Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:00, реферат
Цель исследования: выяснить, какие правила нужно соблюдать, общаясь в социальных сетях, чтобы соблюдать сетевую культуру.
Задачи исследования:
1. Выяснить, что такое сетевые сообщества и рассмотреть примеры.
2. Узнать историю развития социальных сетей, их рейтинг, рассмотреть социальные сети как инструмент развития: виды и возможности, а так же феномен социальных сетей.
Введение.............................................................................................................3
1. Сетевые сообщества. Примеры....................................................................5
2. История развития социальных сетей, рейтинг. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. Феномен социальных сетей............7
3. Сетевой этикет. Понятия, которые нужно знать, для избежания ошибок в сети...........................................................................................................................26
Заключение.......................................................................................................30
Список литературы..........................................................................................31
С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети — т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой. В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:
В подавляющем большинстве сообществ предусматривается регистрация пользователей — т.е. на каждого участника должна быть заведена учетная запись. При регистрации пользователь должен указать о себе некоторую информацию для идентификации. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника.
Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Для удобства, сеансовость участия обычно скрывается от пользователя техническими средствами, но тем не менее идентификация пользователя происходит постоянно.
Помимо учетных данных, пользователь настраивает окружение — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы.
Социальные сети и поддерживающие их сервисы оказались очень эффективным методом обеспечения посещаемости сайтов, обратной связи и постепенно стали одним из средств генерации контента (содержимого, имеющего ценность). На основе такого подхода появилось и быстро набрало популярность довольно большое количество социальных web-сервисов, объединенных общим названием сервисы Web 2.0.
Термин "Социальная сеть" был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе в при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. Со временем в социальной сети в качестве ее узлов стали рассматривать не только людей, как представителей социума, но и любых других объектов, которые могут иметь социальные связи, например: города, страны, фирмы, сайты, их ресурсы и т.п. В ходе развития аппарата анализа различного рода социальных сетей появились такие термины, как анализ социальных сетей (Social Network Analysis, SNA), теория социальных сетей и т.п. В указанном плане все Web-пространство и отдельные его составляющие могут быть представлены виде графов, связывающих их вершины, которыми могут служить разные объекты сети (например, сайты, содержащие определенные виды информационных ресурсов; организации и фирмы; специалисты - носителей знаний; разные категории пользователей и т.п.) с ребрами или дугами, представляющими собой виды связей, отражающих характер взаимоотношений этих объектов. Многие сервисы Интернета, позволяющие устанавливать множество телекоммуникационных связей, автоматически формируют и используют социальные сети. В результате появился вид автоматизированного сервиса, называемый социально-сетевыми услугами (Cocial Networking Service) в Интернете.
Социальные сети рунета:
Вконтакте - Самый посещаемый сайт рунета. Количество зарегистрированных пользователей 7.5 миллионов (февраль 2008), число постоянно растет. За первый год проект не прибегая к рекламе набрал 3 миллиона пользователей.
Одноклассники - Год основания - 2006. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Можно отправить сообщения людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу.
Мой круг - Социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней зарегистрировано 100 тыс. пользователей).
RuSpace - Российская Социальная Сеть, наш аналог всемирно популярной Американской социальной сети MySpace
Gosu - Игровая социальная сеть. Преимущественно MMORPG, но и для других игр тоже есть место. Самомодерируемая, достаточно уникальный контент, создаваемый самими пользователями.
GameSport - Социальная сеть геймеров, никакой личной информации — только любимые игры.
http://my.mail.ru/- Социальная сеть на http://www.mail.ru/
Паутина Профессиональных Знакомств (Webby) - Предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.
Мир тесен - Социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.
LovePlanet - Сайт знакомств и общения.
FiXX.RU - Российская социальная фото сеть. "Лучшее место для того, чтобы поделиться фотками".
Rambler Планета - Социальная сеть на http://www.rambler.ru/
TooDoo - Как пишут авторы сайта: "Этот сайт - социальная сеть сайтофанатов, призванная объединить рунет и позволить каждому обмениваться мнением со своими друзьями по поводу любимых (или нелюбимых) сайтов, находить новые интересные странички, узнать "в лицо" тех, кто читает те же сайты, заводить новые знакомства с интересными людьми - например с авторами любимых сайтов".
