Шпаргалка по "Информационным технологиям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:35, шпаргалка

Краткое описание

Группы информационных систем
Классификация информационных систем
Этапы создания ИС
Интегрированные (корпоративные) ИС, функциональные модули
Проектирование ИС и его этапы
Жизненный цикл ИС и его модели
Основные модели жизненного цикла
Процессы жизненного цикла программного обеспечения и их ориентировочное о
Группы процессов включаемые в структуру жизненного цикла
Каноническое проектирование ИС

Файлы: 1 файл

лекции по информационым технологиям1.docx

— 311.95 Кб (Скачать)
  1. Группы информационных систем
  2. Классификация информационных систем
  3. Этапы создания ИС
  4. Интегрированные (корпоративные) ИС, функциональные модули
  5. Проектирование ИС и его этапы
  6. Жизненный цикл ИС и его модели
  7. Основные модели жизненного цикла
  8. Процессы жизненного цикла программного обеспечения и их ориентировочное о
  9. Группы процессов включаемые в структуру жизненного цикла
  10. Каноническое проектирование ИС
  11. Обследование и этапы обследования
  12. Техническое задачи и задачи решаемые им
  13. Эскизный проект и технический проект системы
  14. Состав и содержание технического проекта
  15. Типовое проектирование ИС
  16. Типовое проектное решение и его классы
  17. Методы типового проектирования
  18. Параметрически-ориентированное проектирование
  19. Модельно-ориентиваронное проектирование
  20. Базовая и типовые модели ИС
  21. Бизнес модель компании, миссия и миссия компании
  22. Дерево целей и бизнес-потенциал компании
  23. Матрица проекций
  24. Этапы бизнес-моделирования
  25. Информационные модели компании
  26. Шаблон разработки миссии
  27. Шаблон формирования бизнесов
  28. Шаблон формирования функционала компании (основных бизнес-функций)
  29. Шаблон формирования зон ответственности за функционал компании
  30. Шаблон потокового процессного описания
  31. Типы элементарных моделей и уровни детализации компании
  32. Инструментальные средства организационного моделирования
  33. Процессные потоковые модели
  34. Процессный подход
  35. Основные элементы процессного подхода
  36. Выделение и классификация процессов
  37. Процессы управления и процессы обеспечения
  38. Референтная модель бизнес-процессов
  39. Проведение предпроектного обследования предприятия
  40. Результаты предпроектного проектирования
  41. Структурная модель предметной области
  42. Объектная структура
  43. Функциональная структура
  44. Структура управления
  45. Организационная и техническая структура
  46. Структурный анализ и его ключевые понятия
  47. Функциональная методика IDEF0
  48. Функциональная методика потоков данных
  49. Объектно-ориентированная методика
  50. Сравнение существующих методик
  51. Синтетическая методика
  52. Информационное обеспечение ИС и общие требования
  53. Основные понятия классификации технико-экономической информации
  54. Иерархический метод классификации
  55. Многоаспектная система классификации
  56. Кодирование технико-экономической информации
  57. Правила классификации продукции
  58. Понятие унифицированной системы документации
  59. Проектирование экранных форм электронных документов
  60. Информационная база и способы ее организации
  61. Основные предпосылки развития и создания АИТ
  62. Этапы развития АИТ
  63. Классификация АИТ
  64. Методика и этапы проектирования АИТ
  65. Проектирование элементов АИТ
  66. Основные принципы внедрения АИТ
  67. АИТ как система
  68. Функциональная структура АИТ
  69. Функциональные подсистемы АИТ
  70. Обеспечивающие подсистемы АИТ
  71. Состав информационного обеспечения
  72. Понятие задачи в АИТ
  73. Понятие информации в АИТ
  74. Основные требования и принципы построения информационного обеспечения
  75. Состав и взаимодействие массивов информации
  76. Документ. Состав и структура документов
  77. Унифицированные системы документов
  78. Требования к первичным документам. Классификация документов
  79. Классификация и кодирование информации
  80. Содержание информационного анализа АИТ
  81. Анализ маршрутов движения показателей
  82. Логико-информационные модели
  83. Логико-информационные модели в виде шахматной таблицы
  84. Матричная логико-информационная модель
  85. Математические модели анализа информационных потоков
  86. Общая характеристика СУБД
  87. Возможности СУБД
  88. Компоненты модели данных
  89. Классы СУБД
  90. Окружение СУБД
  91. Информационная модель данных
  92. Логическая и физическая модели данных
  93. Основные понятия, используемые в моделях данных
  94. Иерархическая модель данных
  95. Сетевая модель данных
  96. Реляционная модель  данных
  97. Взаимосвязи в моделях
  98. Нормализация баз данных
  99. Этапы проектирования базы данных
  100. Разработка обобщенного алгоритма работы АИС

