Разработка информационной системы учета оплаты за обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:34, дипломная работа

Краткое описание

елью дипломного проектирования является создание программного продукта предназначенного для автоматизации учета оплаты договоров за обучение.
Внедрение разработанного программного позволит быстро и оперативно получать нужную информацию, значительно сократит затраты, связанные с обработкой информации, освободит от хранения большого объема информации на бумаге, сократит рутинные вычисления при получении выходных документов.
Социально-экономический раздел дипломного проекта посвящен рассмотрению роли информационных технологий в управлении. В разделе приводится обоснование ожидаемых результатов повышения эффективности работы от использования разработанного программного продукта.
В научно-исследовательском разделе описывается объект автоматизации и его математическая модель. В разделе приводится обзор программных средств разработки приложений и обосновывается выбор языка программирования. Также в этом разделе приводится классификация приложений для работы с базами данных, дается обзор существующих систем управления базами и обосновывается выбор СУБД.

Файлы: 1 файл

Разработка информационной системы учета оплаты за обучение.docx

— 83.14 Кб (Скачать)

 

В InterBase соединение дочерних и родительских полей является «жестким», т.е. нельзя реализовать каскадные воздействия при изменении записей в родительской таблице. Поэтому для реализации каскадных воздействий используются триггеры.

 

Таблица 2. Описание связей

 

Наименование связи 

Правило удаления 

Правило обновления 

 

Справочник факультетовСправочник групп 

RESTRICT 

CASCADE 

 

Справочник группСписок студентов 

RESTRICT 

CASCADE 

 

Список студентовКнига лицевых счетов 

RESTRICT 

CASCADE 

 

Список студентовКнига оплат 

RESTRICT 

CASCADE 

 

Книга выписок банкаКнига оплат 

CASCADE 

CASCADE 

 

Справочник группАрхив списка студентов 

RESTRICT 

CASCADE 

 

Список студентовАрхив книги оплат 

RESTRICT 

CASCADE 

 

Архив списка студентовАрхив лицевых счетов 

RESTRICT 

RESTRICT 

 

Архив списка студентовАрхив книги оплат 

RESTRICT 

RESTRICT 

 

Архив книги выписокАрхив книги оплат 

RESTRICT 

RESTRICT 

 

 

 

Ведение индексов:

 

Важнейшей проблемой для  любой БД является достижение максимальной производительности и ее сохранение при дальнейшем увеличении объемов  хранимых данных. Использование индексов облегчает решение этой задачи. Индекс представляет собой часть БД, в  которой содержится информация об организации  данных в таблицах БД. В отличие  от ключей, индексы занимают дополнительные объемы памяти (довольно значительные). Индексы создаются вместе со своей  таблицей и обновляются при модификации  данных. При этом обновление индекса  для большой таблицы может  отнимать много ресурсов, поэтому  имеет смысл ограничить число  индексов и создавать только те индексы, которые будут использоваться.

 

Индексы содержат уникальные идентификаторы записей и дополнительную информацию об организации данных. Поэтому получение данных при  выполнении запроса с помощью  индексов занимает значительно меньше времени [4].

 

По определениям первичных  и вторичных ключей СУБД автоматически  строит индексы.

 

В БД существуют следующие  индексы:

 

Справочник факультетов:

 

по коду факультета (PK);

 

Справочник групп:

 

по номеру группы (PK);

 

по коду факультета;

 

Справочник студентов:

 

по коду студента (PK);

 

по Ф.И.О. студента;

 

по номеру группы и Ф.И.О. студента;

 

Книга лицевых счетов:

 

по идентификатору счета (PK);

 

по коду студента;

 

Книга выписок банка:

 

по идентификатору выписки (PK);

 

по номеру выписки;

 

по дате выписки;

 

Книга оплат:

 

по идентификатору оплаты (PK);

 

по идентификатору выписки;

 

по коду студента;

 

Архив списка студентов:

 

по коду студента (PK);

 

по Ф.И.О. студента;

 

по номеру группы и Ф.И.О. студента;

 

Архив книги лицевых счетов:

 

по идентификатору счета (PK);

 

по коду студента;

 

Архив книги выписок банка:

 

по идентификатору выписки (PK);

 

по номеру выписки;

 

по дате выписки;

 

Архив книги оплат:

 

по идентификатору оплаты (PK);

 

по идентификатору выписки;

 

по коду студента.

