Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 18:27, реферат
Даже беглое ознакомление с перечнем документов, используемых в процессе управленческой деятельности, позволяет читателям сделать вывод о том, что, во-первых, работа с документами, или, точнее, работа по документационному обеспечению управленческой деятельности организации, представляет собой специфическую составляющую управленческой деятельности и, во-вторых, ее выполнение связано с существенными материальными и временными затратами, а также с привлечением к этой работе специально подготовленного персонала, оснащенного надлежащими техническими средствами.
Введение……………………………………………………………………...……2
Назначение, структура и состав службы ДОУ…………………………..……2-4
Общие требования………………………………………………………………5-6
Организационные формы работы с документами……………………………6-8
Функции структурных подразделений службы делопроизводства……..8-13
Задачи и функции службы делопроизводства……………………………...13-15
Заключение…………………………………………………………………...15-16
Список используемой литературы……………………………………………...17
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Назначение, структура и состав службы ДОУ…………………………..……2-4
Общие требования……………………………………………………
Организационные формы работы с документами……………………………6-8
Задачи и функции
службы делопроизводства……………………………...
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Даже беглое ознакомление с перечнем документов, используемых в процессе управленческой деятельности, позволяет читателям сделать вывод о том, что, во-первых, работа с документами, или, точнее, работа по документационному обеспечению управленческой деятельности организации, представляет собой специфическую составляющую управленческой деятельности и, во-вторых, ее выполнение связано с существенными материальными и временными затратами, а также с привлечением к этой работе специально подготовленного персонала, оснащенного надлежащими техническими средствами.
Исходя из сказанного, целесообразно
предоставить на откуп
Назначение, структура и состав службы ДОУ
Служба документационного обеспечения
управления (ДОУ) организации представляет
собой одно из ее самостоятельных структурных
подразделений. Основным предназначением
службы является организационно-
Как и всякое самостоятельное
подразделение организации,
В необходимых случаях в штат службы могут вводиться также и должности заместителей (по общим вопросам, а также по важнейшим направлениям работы службы).
Если служба насчитывает в
своем составе несколько
Исходя из объема, и содержания
задач, решаемых службой ДОУ,
различают категории главных
(старших) и второстепенных (младших)
специалистов. За каждым из специалистов
закрепляются не только
Специалист нередко совмещает
в своей работе
В круг важнейших обязанностей
старших специалистов входит
также разработка предложений
по дальнейшему
К категории старших
- документовед;
- переводчик;
- юрисконсульт;
- старший секретарь-референт (секретарь-референт).
К категории младших
- инспектор по контролю за исполнением документов;
- секретарь-стенографистка;
- архивариус.
Главный объем работы по
В число основных исполнителей службы ДОУ входят:
- делопроизводитель-оператор;
- машинистка-оператор;
- секретарь-ресепционист (в приемной).
Количество исполнителей на
- секретариат;
- общий отдел
(может объединяться с
- экспедиционный
отдел (группа), включающий в себя
группу (участок) обработки
- учетно-справочный отдел (группа);
- контрольно-инспекционный отдел (группа);
- юридический отдел (группа);
- отдел архивного хранения (архив);
- вспомогательный отдел (подотдел) в составе: бюро по работе с обращениями граждан; машинописное бюро (может дублироваться для общего и закрытого, то есть секретного делопроизводства); копировально-множительное бюро; бюро переводов и стенограмм.
Общие требования.
В любой организации решение проблем документационного обеспечения управления возлагается на специализированное структурное подразделение - управление делами, общий отдел, канцелярию и др. (или одного из сотрудников - секретаря организации). Эффективность труда сотрудников службы делопроизводства в значительной степени зависит от их квалификации, а также от степени оснащенности современными техническими средствами, от учета при создании службы делопроизводства технического, юридического и организационного аспектов.
