Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:56, контрольная работа
База данных – это организованная структура, предназначенная для хранения информации. Кроме данных, база содержит методы и средства, позволяющие пользователю оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию. В результате взаимодействия данных, содержащихся в базе, с методами, доступными конкретным пользователям, образуется информация, которую они потребляют и на основании которой в пределах собственной компетенции производят ввод и редактирование данных.
Введение -------------------------------------------------------------------------------3
1. Проектирование базы данных -----------------------------------------------4
2.Таблицы ---------------------------------------------------------------------------- 5
3.Формы ------------------------------------------------------------------------------ 9
4. Запросы ---------------------------------------------------------------------------11
5. Отчеты ---------------------------------------------------------------------------15
6. Главная кнопочная форма --------------------------------------------------17
Заключение -------------------------------------------------------------------------21
Список литературы --------------------------------------------------------------22
После того, как вся необходимая нам информация была распределена по таблицам можно приступать к созданию базы данных «Товары».
Для создания базы данных «Заказы» используем СУБД MS Access.
Через меню «Пуск» → «Программы» → MS Access → в меню «Файл» выбираем → создать → новая база данных. Откроется окно для сохранения базы данных в котором необходимо выбрать название базы данных - в нашем случае «Заказы» и сохранить пустую базу данных.
После этого можно приступать к созданию элементов базы данных – таблиц, форм, запросов, отчетов и т.д.
2.Таблицы.
Для создания таблиц открываем уже сохраненную базу данных. В открывшемся окне выбираем вкладку «Таблицы» и щелкаем по кнопке «Создать». Открывается новое окно, в котором выбираем способ создания таблицы → «конструктор».
Открывается окно конструктора таблицы. В этом окне выбираем поля для нашей первой таблицы «Поставщики»:
- имя поля – код отдела
- заведующий отделом
Имя поля набирается вручную с клавиатуры, а тип данных для полей выбираем из списка открывающегося после нажатия на стрелочку в столбце «тип данных»
, а во вкладке «подстановка» можно задать подстановку данных при заполнении таблиц можно будет не вводить данные вручную, а выбирать из списка.
Теперь необходимо выбрать ключевое поле. Для таблицы «Отделы» - ключевое поле «Код отдела». Для этого выделяем поле «код отдела» щелчком мыши слева от столбца «Имя поля» и нажимаем кнопку «ключ» на панели инструментов. После всего вышеперечисленного закрываем готовую таблицу. При закрытии выбираем опцию «сохранить» и выбираем имя для таблицы, а затем подтверждаем кнопкой ОК.
Для создания таблицы «Товары» выполняем аналогичные действия. Выбираем поля:
- код отдела (счетчик)
- код товара (счетчик)
- цена товара (денежный).
Теперь выбираем ключевое поле – «Код товара» и сохраняем таблицу дав ей название «Товары».
Таким же образом создаем третью таблицу «Поступления» с полями:
- Код отдела (числовой)
- код товара (числовой)
- количество (числовой)
- дата поступления (дата/время).
При этом для поля «дата поступления» используем маску ввода. В нижней левой части окна конструктора представлены свойства полей. Во вкладке «общие» можно задать маску ввода (например, для типа данных «дата/время» с клавиатуры 00.00.00 или используя, мастер).
Поскольку таблица «Поступления» является подчиненной - она не будет иметь ключевых полей. Для полей «код отдела» и «код товара» задается мастер подстановок из соответствующих главных таблиц «Отделы» и «Товары». Для задания мастера подстановок выбираем в нижней левой части окна конструктора вкладку «подстановка» → тип элемента управления (из списка) – «поле со списком», источник строк (из списка) – «таблица Отделы» для кода отделы и соответственно таблица Товары для поля «код товара». Затем сохраняем таблицу «Поступления».