 

Хранимые процедуры:

 

Хранимая процедура - это  модуль, написанный на процедурном  языке InterBase и хранящийся в БД.

 

Преимущества хранимых процедур:

 

одна процедура может  использоваться многими приложениями;

 

разгрузка приложений клиента  путем переноса части кода на сервер и вследствие этого - упрощение клиентских приложений;

 

при изменении хранимой процедуры  все изменения немедленно становятся доступны для всех клиентских приложений;

 

улучшенные характеристики выполнения, связанные с тем, что  хранимые процедуры выполняются  сервером, в частности - уменьшенный  сетевой трафик.

 

В БД были созданы процедуры  для архивации и получения  оборотной ведомости. Тексты процедур приведены в приложении 2.

 

Создание БД:

 

Вся база данных на сервере  InterBase хранится в одном файле с расширением GDB. Для создания, изменения и удаления объектов базы данных используется язык SQL.

 

В качестве инструмента для  выполнения запросов SQL используется утилита  Windows ISQL. В данной утилите используются сценарии SQL - текстовые файлы с расширением SQL, содержащие группу запросов.

 

3.2 Описание функциональной  структуры программного комплекса

 

В разработанном программном  продукте по учету оплаты договоров  за обучение реализованы следующие  функции:

 

ведение договоров на обучение;

 

ведение лицевых счетов студентов;

 

учет оплаты за обучение;

 

ведение нормативно-справочной информации;

 

формирование сводной  выходной информации и документации, например, получение оборотной ведомости  или сведений о задолженниках;

 

ведение архивов.

 

В составе программного комплекса  ведутся следующие справочники:

 

справочник студентов;

 

справочник групп;

 

справочник факультетов.

 

По каждому студенту, с  которым заключен договор на обучение, ведется лицевой счет, где отражаются все начисления для оплаты.

 

Информация об оплатах  вводится ежедневно на основе выписок  банка.

 

Периодически формируются  различные отчеты: оборотная ведомость, ведомость задолженников. Кроме того, выходной информацией являются квитанции для оплаты, которые выдаются студентам.

 

Через определенное время  проводится закрытие периода (архивация). При этом вся информация о студентах, лицевых счетах, выписках банка и  оплатах переносится в архивы.

 

Функция по ведению нормативно-справочной информации реализована с помощью  модулей Facul.pas, Group.pas, Student.pas. Модуль Facul.pas реализует просмотр и редактирование справочника факультетов. С помощью модуля Group.pas осуществляется просмотр и редактирование справочника групп. Модуль Student.pas выполняет функцию просмотра данных из списка студентов. Редактирование списка студентов осуществляется с помощью модуля StudentDlg.pas. К нормативно-справочной информации кроме данных о студентах, группах и факультетах относится информация как реквизиты ВУЗа и реквизиты банка. Просмотреть и отредактировать эту информацию можно с помощью модулей Bank.pas и Params.pas. В модулях Student.pas и StudentDlg.pas также реализуется функция ведения договоров на обучение.

 

Функция ведения лицевых  счетов реализована в модуле Schet.pas, с помощью которого можно просмотреть и отредактировать суммы, начисленные для оплаты одному из студентов, и в модуле Oplat.pas, с помощью которого можно просмотреть все оплаты, относящиеся к данному студенту.

 

Учет оплат за обучение реализуется в модуле Vypis.pas, предназначенном для просмотра и регистрации выписок банка.

