Шпаргалка по "Информатике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:17, шпаргалка

Краткое описание

появление первых счетных устройств и их общая характеристика
К 1900-у году ранние механические калькуляторы, кассовые аппараты и счётные машины были перепроектированы с использованием электрических двигателей с представлением положения переменной как позиции шестерни. С 1930-х такие компании как Friden, Marchant и Monro начали выпускать настольные механические калькуляторы, которые могли складывать, вычитать, умножать и делить.

Файлы: 1 файл

Шпаргалки.docx

— 121.34 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

23. Состав  и классификация информационных  систем 

ИС классифицируются по различным основаниям.

Информационные системы,  используемые  для  решения  частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

- создающие  управленческие  отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск,  сортировку,  агрегатирование, фильтрацию);

- разрабатывающие  возможные  альтернативы решения.

Информационные системы,  создающие   управленческие   отчеты, обеспечивают информационную   поддержку  пользователя,  предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную  обработку. Информационные системы,  разрабатывающие альтернативные решения, могут быть модельными или экспертными.

Тип информационной системы  зависит от того,  чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Информационные системы  специалистов  помогают в работе с данными, повышают продуктивность и производительность работы. Задача подобных ИС - интеграция новых сведений и помощь  в обработке документов. По функциональному назначению для различных категорий специалистов выделяют: ИС офисной автоматизации; ИС менеджеров среднего звена; управленческие ИС; ИС поддержки  принятия решений.

ИС офисной автоматизации  вследствие своей простоты и  многопрофильности активно  используются работниками любого организационного уровня.  Наиболее часто их применяют работники средней квалификации. Основная цель - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда.  ИС офисной автоматизации в основном охватывают управление документацией,  коммуникации и т.п.

ИС менеджеров среднего звена - для  мониторинга  (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда  требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос:  "что будет,  если ...?" На  этом уровне выделяют два типа ИС:  управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС  имеют небольшие аналитические возможности. Они полезны для ежедневной  (еженедельной  и  т.д.)  информации  о состоянии  дел и периодического составления сводных типовых отчетов.

Системы поддержки  принятия  решений   обслуживают   частично структурированные задачи,  результаты  которых трудно спрогнозировать заранее.  Они имеют  более мощный  аналитический  аппарат  с несколькими моделями.  Эти системы полезны всем, кто принимает решения.

По характеру  использования информации различают информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

Информационно-поисковые  системы вводят, систематизируют, хранят, выдают информацию по запросам пользователя без сложных преобразований данных.

Информационно-решающие системы  осуществляют все операции  переработки информации по определенному алгоритму.  Среди них проводят классификацию по степени воздействия выработанной информации на  процесс  принятия  решений  и  выделяют  два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию,  на основании которой человек принимает  решение.  Для  этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных.

Советующие ИС  вырабатывают  информацию,  которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий.  Эти  системы обладают более высокой степенью интеллекта, для них характерна обработка знаний, а не данных.

 

24. Общая характеристика  БД и СУБД 
База данных  (БД) - это поименованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области.

Система управления  базами данных (СУБД) - это комплекс программных и языковых средств,  необходимых для создания баз  данных, поддержания их  в  актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Централизованный характер  управления  данными  в базе данных предполагает необходимость существования некоторого  лица  (группы лиц), на  которое  возлагаются  функции администрирования данными, хранимыми в базе.

Классификация баз  данных

По технологии обработки  данных БД подразделяются на централизованные и распределенные. Централизованная база  данных хранится в памяти  одной  вычислительной системы.   Распределенная  база  данных состоит из нескольких,  возможно пересекающихся или даже дублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети..

По способу  доступа  к данным БД разделяются на БД  с локальным доступом и БД с удаленным (сетевым) доступом.

Системы централизованных БД с сетевым  доступом  предполагают различные архитектуры подобных систем:

- файл-сервер;

- клиент-сервер.

Архитектура файл-сервер предполагает выделение одной из машин сети в качестве центральной (сервер файлов).  

В архитектуре клиент-сервер подразумевается,  что помимо хранения  централизованной  БД  центральная машина (сервер БД) должна обеспечивать выполнение основного объема обработки данных.  

СУБД  - это программная  система,  предназначенная для создания  на ЭВМ общей БД,  используемой для решения множества задач.  Подобные системы служат  для поддержания  БД  в  актуальном состоянии и обеспечивают эффективный доступ пользователей к содержащимся в ней данным в рамках предоставленных пользователям полномочий. СУБД  предназначена  для  централизованного управления БД в интересах всех работающих в этой системе.

По степени универсальности  различают два класса СУБД:

- системы общего назначения;

- специализированные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. БД и  СУБД – соотношение понятий 
В качестве основных этапов  обобщенной  технологии  работы  с СУБД можно выделить следующие:

- создание структуры базы  данных;

- ввод и редактирование  данных в таблицах;

- обработка данных, содержащихся  в таблицах;

- вывод информации из  БД.

Практически все используемые СУБД хранят данные следующих типов: текстовый (символьный),  числовой,  календарный,  логический, примечание.

Если обрабатываемая  БД  включает  несколько  взаимосвязанных таблиц, то необходимо определение ключевого поля в каждой таблице, а  также полей,  с помощью которых будет организована связь между таблицами.

Создание структуры таблицы  не связано  с  заполнением  таблиц данными, поэтому эти две операции можно разнести во времени.

Заполнение таблиц данными  возможно как непосредственно вводом данных, так и в результате выполнения программ и запросов.

Практически все СУБД позволяют  вводить и корректировать данные в таблицах двумя способами:

- с помощью стандартной  формы  в виде таблицы (по умолчанию);

- с помощью экранных форм, специально создаваемых пользователем.

