Виды деятельности практического психолога, предполагающие использование ИКТ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Компьютерные технологии имеют достаточно широкое применение во всех областях, связанных с обучением. За последние два десятилетия эти технологии, прочно вошли в арсенал средств образования, педагогики и психологии. Задачи, решаемые с помощью компьютерные программ самые разнообразные. Учебные пособия, словари, энциклопедии, выполненные в гипертекстовой форме, позволяют повысить скорость обучения, делают поиск материала более удобным. Программы, содержащие тесты, могут использоваться, как в обучающих комплексах, так и в, собственно, тестирующих, экзаменационных комплексах.

Файлы: 1 файл

виды деятельности пр.псих. 1.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

               СОДЕРЖАНИЕ 
           
           
           
           
           

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

     Компьютерные  технологии имеют достаточно широкое  применение во всех областях, связанных с обучением. За последние два десятилетия эти технологии, прочно вошли в арсенал средств образования, педагогики и психологии. Задачи, решаемые с помощью компьютерные программ самые разнообразные. Учебные пособия, словари, энциклопедии, выполненные в гипертекстовой форме, позволяют повысить скорость обучения, делают поиск материала более удобным. Программы, содержащие тесты, могут использоваться, как в обучающих комплексах, так и в, собственно, тестирующих, экзаменационных комплексах.

     Компьютерные  технологии уже   прочно вошли  в наш обиход. Они стали надежными  помощниками школьной практической психологии в различных направлениях, тем более что преимущества ИКТ  просто неоспоримы. Это и огромный интерес детей и подростков, и  широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение), и возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы), а также интерактивность компьютерных программ и значительная экономия времени.

     Информатизация  деятельности педагога-психолога может  идти по четырем направлениям:

     1. Психодиагностика.

     2. Психологическое просвещение и  консультирование.

     3. Коррекционная и развивающая работа.

     4. Организационно-методическая работа.

    Цель работы: рассмотреть виды деятельности практического психолога, предполагающие использование ИКТ

 

     1. Компьютер в деятельности психолога

 

     Разработка  и использование компьютерных средств  для психолога предполагает:

     1) описание необходимых и достаточных  функций деятельности психолога; 

     2) определение группы режимов, в  которых возможно использование  компьютеров психологами; 

     3) описание дерева целей, которые  необходимо достичь психологу  при работе в упомянутых режимах;

      4) определение требований к конкретным  программным средствам, позволяющим достигать указанные цели [8;160].

     Е.Б.Моргунов выделяет следующие основные режимы использования компьютера психологом:

     1. Работа с компьютерными вариантами психологических методик, где выделяются два подрежима:

     1) психодиагностика на компьютере;

     2) подрежим обучения сотрудников  (на различных курсах по обучению  иностранного языка, при проведении  деловых игр и т.п.).

       Как отмечает Е.Б.Моргунов, выделяется две традиционные линии в автоматизации психодиагностических методик: первая связана с созданием компьютерных аналогов известных бланковых методик, а вторая – с широким использованием аппаратных средств. «Две упомянутые линии автоматизации психодиагностики дополняют друг друга и в случае совместного использования могут расширить возможности психолога», – пишет Е.Б.Моргунов [8;162].

     2. Работа с данными: представление  данных, их статистическая обработка,  запись и хранение в памяти  компьютера и т.п.

     3. Работа с текстами, предполагающая следующие подрежимы: поиск и чтение текстов, ввод текста, редактирование текста, поиск ошибок, распечатка текстов и т.п.

     Как отмечает Е.Б.Моргунов, «второй и третий режимы работы не являются прерогативой психологов», т.к. реализуются и «другими специалистами», поэтому «трудно говорить о специальных психологических программных средствах для этих режимов» [8;189].

       4. Работа психолога с людьми – подрежимы: работа с испытуемыми и клиентами, работа с коллегами и руководителями. «Для каждого из этих подрежимов необходимы специальные программные средства», – пишет Е.Б.Моргунов [8;189].

     Если  обратиться к самой истории использования  психологами компьютерных средств  и выделить стадии внедрения компьютера в психологические исследования и психологическую практику, то сами эти стадии различаются, во-первых, хронологически, а во-вторых, степенью проникновения компьютеров в структуру деятельности психолога. На этой основе Е.Б.Моргунов выделяет следующие стадии внедрения компьютеров в деятельность психолога:

     1. Компьютеры используются в качестве  средства статистической обработки  данных (начало 60-х гг. ХХ в.).

