Управление знаниями в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:06, реферат

Краткое описание

Знания - это продукт осознанной или неосознанной переработки информации1, позволяющей целенаправленно получать желаемый результат, как материальные, так и нематериальные. Знания позволяют по средствам затрат материальных ресурсов и трудовых ресурсов получать определенный продукт.

Оглавление

Введение
1.Виды знаний…3
2.Корпоративные знания…4
3.Формы создания корпоративных знаний…5
4.Процесс управления знаниями…7
5.Стратегия управления знаниями…9
6.Инетеллектуальный ресурс компании…12
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат Ермаков Иван Владимирович днм 502.docx

— 36.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Московский  государственный  университет

экономики, статистики и информатики (МЭСИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 

на тему: «Управление знаниями в организациях» 
 
 
 
 

Студент: Ермаков Иван Владимирович 

Специальность: Менеджмент организации 

Группы: ДНМ 502 

Преподаватель: Затеса Александр Васильевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА 2011 

    
 

План:

Введение

1.Виды знаний…3

2.Корпоративные  знания…4

3.Формы создания  корпоративных знаний…5

4.Процесс управления  знаниями…7

5.Стратегия управления  знаниями…9

6.Инетеллектуальный  ресурс компании…12

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

    Введение

    Знания - это продукт осознанной или неосознанной переработки информации1, позволяющей целенаправленно получать желаемый результат, как материальные, так и нематериальные. Знания позволяют по средствам затрат материальных ресурсов и трудовых ресурсов получать определенный продукт.

    При этом управлять знаниями - значит систематически, точно и продуманно формировать, обновлять и применять их с целью максимизации эффективности предприятия и прибыли от активов, основанных на знаниях. 

     1.Виды знаний

   Я бы разделил знания в организациях на две группы: явные и неявные.

   Явные (формализованные2) знания - это те знания, которые так или иначе документированы, они существуют в виде документов, отчётов, книг, статей, графиков, схем и т.д.

   Неявные (неформализованные) знания существуют исключительно в головах сотрудников, но не следует противопоставлять друг другу явные и неявные знания. По мере формализации неявные знания возникают новые неявные знания. А если этого не происходит, то это свидетельствует о застое в организации и перспективе кризис.

               В плане антологии3 я бы выделил четыре уровня знаний:

           1.Индивидуальные.

           2.Групповые.

           3.Организационные.

           4.Межорганизационные. 

     Индивидуальные и личные знания – это исходный уровень для формирования всех остальных групп знаний. Индивидуальные знания формируются в результате воспитания, обучения, образования, размышления, приобретение    индивидуального опыта, социального взаимодействия людей в обществе.                

    Организационные знания – это разделяемое сотрудниками организации    совокупность принципов, правил, фактов. Организационными знаниями сотрудники руководствуются при принятии решений в управленческой трудовой деятельности, при формировании стратегии предприятия. Процесс создания организационных знаний возможен только в союзе с корпоративной культурой, убеждающей в необходимости обмена знаниями, как для организаций, так и для каждого владельца этих знаний. Обычно в организациях объектом управления являются в первую очередь коммерческие знания, т.е. совокупность образцов, правил и предписаний о том или ином аспекте работы в фирмы, использование которого позволяет организации формировать её рыночные параметры. 

    2.Корпоративные  знания

               Корпоративные знания можно ориентировочно разделить на категории:

  1. Знание бизнес-процессов в компании, сюда относится не только производственно-технологическая информация, но и соответствующая справочная, финансовая, юридическая документация, навыки и опыт персонала
  2. Знание корпоративной культуры, при этом можно конечно говорить о корпоративных стандартах взаимодействия персонала компании с клиентами (правила процедуры) а также о принципах межличностных коммуникаций сотрудников.
  3. Знание о внешней среде компании, состояние дел в сегментах рынка, где компании работают в данный момент.
  4. Ситуацию в перспективных рыночных нишах, привлекательных для компании в перспективе, а также в тех сегментах рынка, которые могут косвенно повлиять на бизнес компании. Очень важно своевременно получат достоверную информацию о конкурентах и о их действиях, а также информация о партнёрах, поскольку зная партнеров можно заранее проработать более выгодные пути взаимного сотрудничества. Не менее важна информация о клиентах, о законодательной среде, о политических изменениях на федеральных и региональных органах в различных регионах мира, всё это сильно влияет и на специфику ведения бизнеса.
  5. Навыки применения информационных технологий. Сегодня многие компании нуждаются в информационных технологиях. Часто информационные технологии неотделимы от деятельности предприятия. И каждый новый сотрудник должен как можно быстрее освоить информационные технологии, необходимые для деятельности, но и те, кто работает давно, должны совершенствовать свои навыки, что бы постоянная модернизация стала неотъемлемой частью бизнеса.

