Понятие информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Когда в конце 40-х  начале 50-х гг. в коммерческих организациях появились первые ЭВМ, практически никому не приходило в голову распределять обработку данных между различными машинами. Пользователи были рады и тому, что машины избавили их от утомительной ручной обработки информации. По мере развития вычислительной техники появилась возможность выполнять на одном или нескольких компьютерах ряд разных задач и передавать данные из одного приложения в другое, что представлялось гигантским шагом вперед.

Файлы: 1 файл

Информационные технологии.docx

— 77.05 Кб (Скачать)

Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:

    • пошаговой процедуры, определяющей последовательность технологических операций проектирования;
    • критериев и правил, используемых для оценки результатов выполнения технологических операций;
    • нотаций (графических и текстовых средств), используемых для описания проектируемой системы.

Технология проектирования, разработки и сопровождения ИС должна удовлетворять следующим общим требованиям:

    • технология должна обеспечивать гарантированное достижение целей разработки ИС с заданным качеством и в установленное время;
    • технология должна обеспечивать возможность выполнения крупных проектов в виде подсистем (то есть возможность декомпозиции проекта на составные части). Опыт разработки крупных ИС показывает, что для повышения эффективности работ необходимо разбить проект на отдельные подсистемы, слабо связанные по данным и функциям. Реализация подсистем должна выполняться отдельными группами специалистов. При этом необходимо обеспечить координацию ведения общего проекта и исключить дублирование результатов работ каждой проектной группы, которое может возникнуть в силу наличия общих данных и функций;
    • технология должна обеспечивать возможность ведения работ по проектированию отдельных подсистем небольшими группами (3-7 человек). Это обусловлено принципами управляемости коллектива и повышения производительности за счет минимизации числа внешних связей;
    • технология должна обеспечивать минимальное время получения работоспособной ИС. Речь идет не о сроках готовности всей ИС, а о сроках реализации отдельных подсистем. Реализация ИС в целом в короткие сроки может потребовать привлечения большого числа разработчиков, при этом эффект может оказаться ниже, чем при реализации в более короткие сроки отдельных подсистем меньшим числом разработчиков. Практика показывает, что даже при наличии полностью завершенного проекта внедрение идет последовательно по отдельным подсистемам;
    • технология должна предусматривать возможность управления конфигурацией проекта, ведения версий проекта и его составляющих, возможность автоматического выпуска проектной документации и синхронизацию ее версий с версиями проекта;
    • технология должна обеспечивать независимость выполняемых проектных решений от средств реализации ИС (систем управления базами данных, операционных систем, языков и систем программирования);
    • технология должна быть поддержана комплексом согласованных CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию всех процессов ИС [2].

Широкое распространение в настоящее время получила методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development), которая включает в себя следующие три элемента:

    1. небольшую команду программистов (от двух до 10-ти человек);
    2. короткий, но тщательно проработанный производственный график (от двух до шести месяцев);
    3. повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение ИС начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Основными принципами методологии RAD являются:

    • разработка приложений итерациями;
    • необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла;
    • обязательное вовлечение пользователей в процесс разработки ИС;
    • необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих целостность проекта;
    • применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;
    • необходимое использование генераторов кода;
    • использование прототипирования, позволяющего полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;
    • тестирование и развитие проекта;
    • ведение разработки немногочисленной, хорошо управляемой командой профессионалов;
    • грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ [2].

Методология RAD, как и любая другая, не может претендовать на универсальность. Она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. В то же время она неприемлема для проектирования типовой системы, которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс типовых компонент. Характерной особенностью типовых компонент является: централизованное сопровождение, адаптация к программно-техническим платформам, СУБД, средствам телекоммуникации, организационно-экономическим особенностям объектов внедрения. Кроме того, они должны быть легко интегрируемы с существующими разработками. В этом случае на первый план выступают такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки. Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления космическими кораблями, то есть программ, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода [2].

 

  1. Режимы работы информационных систем

 Информационные системы  могут работать в трех основных  режимах: в пакетном режиме, в  интерактивном режиме, в режиме  реального масштаба времени.

Для пакетного режима характерно, что результаты обработки выдаются пользователям после выполнения так называемых пакетов заданий. Примерами таких систем являются системы статистической отчетности, налоговых инспекций, расчетно-кассовых центров, банков и т.д. Недостатком такого режима является обособленность пользователя от процесса обработки информации, что снижает оперативность принятия управленческих решений. Основными недостатками пакетного режима являются следующие обстоятельства: потребитель информации обособлен от процесса её обработки, поэтому могут появляться сомнения в правильности исходных данных и (либо) расчетов; снижается оперативность принятия решений в связи с возможной задержкой расчетов, вызванной так называемым “пакетированием” заданий [4].