СУБД, работающие с WINDOWS, позволяют  вводить в созданные экранные формы рисунки,  узоры,  кнопки.  Возможно построение  форм, включающих записи различных связанных таблиц БД.

Обрабатывать  информацию,  содержащуюся в таблицах  БД,  можно путем использования  запросов или в процессе выполнения специально разработанной программы.

Запрос представляет собой инструкцию на отбор записей.

Большинство СУБД разрешают  использовать запросы следующих  типов:

- запрос-выборка  - для отбора данных,  хранящихся в таблицах, и не изменяющий эти данные;

- запрос-изменение -  для изменения или перемещения  данных  (к этому типу относятся запросы:  на добавление записей, на удаление записей, на создание таблицы, на обновление);

- запрос  с  параметром,  позволяющий  определить  одно   или несколько условий отбора во время выполнения запроса.

Самым распространенным типом  запроса является запрос  на  выборку.

Результатом выполнения запроса  является таблица  с  временным набором данных (динамический набор).  Записи динамического  набора могут  включать поля из одной или нескольких таблиц БД.  На основе запроса можно построить отчет или форму.

Практически любая СУБД позволяет вывести  на экран  и  принтер информацию, содержащуюся в БД, из режимов таблицы или формы. Такой порядок вывода  данных  может использоваться как черновой вариант, т.к.  позволяет выводить данные только в точно таком виде, в каком они содержатся в таблице или форме.

В СУБД предусмотрены специальные  средства создания отчетов  для  вывода данных. Используя их, пользователь получает дополнительные возможности:

- включать в отчет выборочную  информацию из таблицы БД;

- включать в отчет информацию  из разных связанных таблиц  БД;

- добавлять информацию, не  содержащуюся в БД;

- при необходимости выводить  итоговые данные на основе  информации БД;

- располагать выводимую  в отчете информацию в удобном  виде (вертикальное или горизонтальное  расположение полей).

 

26. Функции  СУБД 
 Непосредственное управление данными во внешней памяти

Эта функция включает обеспечение  необходимых структур внешней памяти как для хранения данных, непосредственно  входящих в БД, так и для служебных  целей, например, для убыстрения доступа  к данным в некоторых случаях (обычно для этого используются индексы). В некоторых реализациях СУБД активно используются возможности  существующих файловых систем, в других работа производится вплоть до уровня устройств внешней памяти. Но подчеркнем, что в развитых СУБД пользователи в любом случае не обязаны знать, использует ли СУБД файловую систему, и если использует, то как организованы файлы. В частности, СУБД поддерживает собственную систему именования объектов БД.

Управление буферами оперативной  памяти

СУБД обычно работают с  БД значительного размера; по крайней  мере этот размер обычно существенно больше доступного объема оперативной памяти. Понятно, что если при обращении к любому элементу данных будет производиться обмен с внешней памятью, то вся система будет работать со скоростью устройства внешней памяти. Практически единственным способом реального увеличения этой скорости является буферизация данных в оперативной памяти. При этом, даже если операционная система производит общесистемную буферизацию (как в случае ОС UNIX), этого недостаточно для целей СУБД, которая располагает гораздо большей информацией о полезности буферизации той или иной части БД. Поэтому в развитых СУБД поддерживается собственный набор буферов оперативной памяти с собственной дисциплиной замены буферов.

2.1.3. Управление транзакциями

Транзакция - это последовательность операций над БД, рассматриваемых  СУБД как единое целое. Либо транзакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует (COMMIT) изменения БД, произведенные  этой транзакцией, во внешней памяти, либо ни одно из этих изменений никак  не отражается на состоянии БД. Понятие  транзакции необходимо для поддержания  логической целостности БД. Если вспомнить  наш пример информационной системы  с файлами СОТРУДНИКИ и ОТДЕЛЫ, то единственным способом не нарушить целостность БД при выполнении операции приема на работу нового сотрудника является объединение элементарных операций над файлами СОТРУДНИКИ и ОТДЕЛЫ в одну транзакцию. Таким образом, поддержание механизма транзакций является обязательным условием даже однопользовательских СУБД (если, конечно, такая система заслуживает названия СУБД). Но понятие транзакции гораздо  более важно в многопользовательских  СУБД.

2.1.4. Журнализация

Одним из основных требований к СУБД является надежность хранения данных во внешней памяти. Под надежностью  хранения понимается то, что СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее  согласованное состояние БД после  любого аппаратного или программного сбоя. Обычно рассматриваются два  возможных вида аппаратных сбоев: так  называемые мягкие сбои, которые можно  трактовать как внезапную остановку  работы компьютера (например, аварийное  выключение питания), и жесткие сбои, характеризуемые потерей информации на носителях внешней памяти. Примерами  программных сбоев могут быть: аварийное завершение работы СУБД (по причине ошибки в программе или  в результате некоторого аппаратного  сбоя) или аварийное завершение пользовательской программы, в результате чего некоторая  транзакция остается незавершенной. Первую ситуацию можно рассматривать как  особый вид мягкого аппаратного  сбоя; при возникновении последней  требуется ликвидировать последствия  только одной транзакции.

2.1.5. Поддержка языков  БД

Для работы с базами данных используются специальные языки, в  целом называемые языками баз данных. В ранних СУБД поддерживалось несколько специализированных по своим функциям языков. Чаще всего выделялись два языка - язык определения схемы БД (SDL - Schema Definition Language) и язык манипулирования данными (DML - Data Manipulation Language). 

27. Общая характеристика  СПС 
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) -- особый класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Кроме нормативных документов, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"