Для завершения работы с таблицами необходимо их «связать». Для этого в меню Сервис выбираем команду «схема данных» - открывается окно «добавление таблицы» → из списка таблиц при помощи клавиши «добавить» добавить все таблицы (Товары, Отделы и Поступления). В окне схема данных появятся все наши таблицы. Для установления связей выделяем при помощи двойного нажатия мыши ключевое поле таблицы Отделы и, не отпуская левой клавиши мыши соединить ее с таким же полем в подчиненной таблице → «код отдела» (ключевое) с «код отдела» (в таблице Поступления). Устанавливаем птички в полях: Обеспечение целостности данных, Каскадное обновление и Каскадное удаление связанных полей. Подтверждаем операцию нажатием кнопки «Создать».
Аналогичным образом создаем связь между таблицами Товары (главная) и Поступления (подчиненная). При этом связываем поля «код товара» с полем «код товара». Обе связи – один (гл. таблицы) ко многим (в подчиненных таблицах).
Теперь после создания таблиц, определения полей, и создания связей необходимо заполнить таблицы информацией. Это можно сделать напрямую в режиме отображения таблицы через меню «Вид» или при помощи форм.
3. Формы
Форма – это объект базы данных, предназначенный для ввода данных в таблицу.
Для заполнения таблиц мы создадим, и будем использовать соответствующие формы: Отделы, Товары и Поступления.
Для создания форм на вкладке «Формы» окна базы данных нажимаем кнопку «Создать» и выбираем Мастер форм. Открывается окно мастера форм.
В этом окне в строке Таблицы и запросы выбираем таблицу «Отделы», далее в строке доступные поля – выбираем все поля соответствующие таблице Отделы (кнопкой «двойная стрелка» переносим их в правую часть окна) → нажимаем «Далее» → выбираем вид формы «табличный» → далее → стиль «стандартный» → задаем имя формы «Отделы» → подтверждаем кнопкой «готово». Форма «Отделы» готова для заполнения данными. С клавиатуры вводим необходимые данные в форму «Отделы». При этом колонка код отдела заполняется автоматически (т.к. тип поля счетчик). После заполнения этой формы информация автоматически попадает в таблицу «Отделы».
Аналогичным образом создаются и заполняются Формы «Товары» и «Поступления». Информация из форм попадает в соответствующие таблицы.
4.Запросы
Далее нам необходимо создать запросы на выборку.
Запрос 1 должен включать поля: название отдела, товар, цена, количество, дата. Условие отбора – товары одного отдела. Предусмотреть ввод названия отдела с клавиатуры.
Для этого во вкладке «Запросы» выбирает кнопку «создать» → конструктор → открывается окно «Добавление таблиц» → кнопкой добавить выбирает таблицы поля, которых необходимы по условиям Запроса (нам необходимо «добавить все три таблицы), затем окно закрываем. В верхней части окна «запрос на выборку» появляются таблицы Отделы, Товары и Поступления, затем в нижней половине окна в строке «поле» выбираем необходимые нам поля, в строке таблицы – из каких таблиц берутся эти поля. Для ввода названия отдела с клавиатуры в столбце содержащем поле «название отдела» в строке условия отбора – ввести с клавиатуры текст в квадратных скобках [введите название отдела].
Запрос 2 создается аналогично запросу 1 и включает поля: название отдела, товар, цена, количество, дата. Условием отбора являются товары с ценой более 1000 и менее 15 рублей. Так же необходима сортировка по отделам. Для сортировки по названию отдела необходимо в строке «сортировка» столбца «название отдела» – выбрать сортировку. Для условия отбора по цене в столбце «цена» в строке «условия отбора» с клавиатуры вводим >1000 And < 15000.
Запрос 3 создаем итоговый запрос с полями: название отдела, товар и цена. Для этого создаем запрос с необходимыми полями аналогично двум предыдущим запросам и сохраняем его.