    3.Формы создания корпоративных знаний:

    Приобретение  знаний является самой распространённой  формой создания корпоративных  знаний. Приобретённое знание наиболее просто получается путём покупки, либо путём найма сотрудников, которые этим знанием обладают, либо путём приобретения целой организации, вместе со всеми её формализованными и неформализованными знаниями. При этом одновременно решается целый ряд задач: расширяется ассортимент продукции, реализуется выход на новые рынки и приобретаются квалифицированные специалисты, но иногда и целые команда, но при этом есть проблемы:

    1. Необходимо учиться измерять приобретённые знания (оценить рыночную стоимость).
    2. Местонахождение знаний. Часто работники, чьи знания активно используются в организации, не занимают ключевых должностей и не несут ответственности. Вдруг при слиянии организаций такие сотрудники окажутся уволенными, тогда организация куплена зря.
    3. Выживание знаний в условиях неизбежных изменений, сопровождающих смену собственника компании, люди носители знаний могут уйти из-за непринятия этих изменения
    4. Сохранение культуры работы организации, При слиянии организаций культура обмена может быть разрушена, а она важнейший фактор.
 

   Знания можно также приобретать на условии аренды или лизинга. Наиболее распространённой формой лизинг является финансовая поддержка университетских исследований в обмен на внеочередное право использование результатов. Аутсорсинг на выполнение научно-исследовательских работ, также по сути дела аренда источников знаний, такой же арендой называется наём внешнего консультанта. Чем конкретней формулируется задача приобретения знаний, тем больше новых знаний получает компания.

    

    4.Процесс управления знаниями.

     Знания являются стратегическими ресурсами корпорации и некоторые осознали это сотни лет назад. Сегодня управление знаниями вполне вписываются в традиционные функции менеджмента (планирования, организация, мотивация, контроль), объединённые функции координации и принятия решений.  Другое дело, что процесс управления знаниями, как и любой другой процесс, нуждается в контроле. Именно поэтому управление знаниями в полном объёме реализуется очень неэффективно, а посему к нему и привлекается много внимания. Управление знаниями можно рассматривать как процесс, по средствам которого организация может извлечь прибыль из объёма знаний, находящимся в её распоряжении. Обобщая имеющиеся взгляды можно представить управление знаниями как совокупность процессов выявления, производства и приобретения, хранения и распространения, использования знаний и контроля над всеми этими процессами.

     Все перечисленные процессы должны быть обеспечены необходимыми ресурсами (финансовыми, техническими, технологическими и кадровыми), кроме того в процессе управления знаниями в качестве необходимого ресурса выступает адекватная корпоративная культура.

     Процесс хранения и распространения знаний включает в себя:

    1. Поиск необходимых знаний, обеспечение быстрого доступа сотрудников к знаниям,      быстрое извлечение знаний из корпоративного хранилища
    2. Передача знаний путём использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение нормативно-правового доступа к ресурсам
    3. Создание условий для обмена опытом в результате неформального общения сотрудников
    4. Усвоение знание, создание условий для обучения и повышения квалификации
    5. Сотрудники должны иметь доступ ко всем видам знаний со своего рабочего места, важную роль при этом играет интернет. Действительно возможность этой сети переоценить трудно.
 

   Важны все имеющиеся в компании коммуникации, в том числе и неформальные, здесь существует ещё одна опасность менеджерам вообще, а топ менеджерам в особенности очень непросто войти в неформальную сеть общения. В этой связи менеджерам, прежде всего, необходимо научиться слушать.  Необходимо быть доступным, демонстрировать желание получать информацию и делиться ей. Фундаментальное правило менеджера сначала услышать, а потом быть услышанным. Наряду с внутрикорпоративным обменом информации, в фирмах должен быть налажен информационный обмен с внешним окружением.

