Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 04:25, лекция
Цель: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.
Поплавская Олеся Владимировна
МБОШИ "Технический" лицей-интернат 128
учитель информатики и ИКТ, II квалификационной категории.
olesya.poplavska@ mail.ru
http://l_128.edu54.ru
Лекция № 3.
Тема: Программное обеспечение.
Цель: сформировать у учащихся понятие «программное обеспечение»; указать на виды ПО и назначение.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Какие процессы относятся к информационным?
2.
Как компьютер передает и
3.
Как компьютер хранит
4. Какое устройство обрабатывает информацию?
Вывод: сегодня мы начинаем разговор о том, благодаря чему компьютер (процессор) обрабатывает информацию.
III. Теоретический материал.
Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией – получать ее, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо научить выполнять все эти действия. Научить – значит построить работу компьютера по инструкции, в которой указано, что надо делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. Такая инструкция называется программой. Компьютер без программ – это груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом и советчиком.
Самые первые программы разрабатывались на машинном языке, где слова этого языка представляют собой последовательность нулей и единиц, и не все люди могли заниматься их разработкой, только профессиональные программисты.
В
60-е годы началась разработка языков
программирования высокого уровня, которые
позволили существенно
Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации.
Все программы хранятся во внешней и постоянной памяти компьютера. Но, для того, чтобы компьютер мог выполнить ту или иную обработку информации по соответствующей программе, она должна быть помещена в оперативную память компьютера.
Все используемые в компьютере программы называются программным обеспечением.
Все
программное обеспечение
Системное
ПО – является основным ПО, неотъемлемой
частью компьютера. Без него невозможно
взаимодействовать ни с одним устройством
ЭВМ. Именно системное ПО руководит слаженной
работой всех элементов компьютерной
системы, как на аппаратном уровне, так
и на программном.
Системное
программное обеспечение.
Программы | Пояснение | Примеры |
Операционные системы | Комплекс программ, распределяющих ресурсы компьютерной системы и организующих работу других программ | MS-DOS
Windows Unix |
Файловые менеджеры | Программы, обеспечивающие более комфортное общение пользователя с командами ОС | Windows Commander
Total Commander FAR |
Программы диагностики | Проверяют работу основных устройств компьютера | |
Антивирусные программы | Программы обнаружения компьютерных вирусов и их уничтожения | DrWeb
Nod32 Антивирус Касперского |
Программы обслуживания дисков | Программы проверки целостности логической и физической структуры дисков, дефрагментация | |
Архиваторы | Программы упаковки файлов и группы файлов для уменьшения занимаемого ими места на диске | WinRar
WinZip |
Прикладное
ПО – предназначено для выполнения
конкретных задач пользователя. Это те
программы, которые превращают компьютер
в пишущую машинку для набора текстов,
в калькулятор для выполнения вычислений,
в рабочее место художника, дизайнера,
в средство общения с другими людьми на
расстоянии или инженера-конструктора,
и многое-многое другое.
Прикладное
программное обеспечение
Программы | Пояснение | Примеры |
Текстовые процессоры | Программы для создания, редактирования и оформления текстовых документов | Microsoft Word |
Табличные процессоры | Программы, позволяющие выполнять операции над данными, представленными в табличной форме | Microsoft Excel
1С: Бухгалтерия |
СУБД | Средства ввода, поиска, размещения и выдачи больших массивов данных | Microsoft Access |
Компьютерная графика и анимация | Средства создания неподвижных и движущихся изображений | Paint
Adobe Photoshop CorelDraw |
Средства создания презентации | Программы создания и показа наборов слайдов | Microsoft PowerPoint |
Средства коммуникаций | Программы для работы в компьютерной сети | Internet Explorer
Outlook Express The Bat! |
Системы
автоматизированного |
Средства проектирования электронных схем, машин, механизмов | AutoCad
КОМПАС |
Обучающие программы | Помогают процессу обучения | Клавиатурные
тренажеры
Тесты |
Игры | Программы для организации досуга и обучения | Стратегии
Лабиринты Логика |
Инструментарий
программирования – это средства, предназначенные
для создания ПО, т.е. того же системного
и прикладного ПО. Его составляют разнообразные
языки и среды программирования.
Инструментарий
программирования
Программы | Пояснение | Примеры |
Трансляторы | Переводчики программ языков программирования и машинные коды | |
Отладчики | Средства поиска и исправления ошибок | |
Интегрированные среды разработки приложений | Объектно-ориентированные языки программирования | Visual Basic
Delphi |
Языки программирования | Средства создания программ для компьютера | Basic
Pascal |
IV.
Закрепление изученного
Задание № 1. Найди лишнее
А) Тестовый процессор, Miсrosoft Access, графические редакторы, отладчик, переводчик.
Б) Операционная система, архиваторы, табличный процессор, антивирусная программа.
В) Отладчик, транслятор, языки программирования, программа-оболочка.
Задание № 2. Сравни, чего больше:
А) Графических редакторов или прикладных программ?
Б) Антивирусных программ или системных программ?
В) Отладчиков или языков программирования?
Задание № 3. Работа по группам.
Укажите,
какое ПО необходимо людям в следующих
ситуациях:
Ситуация | Системное ПО | Прикладное ПО | Инструментальное ПО |
Первая группа | |||
Ландшафтные дизайнеры создают проект нового городского ландшафта | |||
Профессиональный программист пишет компьютерную программу по заказу крупной фирмы | |||
Ученые научно-исследовательского института расшифровывают записи, переданные марсходом | |||
Вторая группа | |||
Выпускной 11 класс готовит фотоальбом и собирает воспоминания о своей школьной жизни | |||
Web-дизайнер создает сайт известной фирмы | |||
Школьник играет в компьютерную игру | |||
Третья группа | |||
Создатели нового мобильного телефона пробуют различные варианты дизайна | |||
Учитель пишет компьютерный тест по своему предмету | |||
Конструкторы исследуют модель новой подводной лодки |
V. Итоги урока.
Оценить работу класса и назвать учащихся, отличавшихся на уроке.