Для того чтобы выводилась информация по отделам о товарах с максимальной ценой на основе получившегося запроса строим новый. Во вкладке «Запросы» при помощи кнопки «создать» создаем новый запрос → в открывшемся окне выбираем способ создания → «простой запрос» → ОК. Открывается новое диалоговое окно, в котором выбираем в строке таблицы и запросы – Запрос 3 (сохраненный на 1 этапе), в окне «доступные поля» выбираем все поля, содержащиеся в Запросе 3 → Далее → выбираем Итоговый и подтверждаем нажатием на кнопку «Итоги» → Далее → открылось окно Итоги, в котором в строке цена выбираем «Max» (отмечаем птичкой) и подтверждаем нажатием ОК → Далее → выбираем имя запроса «Запрос 3» и подтверждаем кнопкой «Готово». Итоговый Запрос 3 – готов.
Запрос 4 в данном запросе необходимо предусмотреть поля: название отдела, товар, цена, количество, дата. А так же необходимо создать новое вычисляемое поле «Стоимость товара» (произведение цены на количество). Для создания вычисляемого поля используем построитель выражений.
Создаем обычный запрос с необходимыми полями при помощи конструктора аналогично другим запросам. Для построения вычисляемого поля устанавливаем курсор в поле нового столбца. Нажатием правой клавиши мыши вызываем контекстное меню. Выбираем из открывшегося списка команду построить. Открывается окно построителя выражений. В центре нижней половины окна находится список полей, из которого выбираем необходимые для построения выражения. Двойным нажатием левой клавиши мыши на поле цена выбираем это поле), о появляется в верхней половине окна) затем нажимаем кнопку умножить и таким же образом выбираем поле количество (оно тоже появляется в верхней части окна после знака умножить → подтверждаем ОК. Теперь в запросе появилось новое поле: Выражение1:(цена * количество). Вместо фразы Выражение1 вводим с клавиатуры слово Стоимость. Сохраняем запрос под именем
Запрос 4.
5. Отчеты
На основе Запроса 4 необходимо создать Итоговый отчет, который содержит сгруппированные по отделам сведения о товарах, а так же суммарную стоимость товаров в рублях по каждому отделу и по всей базе данных в целом.
Во вкладке Отчеты выбираем команду Создать. В появившемся окне «Новый отчет» выбираем способ создания (мастер отчетов) и Запрос 4 (как основу для отчета), подтверждаем ОК.
Открывается окно «Создание отчетов» в котором выбираем поля для нашего отчета (все) → Далее → выбираем уровень группировки – Название отдела (т.к. по заданию необходимо сгруппировать по отделам) → Далее → выбираем порядок сортировки - название товара, цена, количество, стоимость и нажимаем на кнопку «ИТОГИ». Открывается новое окно, где в строке Стоимость выбираем (отмечаем птичкой) клеточку Sum (для того чтобы в отчетах суммировалась стоимость) и подтверждаем ОК→ Далее → выбираем макет и стиль для нашего отчета (это можно делать произвольно). После этого Выбираем имя и сохраняем отчет нажатием кнопки «Готово». Наш отчет с необходимыми параметрами готов.
ОТЧЕТ о товарах
Название отдела Название товара Цена товара Количеств Стоимость
Бакалея Гречка 3 800,00р. 30 114 000,00р.
Макароны 2 900,00р. 30 87 000,00р.
Мука пшеничная 2 300,00р. 20 46 000,00р.
Рис длиннозернистый 5 000,00р. 20 100 000,00р.
Итоги для 'Название отдела' = Бакалея (4 записей)
Sum 347000
Вино-водочный Вино Мерло 14 200,00р. 20 284 000,00р.
Водка Гомель 6 200,00р. 50 310 000,00р.
Водка Минск 7 500,00р. 12 90 000,00р.
Итоги для 'Название отдела' = Вино-водочный (3 записей)
Sum 684000
Детское питание Каша овсяная 6 500,00р. 15 97 500,00р.
Молоко детское 560,00р. 10 5 600,00р.
Смесь Тонус-1 4 000,00р. 20 80 000,00р.
Смесь Тонус-2 4 000,00р. 20 80 000,00р.
Итоги для 'Название отдела' = Детское питание (4 записей)
Sum 263100
Колбасный Колбаса в/к 26 000,00р. 30 780 000,00р.