 

Функция ведения архивов  осуществляется с помощью модулей  Arh.pas (реализуется проведение архивации), ArhStudent.pas, ArhSchet.pas, ArhOplatStud.pas, ArhVypis.pas (просмотр архивов).

 

В программном продукте предусмотрена  возможность получения различных  отчетов. Формирование отчетов реализуется  с помощью модулей KvitDlg.pas, KvitRep.pas (получение квитанции), Oborot.pas, OborotRep.pas (получение оборотной ведомости), Dolg.pas, DolgRep.pas (получение ведомости задолженников).

 

Помимо перечисленных  модулей программа включает также  следующие модули:

 

About.pas - модуль, предназначенный для вывода окна «О программе»;

 

DataModule.pas - модуль данных, который представляет собой контейнер, где расположены все невизуальные компоненты доступа к данным, такие как TIBDataBase, TIBTransaction, TIBQuery, TDataSource;

 

Main.pas - модуль, который соединен с главным меню программы.

 

Описание всех модулей, входящих в состав проекта, содержится в файле  проекта Oplata.dpr, который представляет собой программу, предназначенную для обработки ее компилятором Delphi.

 

3.3 Руководство пользователя

 

 

Главное меню программы:

 

При запуске программы  на экране появляется диалоговое окно для ввода имени пользователя и его пароля.

 

Если имя и пароль введены  правильно, то на экране появляется основная форма, содержащая главное меню программы (рис.10). В противном случае на экран  выводится предупреждение о том, что данные введены неправильно.

 

С помощью главного меню можно вызвать другие формы программы, предназначенные для просмотра  и редактирования различных сведений из хранящейся на сервере БД, получения  отчетов и т.п.

 

Вызывать различные справочники, таблицы, отчеты можно как с помощью  пунктов меню, так и с помощью  кнопок, расположенных в нижней части  окна.

 

При закрытии главного окна программы осуществляется выход  из программы.

 

Главное меню включает следующие  пункты:

 

Данные:

 

Выписки банка (кнопка) - для  вызова книги выписок банка;

 

Студенты (кнопка) - для вызова списка студентов;

 

Группы (кнопка) - вызов справочника  групп;

 

Факультеты (кнопка) - вызов  справочника факультетов;

 

Выход;

 

Отчеты:

 

Оборотная ведомость (кнопка) - вызов формы для получения  оборотной ведомости;

 

Должники (кнопка) - вызов  формы для получения ведомости  должников;

 

Архивы:

 

Закрытие периода (архивация) - вызов диалогового окна для проведения процедуры архивации;

 

Архив книги студентов - просмотр архива списка студентов;

 

Архив книги выписок банка - просмотр архива книги выписок  банка;

 

Справка:

 

Реквизиты предприятия - вызов  диалогового окна для просмотра  и редактирования информации об организации;

 

Банковские реквизиты - вызов  диалогового окна для просмотра  и редактирования информации о банке, в котором находится расчетный  счет организации;

 

О программе - вызов диалогового  окна «О программе».

 

 

Форма «Список студентов»:

 

Эта форма предназначена  для просмотра данных из справочника  студентов. По каждому студенту в  справочнике хранится следующая  информация:

 

код студента;

 

фамилия, имя, отчество студента;

 

группа, в которую зачислен студент;

 

номер договора и дата его  заключения;

 

дата окончания учебы;

 

текущее сальдо студента (сумма  денег, которую должен заплатить  за учебу студент; если студент заплатил за учебу больше, чем ему было начислено, сальдо будет отрицательным).

 

При открытии формы на экран  выводится весь список студентов, упорядоченный  по группам и внутри группы по Ф.И.О. студентов. Для изменения порядка  сортировки списка студентов необходимо использовать группу переключателей, расположенную в правом нижнем углу формы. Имеется возможность сортировки:

 

по коду студентов в  порядке увеличения кода студентов;

 

по Ф.И.О. в алфавитном порядке без разбивки по группам;

 

по группам и внутри группы по Ф.И.О..

