Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:49, курсовая работа
Международное разделение труда и связанная с этим международная торговля, научно-техническое сотрудничество, потребовали достижения международных соглашений и разработки международных технических документов, нормативные требования которых имели бы однозначное значение и для изготовителя, и для потребителя. В этих документах должны содержаться размерные характеристики, технические требования, методы и условия испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, сведения о приборах,
Введение……………………………………………………….………………….3
1. Международная стандартизация…………….…………..……………………5
2. Стандартизация в России………………………………………………………8
3. Основные цели и задачи стандартизации…………………………………..11
4. Перспективные задачи ИСО………………………………………………….13
5. Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207—99……………………………………15
6. Управление конфигурацией в стандартах CMM и ISO 12207……………..21
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы………
Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.
ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации.
Машиностроение Химия Неметаллические материалы Руды и металлы Информационная техника Сельское хозяйство Строительство Специальная техника Охрана здоровья и медицина Основополагающие стандарты Окружающая среда Упаковка и транспортировка товаров |
29 % 13 % 12 % 9 % 8 % 8 % 4 % 3 % 3 % 3 % 3 % 2 % |
Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т.п. — это объекты совместных разработок ИСО/МЭК. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.
На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета – члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.
Сильные национальные организации в странах-членах ИСО являются опорой для ее функционирования. Поэтому комитетами-членами признаются только те организации, которые наилучшим образом отражают положение своей страны в области стандартизации и имеют значительный опыт и компетентность, что требуется для эффективной деятельности по международной стандартизации.
Национальные
организации — это проводники
всех достижений ИСО в свои страны,
а также выразители национальной
точки зрения в соответствующих
технических комитетах
ИСО определила свои задачи до конца столетия, и на начало нового тысячелетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:
В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг. Ею определены три приоритетные возможности:
- содействие принятию широко используемых промышленных стандартов, разработанных за рамками ИСО, в качестве международных нормативных документов;
- выявление первоочередных потребностей в стандартизации, касающейся специальных областей;
- повышение гибкости планирования работ по созданию стандартов в ответ на изменяющиеся условия рынка и государств.
Кроме того, довольно быстро растущей областью международной стандартизации по прежнему остаются услуги, где все шире будут применяться стандарты серии 9000.
Правительства ряда крупных стран передают ответственность за разработку и внедрение стандартов, применяемых для правительственных закупок (особенно оборонными ведомствами), в частный сектор. В этой связи ИСО изучает возможности международной стандартизации в неправительственном секторе. В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК и которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций. Потребители рассматривают это сотрудничество как позитивное, способствующее эффективной работе трех главных организаций по международной стандартизации и в следующем столетии.
5. Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207—99
Программные средства являются неотъемлемыми
частями информационных технологий
и традиционных систем, таких как
транспортные, военные, здравоохранения
и финансовые. При этом подразумевается
усиление роли стандартов, процедур, методов,
средств (инструментария) и внешних
условий для разработки и сопровождения
программных средств (программного
обеспечения). Подобная многоплановость
подходов создает значительные трудности
при управлении программными средствами
и в технологиях
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 является российским стандартом, официально введенным в действие на территории Российской Федерации.
Рассматриваемый стандарт является переводом одного из наиболее популярных международных стандартов в сфере информационных технологий – ISO/IEC 12207:1995 (ISO/IEC12207) Standard for Information Technology - Software Lifecycle Processes.
Популярные методологии разработки ПС (такие как Rational Unified Process) основываются на ISO/IEC 12207:1995 (ISO/IEC12207) Standard for Information Technology - Software Lifecycle Processes.
Процессы, определенные в данном стандарте, образуют множество общего назначения. Конкретная организация, в зависимости от своих целей, может выбрать соответствующее подмножество процессов для выполнения своих конкретных задач. Поэтому настоящий стандарт следует адаптировать для конкретной организации, проекта или приложения. Настоящий стандарт предназначен для использования как в случае отдельно поставляемых программных средств, так и для программных средств, встраиваемых или интегрируемых в общую систему.
