компьютерных игр «стрелялок», психологи стали исследовать этот феномен. Оказалось, что при игре в компьютерные игры, содержащие насилие, подавляется деятельность мозга в тех участках, которые «отвечают» за эмоции, планирование собственных действий, самоконтроль и самообладание человека. При этом у «активных» пользователей, играющих более 1-2 часов в день, наблюдалась наименьшая активность мозговой деятельности. Подобные нарушения деятельности мозга особенно опасны для маленьких детей, у которых многие функции (например, самоконтроль) еще не полностью сформированы. Следует отметить, что у тех детей, которые играли в «мирные» игры, например, в автогонки, подобных нарушений практически не возникало или они были очень малы.
Еще один существенный момент. В одном эксперименте американские психологи выдали детям 9-10 лет «настоящие» пистолеты и предложили попасть в силуэт человека, нарисованный на доске и расположенный на расстоянии 10 метров. Результат поразил самих ученых. Большинство детей, не играющих в компьютерные игры или играющих в «мирные» игры, не смогли выстрелить в силуэт, а из тех, кто выстрелил, большинство промахнулось. Дети же, часто играющие в игры содержащие насилие, стреляли, не задумываясь; 99% из них попали в мишень, а 97% – поразили жизненно важные органы. Этот результат настолько ошеломляющий, что некоторые психологи предложили ввести возрастной ценз на подобные игры, такой же, как на курение или спиртные напитки.
Эти факты заставляют признать, что компьютерный мир создает свою, «виртуальную» реальность, которая для детей бывает более реальной, чем настоящий мир. Поэтому необходимо ограничивать игру детей на компьютере не только из-за возможного вреда здоровью, но и для того, чтобы ребенок как можно больше жил в реальном мире, общался с реальными людьми и играл с реальными предметами. Ведь один из «соблазнов» общения с компьютером – возможность вернуться на шаг назад, изменить свой выбор, сделать другое действие. В жизни такая возможность предоставляется очень редко. А ребенок все надеется, что можно будет переиграть и не привыкает брать на себя ответственность за свои поступки.
В общем, можно заключить, что достоинств и недостатков у компьютера поровну. И как его использовать, что будет превалировать – недостатки или достоинства, зависит от нас с вами. Разумное использование компьютерного обучения, игра в хорошие игры пойдут только на пользу ребенку. Однако при этом следует помнить, что виртуальный мир, создаваемый компьютером, притягивает к себе иной раз сильнее любого наркотика. Особенно это касается детей, которым не с чем сравнивать, которые не обладают нашим опытом и знаниями. Многие застенчивые дети испытывают при общении с людьми большое психоэмоциональное напряжение. Чтобы избежать этого, они уходят в псевдообщение с компьютером, все больше и больше отдаляясь от людей и попадают в замкнутый круг, разорвать который можно будет лишь с помощью опытного психолога.
Но, несмотря на все это, достоинств у компьютерных программ все-таки больше. Кроме того, практически все перечисленные недостатки поддаются контролю.
Новые
требования к образовательным результатам
и соответствующие изменения
в содержании и методах обучения
обуславливают переход к новой
образовательной среде. Потенциалом,
необходимым для новой
В связи с этим всё более значимым становится место ИКТ в системе подготовки и повышения квалификации учителей. Для работы в новой образовательной среде на основе средств ИКТ учитель должен владеть следующими умениями.
Первое – умение находить необходимую информацию. В новой образовательной среде главным достоинством педагога является не набор имеющихся у него знаний и умений, а прежде всего умение и готовность получать новые знания и применять их в своей профессиональной деятельности. В связи с этим особое значение имеет умение находить нужную и полезную информацию в большом информационном потоке.
Второе – знание основ авторского права. Прежде чем использовать найденную информацию в своей работе, необходимо позаботиться о соблюдении авторских прав владельцев соответствующих ресурсов. Как правило, владельцы электронных ресурсов не возражают против использования их информационных продуктов в образовательных целях. Но в любом случае необходимо указать ссылку на ресурс, с которого скопирована информация, сведения о владельце, дату публикации или написать автору электронное письмо с просьбой разрешить использовать опубликованную информацию в образовательном процессе и обязательно сохранить переписку.
Третье – умение ориентироваться в цифровых образовательных ресурсах (ЦОР). Сегодня собрано большое количество ЦОРов по разным предметам. И поиск необходимых к уроку дидактических и методических материалов целесообразно начинать именно с них, а также с тематических каталогов образовательных ресурсов и электронных энциклопедий.
Хотя
все эти ресурсы предназначены
для использования в
Четвёртое – умение создавать собственные образовательные ресурсы. При огромном количестве образовательных ресурсов, тематических каталогов и электронных энциклопедий самым мощным и гибким инструментом в руках учителя является умение создавать собственные образовательные ресурсы. Для этого учитель должен быть знаком с основными технологиями обработки текстовой, числовой, графической информации, звука, видео, владеть основами создания мультимедиа-презентаций web-сайтов, а также анимации и трёхмерной графики как средств создания наиболее потенциально эффективных дидактических материалов. Кроме того, довольно часто уже имеющиеся и скаченные из Интернета образовательные ресурсы необходимо редактировать. А для этого нужно владеть всем набором умений, необходимых для создания собственных ресурсов. При этом опять же надо помнить о правах авторов ресурсов, которые редактируются, а также тех материалов, которые используются для создания собственных ресурсов.
Пятое – умение ориентироваться в интернет-сообществах. Кроме материалов для использования в образовательном процессе в Интернете можно получить информацию о способах деятельности, о том, как находить, редактировать, создавать или использовать ЦОРы в своей профессиональной деятельности. Кроме того, можно консультироваться по всем возникающим вопросам с коллегами по работе, владеющими этими технологиями. Для этого необходимо популяризировать участие учителей в интернет-сообществах, форумах.
Современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию. Невозможно научить учителя всему, что ему может понадобиться в его работе. Поэтому нужно научить его продолжать повышать свою квалификацию, в том числе пользуясь социальными сервисами Интернета. А это огромное сообщество людей, готовых помочь ему и принять помощь от него. Таким образом, педагогические интернет-сообщества несут в себе огромный потенциал для каждодневного повышения квалификации. Кроме того, совместные сообщества педагогов, учащихся и родителей в неформальной, не школьной обстановке способствуют лучшему взаимопониманию между учителями, учащимися и их родителями.
Наличие
персонального компьютера на рабочем
месте педагога-психолога
Информация о работе Виды деятельности практического психолога, предполагающие использование ИКТ