 

Пользователю предоставляется  возможность просматривать не весь список студентов, а только студентов  определенной группы. Для задания  группы ее необходимо выбрать из поля со списком «Группа» в верхней  части окна. Список может включать все группы или группы только заданного  факультета, который задается с помощью  списка «Факультет». После выбора группы необходимо нажать кнопку для отбора записей. Кроме студентов определенной группы можно отобрать тех студентов, которые еще не были зачислены  ни в одну группу. Для этого необходимо нажать кнопку . То же самое произойдет, если нажать кнопку отбора записей по группе, не выбрав при этом номер группы. Для отображения всего списка студентов нажмите кнопку.

 

Кнопка «Обновить» предназначена  для обновления данных списка студентов. При изменении данных несколькими  клиентами пользователь видит только свои изменения до тех пор, пока не нажмет эту кнопку. Кроме того, осуществляется контроль одновременного изменения  одних и тех же данных различными пользователями. При изменении какой-либо записи в БД каким-либо пользователем  эта запись блокируется для изменений  другими пользователями.

 

Кнопки «Лицевой счет»  и «Оплата» вызывают на экран соответственно модальные окна» Лицевой счет «и» Оплаты студента». Назначение этих окон будет объяснено в соответствующих  разделах.

 

Оплата обучения студентами происходит через банк. В квитанции  для оплаты указываются реквизиты  банка и ВУЗа, например, номера счетов, которые имеют большое количество знаков. А значит, при заполнении квитанции легко ошибиться. Поэтому  для удобства в программе предусмотрена  возможность получения квитанции. Для вызова диалогового окна, с  помощью которого распечатывается  квитанция, необходимо щелкнуть по кнопке «Квитанция». При этом на экране появляется окно, в котором отражаются Ф.И.О. текущего студента и сумма для  оплаты. При необходимости эти  данные можно отредактировать.

 

Кнопки «Печать» и «Отмена» этого окна нужны соответственно для распечатки квитанции или  отмены.

 

Кнопка «Закрыть» в  форме «Список студентов» приводит к закрытию окна.

 

Для редактирования списка студентов предназначены инструментальные кнопки, расположенные в верхней  области окна. Назначение этих кнопок следующее:

 

- добавление нового студента  в БД;

 

- изменение данных текущего  студента;

 

- удаление текущего студента  из БД.

 

При удалении текущего студента на экран выводится диалоговое окно, в котором необходимо подтвердить  удаление записи (или отказаться от него). Пользователь может удалить  только тех студентов, для которых  не начислены суммы для оплаты в книге лицевых счетов и не присутствует ни одной оплаты в книге  оплат. При попытке удаления студента, для которого имеются указанные  записи, на экран выдается предупреждение об этом и процедура удаления не происходит.

 

Добавление и изменение  данных происходит в отдельном окне.

 

При добавлении нового студента все поля появляющейся на экране формы  пустые. Поля необходимо заполнить  необходимой информацией. Обязательно  заполняемыми полями являются поля для  ввода кода и Ф.И.О. студента. Код  студента можно заполнят не вручную, а формировать автоматически с помощью кнопки. Полученный код будет на единицу больше максимального кода в списке студентов. Если студент зачисляется в группу, то нужно выбрать флажок «Зачисление в группу». При этом становятся доступными поля «Факультет», «№ группы», «Дата окончания учебы». Далее необходимо ввести нужную информацию. Обязательно указываются номер группы и дата окончания учебы. При выборе факультета в списке «№ группы» отображаются только те группы, которые принадлежат указанному факультету. При заключении со студентом договора об оплате обучения необходимо выбрать флажок «Заключение договора» и далее заполнить соответствующие поля.

Информация о работе Разработка информационной системы учета оплаты за обучение