Привет.ру - Сайт о людях и интересах. Общение, блоги, сообщества, видео...
Факультет.ру - Социальная сеть для студентов и выпускников.
Spaces.ru - Российская сеть для мобильных телефонов.
Зарубежные социальные сети:
Facebook - Количество участников - около 60 миллионов. Широко известная социальная сеть.
MySpace - Количество участников - около 80 миллионов, год основания - 2003. "Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей" - так определяют назначение этой социальной сети разработчики. MySpace это самый популярный на сегодняшний день социальный сервис. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы.
Classmates - Количество участников - около 40 миллионов, год основания - 1995. «Когда вам переваливает за тридцать пять,– говорит СЕО проекта Classmates.com Майкл Шутцлер,– вы смотрите в зеркало заднего вида своей жизни, и однажды в голове у вас возникает мысль: „Боже мой, как я здесь оказался? И как там Гарри? Я не разговаривал с ним 25 лет”. Решить проблему «взгляда в зеркало заднего вида» призвана сеть, название которой на русский переводится как «Одноклассники», созданная в 1995 году в городе Рентон, США. Сегодня Classmates.com – одна из крупнейших социальных сетей в мире, объединяющая людей, желающих найти и поддерживать связь с теми, с кем учился, работал или служил в армии. К услугам его членов возможность выкладывать фотографии, биографии, участвовать в обсуждениях новостей в лентах своего сообщества. Classmates.com считается первой социальной сетью интернета.
LinkedIn - Количество участников - 10 миллионов, год основания - 2003. Сеть объединяет профессионалов из 150 отраслей промышленности. Пользователи сети распологают инструментами для создания собственного профессионального портфолио, поиска партнеров и клиентов, расширения круга профессионального общения.
Friendster - Одна из старейших онлайновых социальных сетей, обеспечивающих поиск тех, "кто вам интересен" и построение социальной сети (число пользователей - более 31 млн. чел. из разных стран мира).
Рейтинг социальных сетей
31
1. Livejournal 8.4%
2. Вконтакте 3.8%
3. Twitter 3.5%
4. LiveInternet 2.8%
5. LastFm 2.5%
6 Одноклассники 2.3%
7. YouTube 2.3%
8. blogspot.com 2.2%
9. http://blogs.mail.ru/ 1.9%
10. Facebook 1.7%
11. Мой круг 1.7%
12. Я.ру 1.6%
13. Diary 1.4%
14. Хабрахабр 1.3%
15. MyWishList 1.1%
16. picasa 1.1%
17. Flickr 1.0%
18. MySpace 1.0%
19. MirTesen 1.0%
20. Blog.ru 1.0%
21. Яндекс Фотки 0.7%
22. Deviantart 0.7%
23. RuTube 0.7%
24. Memori 0.6%
25. delicious.com 0.6%
26. free-lance.ru 0.6%
27. Mmm... tasty 0.5%
28. wordpress 0.5%
29. Tumblr 0.5%
30. bobrdobr 0.5%
31. toodoo 0.5%
32. moemesto.ru 0.4%
33. privet.ru 0.4%
34. lookatme.ru 0.4%
35. http://foto.mail.ru/ 0.4%
36. imhonet.ru 0.3%
37. plurk.com 0.3%
38. photofile 0.3%
39. news2 0.3%
40. Russian Podcasting 0.3%
41. linkedin.com 0.3%
42. gallery.ru 0.3%
43. ru.wikipedia.org 0.3%
44. Livelib 0.3%
45. smotri.com 0.3%
46. Рамблер-Планета 0.2%
47. LovePlanet 0.2%
48. weblancer.net 0.2%
49. lj.russia.org 0.2%
50. vimeo.com 0.2%
51. Автокадабра 0.2%
52. Mamba 0.2%
53. Фотосайт 0.2%
54. smi2 0.2%
55. wakoopa.com 0.2%
56. http://video.mail.ru/ 0.2%
57. orkut.com 0.2%
58. dirty.ru 0.2%
59. Moskva.ru 2.8%
Социальные сети в интернете продолжают находиться на пике популярности и уже стали объектом настойчивого внимания исследователей. Больше того, открываются новые возможности для их использования: они плотно входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью. Не обошла подобная тенденция и нашу страну — глобализация сделала возможным использование одного явления в совершенно разных сферах. В этой статье мы рассмотрим явление соц. сетей с точки зрения обучения и развития, а также приведем примеры сетей, использующихся в таких целях, компаний, которые создали корпоративную социальную сеть, и приведем мнения специалистов. Эффективное использование социальных сетей для поиска и подбора персонала доказано на практике и не вызывает сомнений. Может ли социальная сеть быть инструментом обучения и выполнять функцию профессионального развития — вопрос еще не до конца понятный и не изученный. Могут ли сети упростить работу тренинг-менеджера? Какие возможности они открывают для получения сотрудниками необходимых им знаний? Trainings.ru попытался разобраться, что уже сделано в этом направлении, и как это работает. Для начала необходимо определиться с терминами. На первый взгляд кажется, что все прозрачно и просто, но, как