     2. Попытки использовать компьютер  в режиме реального времени  в качестве средства управления  инженерно-психологическим экспериментом. Например, работа Дж.Сперлинга по изучению кратковременной памяти в начале 60-х гг. (в СССР подобные работы были выполнены в середине 60-х гг.).

     3. Использование компьютеров в  качестве средства объединения  отдельных методик в пакеты  прикладных психологических программ.

     4. Более отчетливое разделение  программного и информационного  обеспечения компьютерной методики. Были созданы так называемые  «конструкторы» тестов-опросников и тестов-заданий, доводить которые до готового образца были в состоянии «непрограммирующие психологи». Первые эксперименты в этой области были проведены еще в 1979-1980 гг. «Традиционным стало разделение функций, при котором программное обеспечение разрабатывалось программистом, а информационное (вид стимульного материала, его объем, параметры времени предъявления) вводилось психологом. Психологу сразу стало легче общаться с компьютером. Соответственно увеличились темпы распространения последних», – пишет Е.Б.Моргунов [8;189].

     5. Использование декларативных заданий  для интерпретации компьютерной  психодиагностики. Эта стадия началась недавно, лишь в конце 80-х гг. и пока имеются лишь первые попытки в этом направлении. «Наивысшего уровня развития эта стадия достигнет при полноценном использовании в психологии экспертных систем», – отмечает Е.Б.Моргунов

     Если  сопоставить последовательность инноваций  в компьютеризации психологической  практики с этапами работы психолога, получится следующая картина, – пишет Е.Б.Моргунов. – «Первая стадия связана с автоматизацией обработки результатов, вторая стадия – с проведением отдельной методики, третья – с проведением эксперимента, включающего несколько методик; четвертая стадия связана с процессом создания методик и пятая стадия – с интерпретацией результатов эксперимента» [8;190].

     2. Компьютерные  системы психодиагностики

 

     Наличие персонального компьютера на рабочем  месте педагога-психолога избавляет  его от массы проблем, ну а в  психодиагностике он просто незаменим. Система автоматизированной диагностики  состоит из конструктора тестов, компьютерной диагностики, программ обработки информации.

     С помощью конструктора тестов психолог может набирать и преобразовывать  любые профессиональные текстовые  методики в компьютерный вариант  и перестанет тонуть в ворохе бумаг. Школьный психолог предложит детям  не только индивидуальное, но и групповое компьютерное тестирование, которое значительно облегчит его работу с учащимся.

     Кроме этого, с помощью конструктора тестов психолог может создавать свои собственные  методики, анкеты, опросники, необходимые  для конкретной ситуации. У него появляется возможность проводить тестирование, анкетирование, опрос не только учащихся, но и учителей и даже родителей. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.

     В настоящее время существует большое  количество компьютерных систем психодиагностики. Их можно разделить на несколько  групп. Критериями при этом могут  выступить:

     - количество методик в составе  системы;

     - возможность изменения методик.

     На  основе первого критерия целесообразно  выделять «одномерные» и «многомерные» системы. «Одномерные» системы предназначены для проведения компьютерной психологической диагностики, как правило, по одной тестовой методикам. К ним следует отнести, прежде всего, достаточно распространенные компьютеризированные варианты отдельных известных методик (тесты MMPI, Кеттела, Люшера, Майерс-Бригс и др.).  

     Ориентированность на оценку только одного класса параметров личности – личностных акцентуаций, черт характера, текущего состояния (при всей существенности данных параметров для оценки кадров) является ограничением таких систем и не позволяет рассматривать их в качестве адекватного средства психолого-диагностической поддержки работы с персоналом.

     3. Компьютерные  игры в психологии в качестве диагностического инструментария

 

        Когнитивное  направление в  психологии повело науку неверным  путём к познанию психического. Любая презентация психики, в  какой бы то ни было модели  весьма приблизительна и условна и требует весомых доказательств своей адекватности. Сомнения в принципиальной возможности создания адекватных моделей собственно психологических явлений Е.И.Бойко высказывал ещё более 30 лет назад: «Моделирование субъективного образа как такового… строго говоря, очень проблематично, если не невозможно вообще» (Бойко 1968).

