Разработка информационной системы «Учет бланков строгой отчетности в отделении почтовой связи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ предметной области «Реализация бланков строгой отчетности», проектирование и реализация учебной базы данных в указанной предметной области. В качестве СУБД для реализации базы данных была использована настольная СУБД реляционного типа − Microsoft Access. Данная СУБД имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать простые и сложные приложения.
В рамках курсовой работы были поставлены следующие задачи:
 анализ предметной области проектируемой базы данных (БД) «Реализация бланков строгой отчетности»;
 проектирование БД в исследуемой предметной области (включающее проектирование структуры таблиц, ключевых полей и схемы данных);
 приобретение навыков по созданию запросов различных типов в СУБД Microsoft Access;
 разработка и создание экранных форм различного вида для ввода и просмотра данных;
 изучение средств проектирования и создания отчетов в Microsoft Access;
 создание кнопочных форм, облегчающих навигацию по БД.

Оглавление

Введение..........................................................................
1 Проектирование модели данных.....................................................
2 Реализация модели данных средствами СУБД Access ....................................
3 Проектирование интерфейса........................................................
4 Реализация интерфейса в среде СУБД.................................................
5 Разработка запросов...............................................................
6 Разработка форм отчетов...........................................................
7 Оформление интерфейса, как единого целого ..........................................
Заключение .......................................................................
Литература........................................................................
Приложение А Главная форма.........................................................
Приложение Б Форма «Каталог ОПС, предоставляемых услуги БСО»....................
Приложение В Отчет «Наличие доставки»….............................................
Приложение Г Отчет «Информация о заказах»...........................................

Файлы: 1 файл

мое..doc

— 1.51 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

"ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ"

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПОЧТЫ

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «УЧЕТ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОТДЕЛЕНИИ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ»

Пояснительная записка

к курсовой работе

по дисциплине

«ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка гр. ПС061                                                                                      А.А.Шаурко            

Руководитель                                                      И.С. Худолей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................

1  Проектирование модели данных.....................................................

2  Реализация модели данных  средствами СУБД Access ....................................

3  Проектирование интерфейса........................................................

4  Реализация интерфейса в среде СУБД.................................................

5  Разработка запросов...............................................................

6  Разработка форм отчетов...........................................................

7  Оформление интерфейса, как единого целого ..........................................

Заключение .......................................................................

Литература........................................................................

Приложение А Главная форма.........................................................

Приложение Б Форма «Каталог ОПС, предоставляемых услуги БСО»....................

Приложение В Отчет «Наличие доставки»….............................................

Приложение Г Отчет «Информация о заказах»...........................................

4

6

11

15

17

21

24

26

29

30

31

32

33

34

 



 

 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

Системы управления базами данных (СУБД) являются едва ли не самым распространенным видом программного обеспечения. СУБД имеют более чем тридцатилетнюю историю развития с сохранением преемственности и устойчивых традиций. В основе программ такого рода лежит концепция модели данных, то есть некоторой абстракции представления данных. В большинстве случаев предполагается, что данные представлены в виде файлов, состоящих из записей. Структура всех записей в файлах одинакова, а количество записей в файле является переменным. Элементы данных, из которых состоит каждая запись, называются полями. Поскольку во всех записях имеются одни и те же поля (с разными значениями), полям удобно давать уникальные имена. Многие практически важные случаи хорошо укладываются в такое представление данных. Ясно, что СУБД является адекватным средством во всех случаях, когда исходную информацию можно представить в виде таблицы постоянной структуры, но неопределенной длины или в виде картотеки, содержащей неопределенное количество карточек постоянной структуры.

Все СУБД поддерживают в той или иной форме четыре основных операции:

  1. добавить в базу данных одну или несколько записей;
  2. удалить из базы данных одну или несколько записей;
  3. найти в базе данных одну или несколько записей, удовлетворяющих заданному условию;
  4. обновить в базе данных значение некоторых полей.

Большинство СУБД поддерживают, кроме того, механизм связей между различными файлами, входящих в базу. Например, связь может установиться явным образом, когда значением некоторых полей является ссылка на другой файл, такие СУБД называются сетевыми, или же связь может установиться неявным образом, например, по совпадению значений полей в различных файлах. Такие СУБД называются реляционными.

MS Access является СУБД реляционного  типа, в которой разумно сбалансированы  все средства и возможности, типичные  для современных СУБД. Реляционная  база упрощает поиск, анализ, поддержку и защиту данных, поскольку они сохраняются в одном месте. MS Access — это функционально полная реляционная СУБД. Кроме того, MS Access одна из самых мощных, гибких и простых в использовании СУБД. В ней можно создавать большинство приложений, не написав ни единой строки программы, но если нужно создать нечто очень сложное, то на этот случай MS Access предоставляет мощный язык программирования — VisualBasicApplication.

Популярность СУБД MicrosoftAccess обусловлена следующими причинами:

  1. доступность в изучении и понятность позволяют Access являться одной из лучших систем быстрого создания приложений управления базами данных;
  2. СУБД полностью русифицирована;
  3. возможность использования OLE технологии;
  4. интегрированность с пакетами MicrosoftOffice;
  5. визуальная технология позволяет постоянно видеть результаты своих действий и корректировать их;
  6. широко и наглядно представлена справочная система;
  7. наличие большого набора «мастеров» по разработке объектов.