Российский стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 рассматривает процессы жизненного цикла (ЖЦ) программных средств (ПС) и подразделяет их на три группы:
Процесс конфигурационного управления определяется как вспомогательный процесс (см. рис. 1).
Рис. 1. Процессы жизненного цикла ПС по ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 устанавливает общую структуру процессов жизненного цикла (ЖЦ) программных средств (ПС), определяет процессы, работы и задачи, выполняемые в ходе ЖЦ ПС. Данный процесс состоит из следующих работ:
Для подготовки процесса должен быть разработан план управления конфигурацией. План должен определять:
План должен быть документально оформлен и выполнен.
Основные процессы жизненного цикла
Основные процессы жизненного цикла состоят из пяти процессов, которые реализуются под управлением основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл программных средств. Под основной стороной понимают одну из тех организаций, которые инициируют или выполняют разработку, эксплуатацию или сопровождение программных продуктов. Основными сторонами являются заказчик, поставщик, разработчик, оператор и персонал сопровождения программных продуктов. Основными процессами являются:
1) Процесс заказа. Определяет работы заказчика, то есть организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу.
2) Процесс поставки. Определяет работы поставщика, то есть организации, которая поставляет систему, программный продукт или программную услугу заказчику.
3) Процесс разработки. Определяет работы разработчика, то есть организации, которая проектирует и разрабатывает программный продукт.
4) Процесс эксплуатации. Определяет работы оператора, то есть организации, которая обеспечивает эксплуатационное обслуживание вычислительной системы в заданных условиях в интересах пользователей.
5) Процесс сопровождения. Определяет работы персонала сопровождения, то есть организации, которая предоставляет услуги по сопровождению программного продукта, состоящие в контролируемом изменении программного продукта с целью сохранения его исходного состояния и функциональных возможностей. Данный процесс охватывает перенос и снятие с эксплуатации программного продукта.
Вспомогательные процессы жизненного цикла
Вспомогательные процессы жизненного
цикла состоят из восьми процессов.
Вспомогательный процесс
1) Процесс документирования. Определяет работы по описанию информации, выдаваемой в процессе жизненного цикла.
2) Процесс управления конфигурацией. Определяет работы по управлению конфигурацией.
3) Процесс обеспечения качества. Определяет работы по объективному обеспечению того, чтобы программные продукты и процессы соответствовали требованиям, установленным для них, и реализовывались в рамках утвержденных планов. Совместные анализы, аудиторские проверки, верификация и аттестация могут использоваться в качестве методов обеспечения качества.
4) Процесс верификации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по верификации программных продуктов по мере реализации программного проекта.
5) Процесс аттестации. Определяет работы (заказчика, поставщика или независимой стороны) по аттестации программных продуктов программного проекта.
6) Процесс совместного анализа. Определяет работы по оценке состояния и результатов какой-либо работы. Данный процесс может использоваться двумя любыми сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) проверяет другую сторону (проверяемую) на совместном совещании.
7) Процесс аудита. Определяет работы по определению соответствия требованиям, планам и договору. Данный процесс может использоваться двумя сторонами, когда одна из сторон (проверяющая) контролирует программные продукты или работы другой стороны (проверяемой).
8) Процесс решения проблемы. Определяет процесс анализа и устранения проблем (включая несоответствия), независимо от их характера и источника, которые были обнаружены во время осуществления разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов.
Организационные процессы жизненного цикла
Организационные процессы жизненного цикла состоят из четырех процессов. Они применяются в какой-либо организации для создания и реализации основной структуры, охватывающей взаимосвязанные процессы жизненного цикла и соответствующий персонал, а также для постоянного совершенствования данной структуры и процессов. Эти процессы, как правило, являются типовыми, независимо от области реализации конкретных проектов и договоров; однако уроки, извлеченные из таких проектов и договоров, способствуют совершенствованию организационных вопросов. Организационными процессами являются:
Информация о работе Стандарты ISO для разработки программного обеспечения