Под техническим аспектом понимается продуманная политика закупки, установки, эксплуатации и замены всех технических средств, используемых в работе с документами, начиная с малой канцелярской оргтехники и заканчивая новейшими компьютерными системами обработки информации и средствами связи.
Юридический аспект предусматривает решение правовых вопросов деятельности самой службы, т.е. установления в соответствующих документах ее статуса, прав, функций, ответственности в соответствии с действующими законодательными актами, нормативно-методическими документами. Кроме того, этот аспект предполагает соблюдение самой службой требований действующего законодательства, государственной нормативной базы, стандартов в части контроля за качеством создаваемых в организации документов.
Организационный аспект включает разработку оптимальной для конкретного управленческого аппарата структуры службы делопроизводства, регламентацию разнообразных и сложных отношений и связей между подчиненными и соподчиненными структурными подразделениями, т.е. создание условий для разделения труда и его специализации, что поможет избавиться от дублирования операций и установить ответственность за выделенные участки работы.
Среди организационных проблем обычно выделяют следующие:
- выбор оптимальной организационной формы работы с документами;
- разработка
внутренней организационной
- определение
должностного и численного
- регламентация
задач и функций службы
- выбор оптимальной
технологии работы с
- рациональная организация рабочих мест и условий труда;
- повышение квалификации
сотрудников службы.
Организационные формы работы с документами
Практика выработала три формы организации работы с документами в любом управленческом аппарате - централизованную, децентрализованную и смешанную.
Централизованная форма предполагает сосредоточение всех технологических операций по работе с документами в ведении одного специализированного структурного подразделения (канцелярии, общего отдела) или одного сотрудника (секретаря учреждения). В этом подразделении (или этим сотрудником) выполняется полный цикл технологических операций по обработки документов от момента их получения или создания до сдачи в архив: прием и обработка поступающих документов, их регат рация, контроль за исполнением, справочно-информационная работа, систематизация и хранение документов, отправка документов, обработка документов для их передачи в архив.
Централизация отдельных операций по обработке документа является наиболее рациональной формой организации делопроизводства, так как позволяет снизить затраты на обработку документов, улучшить организацию труда работников службы делопроизводства за счет специализации и взаимозаменяемости отдельных работников, эффективно использовать оргтехнику, достичь единства организационного и методического руководства документационным обеспечением. Однако полная централизация работы с документами возможна только в небольших учреждениях документооборота до 10 тыс. документов в год.
Децентрализованная форма организации документационного обслуживания представляет собой полную противоположность централизованной службы. Каждое структурное подразделение одной организации создает свою собственную службу для работы с документами, в которой автономно выполняется весь цикл по созданию, хранению, систематизации документов .структурного подразделения. Эта форма характерна для и учреждений, аппарат которых территориально, а также для тех, в которых документирование дел имеет специфические особенности (например, исходя из соображений защиты информации или самостоятельности структурных подразделений).
Смешанная форма организации работы с документами - самая распространенная. При этом часть операций (чаще всего ' обработка поступающих и отправляемых документов, контроль за сроками исполнения, изготовление, тиражирование, архивное хранение) сосредотачивается в центральной службе делопроизводства, а в каждом структурном подразделении (в департаментах, управлениях, отделах) выполняются операции по созданию (печати) документов, их систематизации, хранению дел, их предархивной обработке.
Вариантом смешанной формы является такая организация работы с документами, при которой одна и та же технологическая операция (например, регистрация документов или контроль за исполнением) проводится для одних массивов документов централизованно (в канцелярии), а для других - децентрализованно (в структурных подразделениях).
Разделение масссивов документов в случае использования традиционных (ручных методов работы проводится по критерию адресования - если документ адресован руководству организации, он регистрируется в канцелярии, если руководству структурного подразделения - в этом подразделении. Чаще всего в структурных подразделениях регистрируют внутренние документы - по месту их создания. Например, в бухгалтерии - бухгалтерские документы, в отделе кадров - документы по личному составу и т. д.