Вопрос 1.Группы информационных систем Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов): 1.  По типу хранимых данных информационные системы делятся на: фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов, причём над такими данными можно выполнять различные операции.  В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований и описаний. Поиск по  неструктурированным данным  осуществляется с использованием семантических признаков. . Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Вопрос 2.Классификация  информационных систем

 Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система". В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.

1.Информационные системы  организационного управления - предназначены  для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов .Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

2. ИС управления технологическими  процессами (ТП) - служат для автоматизации  функций производственного персонала  по контролю  и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов, процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

3. ИС автоматизированного  проектирования (САПР) - предназначены  для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности.

Анализ современного состояния  рынка ИС показывает устойчивую тенденцию  роста спроса на информационные системы  организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления.

Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.

1.Информационная  система оперативного уровня - поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Данная система  является связующим звеном между фирмой и внешней средой.

Задачи, цели, источники  информации и алгоритмы обработки  на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы

2. Информационные  системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

3.Информационные системы уровня менеджмента - используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

- сравнение текущих показателей  с прошлыми;

- составление периодических  отчетов за определенное время

- обеспечение доступа  к архивной информации и т.д.

4. Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

Информационные системы  стратегического уровня помогают высшему  звену управленцев решать неструктурированные  задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях

С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.

Традиционные  архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных информационных систем, .Следующая разновидность архитектуры информационной системы основывается на концепции "хранилища данных. Это – интегрированная информационная ИС, включающая разностороннии информационные ресурсы. для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентированного подхода.

Вопрос № 3 Этапы создания ИС

 Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение. Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество моделей описания  требований к ИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого не анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе. Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. Конечными продуктами этапа проектирования являются: схема базы данных, набор спецификаций модулей системы. Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры: 1. будет ли это архитектура "файл-сервер" или "клиент-сервер";2. будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО; 3. будет ли база данных централизованной или распределенной, 4. будет ли база данных однородной, 5. будут ли для достижения использоваться параллельными серверами  баз данных . Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС. На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации. Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени. После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели: обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);  соответствие модуля спецификации . После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние. Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения.  Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе .. Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы. Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений  привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем

 

Вопрос 4.Интегрированные (корпоративные) ИС, функциональные модули

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации  всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки  соответствующих направлений деятельности.

1. Подсистема маркетинга:  Исследование рынка и прогнозирование  продаж; Управление продажами; Рекомендации по производству новой продукции; Анализ и установление цены; Учет заказов.

2. Производственные подсистемы: Планирование объемов работ и  разработка календарных планов; Оперативный контроль и управление производством; Анализ работы оборудования; Участие в формировании заказов поставщикам; Управление запасами

3. Финансовые и учетные  подсистемы:  Управление портфелем  заказов; Управление кредитной  политикой; Разработка финансового  плана; Финансовый анализ и  прогнозирование; Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты.

4. Подсистема кадров (человеческих  ресурсов): Анализ и прогнозирование  потребности в трудовых ресурсах; Ведение архивов записей о персонале; Анализ и планирование подготовки кадров

5. Прочие подсистемы (например, ИС руководства): Контроль за деятельностью  фирмы;

Выявление оперативных  проблем; Анализ управленческих и стратегических ситуаций; Обеспечение процесса выработки стратегических решений

Анализ современного состояния  рынка ИС показывает устойчивую тенденцию  роста спроса на информационные системы  организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  № 5 Проектирование ИС и его этапы

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод "снизу-вверх", когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учреждения. Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться "сверху-вниз". Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные "сверху" жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели. Цель такой методологии заключается в регламентации процесса проектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:1. обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика; 2. гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта; 3. поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы; 4. обеспечивать преемственность разработки.

Информация о работе Шпаргалка по "Информационным технологиям"