     Если  вопрос о моделировании субъективных явлений в известном смысле проблематичен, то искусственное создание специальных  условий (с помощью компьютерных технологий) для проявления психики людей вполне возможно. Это давно поняли военные, создавая специальные тренажёры (симуляторы) для обучения и проверки навыков пилотирования в различных условиях. Обучение в виртуальной реальности помогало им уберечь не только человеческую жизнь при неудачном исходе, но и дорогостоящую технику.

     Смысл заключается в том, что игровая  деятельность, опосредованная компьютером, способна изменять состояние сознания человека (Войскунский, 2000). На сегодняшний  день визуально-аудиальные спецэффекты  настолько приближены к реальным звукам, а трёхмерная графика имеет такую прорисовку и динамику, что у человека создаётся иллюзия взаимодействия со средой, порождающей искусственные раздражители, и психика игрока волей-неволей отключается от связи с действительностью. Сенсорная система полностью (или почти полностью) изолируется от естественных раздражителей (Негодаев И.А., Пранова М.И, 2004). Психологи называют этот, практически не исследуемый феномен «погружением в киберпространство». При «погружении» сознание сужается до рамок монитора. Фактически, тело игрока присутствует в действительной реальности, а психика находится по ту сторону экрана, в реальности виртуальной. Время останавливается. Эмоции практически не контролируются. Такое состояние, как мы предполагаем, поможет нам решить проблему влияния случайных раздражителей на процесс эксперимента.

     Необходимо  так же указать на такую особенность  компьютерной игры, как её способность  создавать эффект «присутствия». Рейнгольд  и Калавски отмечают, что операторы, использующие трёхмерные модели, обычно описывают эффект «присутствия» в смоделированном мире, как будто они реально находятся там. Пилоты, пользующиеся трёхмерными тренажёрами, обычно проявляют признаки стресса, когда с трудом избегают виртуального столкновения, что даёт основания предполагать, что они воспринимают не только компьютерную графику, но и среду, которая ощущается аутентичной и реальной. При наблюдении за людьми, играющими в компьютерные игры, можно увидеть резкие движения попытки увернуться от ударов или выстрелов виртуальных противников, иногда можно видеть довольно ярко выраженные эмоции испуга, гнева, радости и т.п. по отношению к виртуальному миру. Иными словами, эффект присутствия в виртуальном мире компьютерных игр начинается тогда, когда начинается переживание играющим происходящего как реального опыта, а также формируется мотивация поведения в виртуальном мире и ценностно-смысловая система для этого мира т.е. начинается психическое отражение его на всех уровнях, обеспечивая формирование виртуальной личности человека – «Я – виртуального».

     Одним из главных факторов успешности проведения психодиагностического обследования личности является мотивационный стимул для испытуемого, добиться которого во многих случаях весьма непросто. Вся прелесть игровой деятельности состоит в том, что она способна формировать мотивационный компонент в своём процессе (Эльконин Д.Б. 1999). Игровая деятельность в виртуальной реальности обладает способностью удовлетворять широкий спектр социальных потребностей человека, кроме, конечно, базовых, физиологических: потребность в самоуважении, самовыражении, эмоциях, но нас, прежде всего, будут интересовать потребность в свободе и возможность реализовать ту часть своего Я, которая скрыта, подавленна нормами общества - бессознательное. Этому способствует анонимность (при проявлении скрытых желаний), безответственность (за социально – неприемлемые поступки) и практически безграничные возможности в виртуальной среде, что снимает целый ряд психологических барьеров.

     Диагностируя  личность предлагаемым методом, мы, прежде всего, намереваемся выявить латентные потребности (и способ их удовлетворения), которые, по словам Мерея никогда не проявляются в адаптивных поведенческих актах, а лишь в фантазиях, сновидениях и играх (Соколова Е.Т 1979).

     На  данное время компьютерные игры принято  классифицировать по их жанрам. Если посмотреть на это через призму психодиагностики, прослеживается (и на наш взгляд это интересно) то, что каждый игровой  жанр задействует определённую сферу  способностей и психических процессов. Учитывая эту связь, мы можем предложить иное видение классификации:

Информация о работе Виды деятельности практического психолога, предполагающие использование ИКТ