Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:32, контрольная работа
Когда в конце 40-х начале 50-х гг. в коммерческих организациях появились первые ЭВМ, практически никому не приходило в голову распределять обработку данных между различными машинами. Пользователи были рады и тому, что машины избавили их от утомительной ручной обработки информации. По мере развития вычислительной техники появилась возможность выполнять на одном или нескольких компьютерах ряд разных задач и передавать данные из одного приложения в другое, что представлялось гигантским шагом вперед.
Технология проектирования определяется как совокупность трех составляющих:
Технология проектирования, разработки и сопровождения ИС должна удовлетворять следующим общим требованиям:
Широкое распространение в настоящее время получила методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development), которая включает в себя следующие три элемента:
Основными принципами методологии RAD являются:
Методология RAD, как и любая другая, не может претендовать на универсальность. Она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. В то же время она неприемлема для проектирования типовой системы, которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс типовых компонент. Характерной особенностью типовых компонент является: централизованное сопровождение, адаптация к программно-техническим платформам, СУБД, средствам телекоммуникации, организационно-экономическим особенностям объектов внедрения. Кроме того, они должны быть легко интегрируемы с существующими разработками. В этом случае на первый план выступают такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки. Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления космическими кораблями, то есть программ, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода [2].
Информационные системы
могут работать в трех
Для пакетного режима характерно, что результаты обработки выдаются пользователям после выполнения так называемых пакетов заданий. Примерами таких систем являются системы статистической отчетности, налоговых инспекций, расчетно-кассовых центров, банков и т.д. Недостатком такого режима является обособленность пользователя от процесса обработки информации, что снижает оперативность принятия управленческих решений. Основными недостатками пакетного режима являются следующие обстоятельства: потребитель информации обособлен от процесса её обработки, поэтому могут появляться сомнения в правильности исходных данных и (либо) расчетов; снижается оперативность принятия решений в связи с возможной задержкой расчетов, вызванной так называемым “пакетированием” заданий [4].
При интерактивном (диалоговом) режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Пользователь обдумывает результаты запроса и вводит в систему принятые решения для дальнейшей обработки. Диалоговый режим необходим для решения управленческих задач с многовариантной логикой, когда пользователь может определить наиболее перспективный вариант решений. Примеры “диалогов”: стратегическое планирование развития фирмы (SWOT – анализ), решение задачи распределения ресурсов между потребителями, формирование портфеля заказов, выбор наиболее перспективных вариантов инвестиций.
Режим реального времени используется для управления быстропротекающими процессами, например передачей и обработкой банковской информации в глобальных международных сетях типа SWIFT, и непрерывными технологическими процессами [4].
Напомним, что для решения любой произвольной задачи с использованием ЭВМ требуется наличие ряда компонентов:
Для ИС требуются аналогичные компоненты, но с более сложной организацией, вызванной многообразием действий, которые должна производить информационная система. Практически все разновидности информационных систем, независимо от сферы их применения, включают один и тот же набор составных компонентов:
· функциональные компоненты;
· компоненты обработки данных;
· организационные компоненты.
Под функциональными компонентами понимается система функций управления – полный комплекс взаимоувязанных во времени и пространстве задач управления, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Действительно, любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд более мелких задач, которые, в конце концов, доводятся до непосредственного исполнителя. Именно от того, как будет выполнено то или иное задание отдельным работником, зависит успех в решении конечных задач фирмы в целом. Таким образом, вся сложнейшая совокупность управленческих воздействий должна иметь своим конечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каждого конкретного исполнителя, независимо от его служебного положения. Таким образом, функции управления имеют не только индивидуальный, но и групповой характер, а практический результат получается не эпизодически, а постоянно.
Весь процесс управления сводится либо к линейному (административному) руководству предприятием или его структурными подразделениями, либо к функциональному руководству, например: бухгалтерский учет, материально-техническое обеспечение, и т. п. Поэтому декомпозиция информационной системы по функциональному признаку включает в себя выделение отдельных ее частей, называемых функциональными подсистемами (функциональными модулями, бизнес – приложениями), реализующих систему функций управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, то есть то, для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции она выполняет. Функциональные подсистемы в существенной степени зависят от предметной области (сферы применения) информационных систем. Специфические особенности каждой функциональной подсистемы содержатся в так называемых “функциональных задачах” подсистемы. Это понятие, как правило, связывают с достижением определенных целей функции управления или определяют его как работу, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период [3, с.209].
Выбор состава задач функциональных подсистем управления осуществляется обычно с учетом основных фаз управления: планирования, учета и контроля, анализа и регулирования.
Например, информационная система управления персоналом банка может содержать следующие функциональные подсистемы:
· планирование численности персонала банка;
· расчет фонда заработной платы персонала;
· планирование и организация обучения персонала;
· управление кадровыми перемещениями;
· статистический учет и отчетность;
· справки по запросу.
Выбор и обоснование
состава функциональных задач
являются одними из важнейших
элементов создания
Под компонентами обработки данных ИС понимаются средства, предназначенные для информационного обслуживания специалистов разных уровней управления предприятия, принимающих управленческие решения. Основными функциями компонентов обработки данных являются следующие:
Таким образом, основными компонентами обработки данных классической (простейшей) ЭИС являются:
Перечисленные компоненты вместе образуют систему хранения и манипулирования данными.
Прокомментируем теперь вкратце основные моменты функционирования ИС в соответствии с выделенными основными составляющими компонентами. Итак, все, что происходит в процессе функционирования материальных систем, может быть описано в форме сообщений.