показал опыт сбора информации у специалистов разных стран и разной специфики, теоретический консенсус еще не достигнут — слишком молодо само явление. Социальные сети в интернете зародились в 90-х годах, (причем как профессиональное музыкальное сообщество), а термин появился только в 2004. Тем не менее, хотя бы в технической характеристике специалисты сходятся — социальной сетью в интернете считается программное обеспечение в интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать сообщения, размещать фотографии, тексты и любой другой контент. На западе первая волна восторгов по поводу социальных сетей уже сошла, сейчас там наблюдается некий спад интереса, переосмысление подходов к использованию. Что в отношении России? По данным опроса Глас Рунета \ Социальные сети, в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими. Классификация социальных сетей с точки зрения обучения и развития Итак, в ходе анализа собранных данных я выделила два вида социальных сетей, выполняющих обучающую функцию: 1. Социальные сети в свободном доступе, среди которых: А. Не специализированные сети (для них профессиональные сообщества не являются первостепенными) Б. Сугубо профессиональные сообщества практиков Community Practice 2. Социальные сети в корпоративном формате. Сети в свободном доступе А. Не специализированные (сеть «общего профиля») Под не специализированными социальными сетями — назовем их «сетями общего профиля» — я понимаю сообщества в интернете, не имеющие ограничений ни по каким параметрам и не имеющие никакой тематической специализации. Наиболее популярными ресурсами по результатам опроса Гласа Рунета в являются Одноклассники (74%), Мой мир (40%), В контакте, (37%), Мой круг (27%), Планета Рамблер (24%), LovePlanet (22%). Являются ли привычные социальные сети хоть в какой-то мере обучающим ресурсом? Вопрос сомнительный. Определенно можно сказать лишь одно — желающий почерпнуть в социальных сетях «общего профиля» что-то полезное для себя как для профессионала найдет такую возможность через установление контакта и взаимодействие с профессионалами. Такие социальные сети дают возможность достаточно быстро установить неформальный контакт. В соц. сетях люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени готовыми делиться информацией. Именно поэтому мы не обошли их своим вниманием. Ценность для обучения и развития в большей степени видна в американской социальной сети Facebook, которой пользуются более 50 млн. людей. Во-первых, Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы как для студентов, во-вторых, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook. Она предназначена для работников одной компании, которые могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д. По результатам опроса английского эксперта в области e-learning Джейн Харт (Jane Hart), проведенного в 2007 году, социальная сеть Facebook вошла в первую двадцатку рейтинга наиболее популярных инструментов (программного обеспечения. Прим. автора) обучения и развития. Примерно по тому же принципу работает MySpace. Популярными ресурсами, позволяющими консультироваться со специалистами по профессиональным вопросам, являются Linkedin.com и http://www.xing.com/. В интернете существует несметное количество сообществ, предоставляющих возможность самообучения. По словам Джейн Харт, самостоятельное или самоуправляемое обучение (self-management learning) становится очень важной тенденцией как в области корпоративного обучения, так и в обучении целом. Изучение иностранных языков через социальные сети Замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства интернета. На данный момент в интернете существуют несколько социальный сетей, заточенных под изучение иностранных языков. Самые крупные из них: http://www.livemocha.com/ и http://www.soziety.com/. Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ обучая его своему родному языку. В. Специализированные социальные сети Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообществ специалистов. Они называются сообществами практиков (Community of Practice, CoP) и преследуют сугубо практические цели. Функциональность сообщества практиков ясна из названия: оно объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру. CoP отличаются от сообществ по интересам — его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания. Пример сообщества такого рода привел Денис Зельцер, директор по развитию компании Supreme Communications, первый российский разработчик решений Web 2.0: «Проект Emedicine.com создан компанией, владеющей самым известным в мире интернет-ресурсом по здравоохранению http://www.webmd.com/. Он позволяет пользователям-врачам публиковать свои монографии и истории болезней, оформляя их по всем правилам, принятым в медицине; обсуждать медицинские кейсы, получать доступ к информации и сгенерированным членами сообщества новост по всем разделам медицины — иными словами, иметь доступ к переднему краю науки. Этот проект также имеет интересный инструмент для обучения: любой пользователь может создать тест или мини-программу обучения, которая может быть основана на реальном медицинском кейсе, включать в себя справочную информацию и интерактивный тест на усвоение материала, а также — презентацию, сопровождаемую записанной ее автором лекцией в аудиоформате». По данным исследования группы ученых из нескольких американских университетов и Института управления знаниями IBM, в сферах, где высок процент интеллектуального труда, например, в научных коллективах, специалисты во много раз чаще обращаются к коллегам при поиске нужной информации, чем к «обезличенным» источникам наподобие корпоративных хранилищ или Web. А к технологическим источникам информации специалисты обращаются, как правило, не получив удовлетворительного ответа у коллег или, напротив, воспользовавшись их непосредственным указанием на данные в компьютерном архиве. Осведомленный тренинг-менеджер, указавший специалисту на подобные ресурсы, может стимулировать интерес работника, способствуя тем самым повышению его квалификации. К тому же CoP может стать источником инноваций, если создать условия для применения полученных знаний при разработке новых продуктов или даже бизнес-направлений. Например, сообщество Всемирного банка, объединившее специалистов из разных стран, разработало новый подход к реализации программ борьбы с бедностью. 2. Социальная сеть в корпоративном формате Социальные сети в корпоративном формате в первую очередь являются инструментом внутренних коммуникаций. По мнению немецких коллег из DJM Consulting (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser), инструменты web 2.0, используемые в рамках одной компании, работают, скорее, на создание имиджа привлекательного работодателя, нежели на поддержку процессов обучения в компании. (http://www.hrm.de/). Специалисты отмечают, что использование компаниями современных web-технологий работает на повышение со стороны потенциальных кандидатов. Компания Oracle использует социальную сеть в корпоративном формате. Она представляет собой сообщество практиков с возможностью создания виртуальных рабочих групп по проектам. Для компаний, имеющих большое количество филиалов, корпоративная соц. сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. Так происходит, когда новичок обращается к более опытному коллеге, работающему на аналогичной должности в другом филиале компании. Социальные сети — находка для организаторов конференций и выставок Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференции. За полтора месяца до своей внутренней конференции Adobe Max 2007 компания создала сайт с элементами социальной сети, где каждый зарегистрировавшийся на мероприятие сотрудник автоматически «заводил» себе профиль в сети и мог до начала мероприятия устанавливать контакты с наиболее интересными ему людьми, общаться с ними онлайн, назначить встречу во время конференции или вне ее. Система сама выстраивала связь между участниками, учитывая близость профессиональных интересов, указанных в профиле. На вопрос, что, по его мнению, ждет социальные сети в будущем, Денис Зельцер ответил: «Сейчас модно говорить о стагнации социальных сетей: пользователи „наелись“ блогами, „Одноклассники“ пошли на спад. Ничего подобного не происходит — просто весь феномен социальных сетей начали, наконец, переосмыслять. Поток однотипных сайтов-клонов иссякнет, а вместо него мы скоро увидим новые проекты — нишевые, созданные под отдельные группы пользователей и их специфические потребности». |
Феномен социальных сетей
Социальные сети:
ярчайший показатель глобализации;
интернет-феномен XXI века;
стремительно распространяющаяся по всему миру эпидемия, заражающая все большее количество пользователей;
самая гениальная маркетинговая задумка всех времен.
Они позволяют объединять людей со схожими интересами, общаться с друзьями, одноклассниками, коллегами, родственниками, обмениваться полезной информацией и развлекаться.