  Питер Фердинанд 4утверждал, что сейчас только тот является менеджером, кто заставляет знания работать, т.е. по сути дела управление знаниями - это создание таких условий, при которых накопленные знания и опыт эффективно используются для достижения целей организации.

   Можно  выделить три основные задачи управления знаниями в процессе их использования:

    1. Создание условий для использования знаний в деловых процессах, в том числе и в процессах принятия решения
    2. Обучения сотрудников с целью…
    3. Продажа знаний

   Для использования знаний необходимо:

    1. Найти его
    2. Получить к нему доступ
    3. Применить его правильно
 
 

  5.Стратегия управления знаниями.

   Управление  знаниями становится реальным  конкурентным преимуществом в  организации, позволяющим надеяться  на победу в конкурентной борьбе. При этом управление знаниями в каждой компании решает две главные задачи: тактическую – задачу повседневного использования знаний в ответ на требования рынка и внутренних нужд компании; стратегическую компанию, связанную с разработкой стратегии формирования человеческого капитала, соответствующего стратегическим целям компании. Что касается стратегической задачи, прежде всего она связана с представлением о персонале компании как об основе её успешного существования, а не как о возобновляемом ресурсе, что в долгосрочной перспективе интеллектуальный капитал или человеческий капитал становится ключевым фактором успеха, а в интеллектуальном капитале основой является человеческий капитал. В долгосрочных планах копании в последнее время всегда присутствует составляющая управления знания. Она должна быть увязана с миссией и должна предусматривать целый комплекс действий по формированию и развитию инновационной системы, основной составляющей которой является инфраструктура знаний, обучение персонала с соответствующим материальным и в частности финансовым сопровождением инициативы проектов по управлению знаниями.

Разумеется, в каждой компании используются свои специфические подходы по формированию стратегии по управлению знаний, однако при этом составляет интерес те подходы, которые на сегодняшний день апробированы и успешно использованы на практике. 

              Можно выделить шесть стратегий управления знаниями:

    1. Стратегия управления знаниями как бизнес стратегия, она используется организациями, где понимают, что управление знаниями и их распространение являются решающим для способности организации конкурировать и расти. Эти организации часто рассматривают знания как продукт, а управление знаниями как фактор, позитивно влияющий на прибыльность организации. Типичным примером являются консалтинговые компании. Консалтинговые фирмы зарабатывают знаниями.
    2. Стратегия передачи знаний и лучшей практики. Это из наиболее часто используемых стратегий, в центре её внимания подходы к регулярному повторному использованию знаний, к передаче лучшей практики с целью её использования для совершенствования операций, продукций или услуг, при этом происходит обмен явными и неявными знаниями, и этот обмен позволяет получать компании дополнительный доход.
    3. Стратегия знаний, ориентированная на потребителя. В центре внимания этой стратегии – приобретение знаний потребителями, развитие и передача знаний и понимание потребности клиентов, их предпочтения и прочего. Всё это вместе взятое, как правило, увеличивает рост продаж, обусловленный более тесными отношениями с клиентами. При реализации этой стратегии часто используются современные информационные технологии (CRM5). Довольно дорогая технология.
    4. Стратегия персональной ответственности за активы знаний. Стратегия базируется на представлении, что обладателями знаний являются люди и в этой связи именно людей – обладателей знаний необходимо поддерживать и одновременно возлагать на них ответственность за идентификацию, поддержание и расширение собственных знаний, при этом от людей ожидают понимания необходимости обмена знаний. В организациях, реализующих такую стратегию, считаю, что работники это наиболее ценные активы организации и потребности использования знаний работников является центральной для пользы компании. В подобных организациях широко используются такие подходы как создание сообществ, создание команд и целевых групп, ответственных за состояние организационных знаний.
    5. Стратегия менеджмента интеллектуальных активов. В этом случае основное внимание уделяется управлению интеллектуальными активами (патенты, технологии, операционные и управленческие практики, организационной соглашение и отношение с клиентами). Эффективное использование этих активов позволяет организации увеличивать свои конкурентные преимущества
    6. Стратегия инноваций и создания знаний. Здесь в центре внимания инновации и создания новых знаний в результате исследований, создание уникальных знаний и опыта повышает конкурентоспособность организации. Часто организация использует не одну, а несколько стратегий одновременно, выделяя, как правило, среди них приоритетные.

Информация о работе Управление знаниями в организациях