При интерактивном (диалоговом) режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Пользователь обдумывает результаты запроса и вводит в систему принятые решения для дальнейшей обработки. Диалоговый режим необходим для решения управленческих задач с многовариантной логикой, когда пользователь может определить наиболее перспективный вариант решений. Примеры “диалогов”: стратегическое планирование развития фирмы (SWOT – анализ), решение задачи распределения ресурсов между потребителями, формирование портфеля заказов, выбор наиболее перспективных вариантов инвестиций.

Режим реального времени используется для управления быстропротекающими процессами, например передачей и обработкой банковской информации в глобальных международных сетях типа SWIFT, и непрерывными технологическими процессами [4].

 

  1. Компоненты информационной системы

 Напомним, что для решения  любой произвольной задачи с  использованием ЭВМ требуется  наличие ряда компонентов:

  1. исходной и нормативно-справочной информации для расчета;
  2. метода (алгоритма) решения задачи в виде программы;
  3. ЭВМ как исполнителя алгоритмов;
  4. пользователей, то есть лиц, использующих результаты решения в своей профессиональной деятельности [3, с.206].

Для ИС требуются аналогичные компоненты, но с более сложной организацией, вызванной многообразием действий, которые должна производить информационная система. Практически все разновидности информационных систем, независимо от сферы их применения, включают один и тот же набор составных компонентов:

· функциональные компоненты;

· компоненты обработки данных;

· организационные компоненты.

Под функциональными компонентами понимается система функций управления – полный комплекс взаимоувязанных во времени и пространстве задач управления, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Действительно, любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач, которые, в конце концов, доводятся до непосредственного исполнителя. Именно от того, как будет выполнено то или иное задание отдельным работником, зависит успех в решении конечных задач фирмы в целом. Таким образом, вся сложнейшая совокупность управленческих воздействий должна иметь своим конечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каждого конкретного исполнителя, независимо от его служебного положения. Таким образом, функции управления имеют не только индивидуальный, но и групповой характер, а практический результат получается не эпизодически, а постоянно.

Весь процесс управления сводится либо к линейному (административному) руководству предприятием или его структурными подразделениями, либо к функциональному руководству, например: бухгалтерский учет, материально-техническое обеспечение, и т. п. Поэтому декомпозиция информационной системы по функциональному признаку включает в себя выделение отдельных ее частей, называемых функциональными подсистемами (функциональными модулями, бизнес – приложениями), реализующих систему функций управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, то есть  то, для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции она выполняет. Функциональные подсистемы в существенной степени зависят от предметной области (сферы применения) информационных систем. Специфические особенности каждой функциональной подсистемы содержатся в так называемых “функциональных задачах” подсистемы. Это понятие, как правило, связывают с достижением определенных целей функции управления или определяют его как работу, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период [3, с.209].

Выбор состава задач функциональных подсистем управления осуществляется обычно с учетом основных фаз управления: планирования, учета и контроля, анализа и регулирования.

Например, информационная система управления персоналом банка может содержать следующие функциональные подсистемы:

· планирование численности персонала банка;

· расчет фонда заработной платы персонала;

· планирование и организация обучения персонала;

· управление кадровыми перемещениями;

· статистический учет и отчетность;

· справки по запросу.

 Выбор и обоснование  состава функциональных задач  являются одними из важнейших  элементов создания информационных  систем. Именно функциональная подсистема  и задача являются объектом  разработки, внедрения и эксплуатации  конечным пользователем. Анализ  функциональных задач показывает, что их практическая реализация  в условиях использования функциональных  систем многовариантна. Одна и  та же задача может быть  решена различными математическими  методами, моделями и алгоритмами. Среди множества вариантов реализации, как правило, имеется наилучший (оптимальный) вариант [3, с.212].

Под компонентами обработки данных ИС понимаются средства, предназначенные для информационного обслуживания специалистов разных уровней управления предприятия, принимающих управленческие решения. Основными функциями компонентов обработки данных являются следующие:

    • сбор, регистрация и перенос информации на машинные носители;
    • передача информации в места ее хранения и обработки;
    • ввод, контроль и компоновка информации в памяти компьютера;
    • создание и ведение информационной базы данных;
    • обработка информации на ЭВМ (накопление, сортировка, корректировка, выборка, арифметическая и логическая обработка) для решения функциональных задач системы управления объектом;
    • вывод информации в виде табуляграмм, видеограмм, сигналов для прямого управления технологическими процессами, информации для связи с другими системами;
    • организация управления вычислительным процессом (планирование, учет, контроль, анализ реализации хода вычислений) в локальных и глобальных вычислительных сетях.

Таким образом, основными компонентами обработки данных классической (простейшей) ЭИС являются:

    1. база данных;
    2. концептуальная схема;
    3. информационный процессор.

Перечисленные компоненты вместе образуют систему хранения и манипулирования данными.

Прокомментируем теперь вкратце основные моменты функционирования ИС в соответствии с выделенными основными составляющими компонентами. Итак, все, что происходит в процессе функционирования материальных систем, может быть описано в форме сообщений.

Информация о работе Понятие информационной системы