Так что же мы знаем об этом феномене? Рассмотрим наиболее интересные факты:
1. Сотни миллионов людей, говорящих на десятках языках попали в социальные сети. Но все же, согласно опросу компании Synovate, проведенному в июне прошлого года в 17 странах, только 42% респондентов знает, о чем идет речь. Остальные 58% даже не представляют: где пропадают их коллеги немалую часть рабочего времени, отчего детям не спится по ночам, откуда у внуков столько знакомых по всему миру. Больше всего о существовании подобных ресурсов знают в Голландии - 89%, Японии - 71% и США - 70%.
2. Самые популярные в мире социальные сети - MySpace, Facebook, Twitter. Они имеют североамериканские корни, объединяют в основном англоязычных пользователей и активно развивают локализованные версии во многих странах. Не менее популярны региональные: Nexopia в Канаде, Bebo в Великобритании, Hi5 и dol2day в Германии, европейские Tagged, XING и Skyrock, азиатские Friendster, Multiply, Xiaonei и Cyworld.
Наиболее посещаемые русскоязычные сети: ВКонтакте.ру, Одноклассники.ru, Мой Круг, Мой Мир@mail.ru.
3. Наиболее популярны социальные сети в странах с развитой Интернет инфраструктурой, объединяющей бизнес, торговлю и культуру. Так в Голландии 49% населения являются пользователями тех или иных сайтов, в ОАЭ этот показатель равен 46%, Канаде – 44%, а США только на четвертом месте с 40%.
В России этот показатель, несмотря на заметный рост в последние годы, сдерживается «благодаря» слабой «интернетизации». Самые популярные русскоязычные сети на сегодня объединяют более 35 миллионов пользователей.
4. Бум популярности социальных сетей акцентировал внимание на зависимость от них большого числа пользователей, рассматриваемую как разновидность интернет-зависимости. Проявляется она в чрезмерном увлечении виртуальной жизнью, желании общаться с большим количеством виртуальных знакомых, дискомфортом от отсутствия виртуального общения. Например, все чаще можно услышать про «подсевших на Одноклассников» или «зависающих ВКонтакте», с намеком на некую маниакальную зависимость.
С одной стороны это обеспечивает популярность социальных сервисов, что поддерживает рост этих проектов и на руку их владельцам. С другой стороны подобная увлеченность способствует серьезным психическим расстройствам.
Преобладающее количество пользователей социальных сетей считает, что стоит меньше портить глаза перед экранами компьютеров и больше времени проводить на свежем воздухе.
5. Активное общение посредством социальных сетей, а также использование так называемого «олбанского» языка или языка «падонкаф», употребление сленга, жаргонных выражений, нарушение пунктуации, использование словарных сокращений могут привести к неизбежной деградации лексических и грамматических навыков.
6. Преобладающая часть пользователей социальных ресурсов считает, что общение онлайн гораздо лучше его полного отсутствия, и вместе с тем не согласна, что заводить друзей в Интернете проще, чем в реальной жизни.
7. 40% участников социальных сетей считает электронную переписку полноценной заменой реальной человеческой речи. Но только 14% получают больше удовольствия от виртуального общения, нежели от реального.
8. Одним из немаловажных факторов популярности социальных сетей является виртуальная анонимность. Участники сообщают о себе только ту информацию, которую считают нужной, тем самым получая возможность менять представление о себе.
9. Спецслужбы и органы охраны правопорядка довольно часто используют социальные сети в своих целях. Их привлекает обширная база полезной информации: личная переписка, досье пользователей, охватывающие определенные стороны их личной жизни, фото и видеоматериалы, которые могут повлиять на раскрытие и предотвращение преступлений, а также быть доказательством в суде. Существует даже предположение, что спецслужбы сыграли немаловажную роль в создании социальных сетей.
10. Также социальные ресурсы привлекают и внимание криминальных структур. Поэтому не рекомендуется размещать в открытом доступе почтовые адреса, фотографии родственников, и демонстрировать свое материальное благополучие.
§3. СЕТЕВОЙ ЭТИКЕТ. ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ, ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ ОШИБОК В СЕТИ
Сетике́т, нетике́т (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO. Некоторые из правил сетевого этикета присутствуют в RFC 1855 (английский вариант), а в русском варианте сделал попытку создать сборник правил сетевого поведения Роман Шторм, в серии параграфов "Нэтикет: Современная этика"