Целью данной курсовой работы является анализ предметной области «Реализация бланков строгой отчетности», проектирование и реализация учебной базы данных в указанной предметной области. В качестве СУБД для реализации базы данных была использована настольная СУБД реляционного типа − Microsoft Access. Данная СУБД имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственную базу данных, но и разрабатывать простые и сложные приложения.

В рамках курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • анализ предметной области проектируемой базы данных (БД) «Реализация бланков строгой отчетности»;
  • проектирование БД в исследуемой предметной области (включающее проектирование структуры таблиц, ключевых полей и схемы данных);
  • приобретение навыков по созданию запросов различных типов в СУБД Microsoft Access;
  • разработка и создание экранных форм различного вида для ввода и просмотра данных;
  • изучение средств проектирования и создания отчетов в Microsoft Access;
  • создание кнопочных форм, облегчающих навигацию по БД.

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ  ДАННЫХ

 

Создание и внедрение в практику современных информационных систем автоматизированных баз данных выдвигает новые задачи проектирования, которые невозможно решать традиционными приемами и методами. Большое внимание необходимо уделять вопросам проектирования баз данных. От того, насколько успешно будет спроектирована база данных, зависит эффективность функционирования системы в целом, ее жизнеспособность и возможность расширения и дальнейшего развития.

При проектировании БД необходимо изучить функционирование объекта управления, для которого проектируется БД, всю первичную и выходную документацию с точки зрения определения того, какие именно данные необходимо сохранять в базе данных. Сбор информации осуществляется для последующего создания основных пользовательских представлений (к ним относятся пользовательские представления для основных категорий пользователей или направлений деятельности предприятия). Ниже перечислена информация, которая требуется для решения указанной задачи:

  • описание применяемых или вырабатываемых данных;
  • подробные сведения о способах применения или выработки данных;
  • все дополнительные требования к создаваемому приложению базы данных.

Эта информация затем анализируется для определения требований (или средств), которые должны быть реализованы в разрабатываемом приложении базы данных.

Так, при изучении и анализе деятельности РУП «Белпочта» по реализации бланков строгой отчетности (БСО) было выявлено, что для автоматизации процесса реализации БСО заказчикам, необходимо создание базы данных (БД), которая сможет решить перечень задач. А именно:

  • автоматизация процесса ввода информации, что приводит к сокращению времени на обработку заказов;
  • создание каталогов заказчиков – дает возможность ведения базы данных закзчиков, а также выбора заказчика при повторном заказе. Ведение каталога также может быть пригодна при реализации такой услуги, как «Прямая почтовая реклама»;
  • ведение каталога отделений почтовой связи (ОПС) – способствует анализу обслуживающих отделений, на основании которого можно расширить территорию обслуживания; а также проанализировать уровень заказов каждого на основании полученных отчетов;
  • создание и расширение прайс-листа БСО – позволяет при создании заказа выбрать требуемый вид БСО, что сокращает время на ручное введение; на основании полученных заявок проанализировать объем и типы реализуемых БСО и по результатам анализа увеличить спектр реализуемых БСО;
  • все вышеперечисленное способствует быстрому и четкому созданию заказов по реализации БСО. При этом информация в кратчайшие сроки (при внедрении данной информационной системы в эксплуатацию) поступала бы на сервер для дальнейшей обработки и повышению качества обслуживания потребителей данной услуги;
  • в процессе осуществления деятельности при помощи БД можно в кратчайшие сроки получить отчеты по ОПС, реализующим БСО (на какую сумму), по заказам за определенный период и др.

На основании анализа предметной области можно выделить следующие объекты:

  • каталог ОПС;
  • каталог заказчиков;
  • прайс-лист БСО;
  • список почтальонов в ОПС;
  • заказы;
  • доставка.

Все необходимые объекты представлены в таблицах 1-6.

 

Имя поля

Тип данных

№ ОПС

Адрес ОПС

Телефон ОПС

Текстовый

Текстовый

Текстовый




Таблица 1 – Каталог ОПС

 

 

 

 

 

Таблица 2 – Каталог заказчиков

Имя поля

Тип данных

ID-заказчика

ФИО заказчика

Юридический адрес

Физический адрес

Телефон

Мобильный телефон

№ ОПС

Числовой

Текстовый

Текстовый

Текстовый

Текстовый

Текстовый

Текстовый




 

 

 

Имя поля

Тип данных

Код БСО

Наименование БСО

Количество БСО на складе

Цена одного бланка

Текстовый

Текстовый

Числовой

Денежный




Таблица 3 – Прайс-лист БСО

 

 

 

 

 

 

Имя поля

Тип данных

Табельный № почтальона

ФИО почтальона

№ ОПС

Телефон почтальона

Числовой

Текстовый

Текстовый

Текстовый




Таблица 4 – Список почтальонов в ОПС

 

 

 

 

 

Имя поля

Тип данных

ID-заказчика

Код БСО

Количество бланков заказа

Сумма заказа

Номер доставки

Дата заказа

Числовой

Текстовый

Числовой

Денежный

Числовой

Дата/время




Таблица 5 – Заказы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 – Доставка

Имя поля

Тип данных

№ ОПС

ID-заказчика

Доставка

Стоимость доставки

Табельный № почтальона

Номер доставки

Текстовый

Числовой

Текстовый

Денежный

Числовой

Числовой

Информация о работе Разработка информационной системы «Учет бланков строгой отчетности в отделении почтовой связи"