Понятие информационной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:32, контрольная работа

Краткое описание

Когда в конце 40-х  начале 50-х гг. в коммерческих организациях появились первые ЭВМ, практически никому не приходило в голову распределять обработку данных между различными машинами. Пользователи были рады и тому, что машины избавили их от утомительной ручной обработки информации. По мере развития вычислительной техники появилась возможность выполнять на одном или нескольких компьютерах ряд разных задач и передавать данные из одного приложения в другое, что представлялось гигантским шагом вперед.

Файлы: 1 файл

Информационные технологии.docx

— 77.05 Кб (Скачать)
  1. Понятие информационной системы

Когда в конце 40-х - начале 50-х гг. в коммерческих организациях появились первые ЭВМ, практически никому не приходило в голову распределять обработку данных между различными машинами. Пользователи были рады и тому, что машины избавили их от утомительной ручной обработки информации. По мере развития вычислительной техники появилась возможность выполнять на одном или нескольких компьютерах ряд разных задач и передавать данные из одного приложения в другое, что представлялось гигантским шагом вперед.

Появление в начале 80-х персональных компьютеров позволило автоматизировать ведение учета и обработку данных даже небольшим компаниям, не имеющим высоко квалифицированного управленческого и технического персонала. Для этой категории потребителей программного обеспечения были созданы приложения нового, коммерческого типа, интегрирующие несколько разных функций и позволяющие нескольким частям приложения манипулировать единожды введенными данными, – информационные системы [1, с.115].

Информационная система (ИС) представляет собой совокупность коммуникационных средств по сбору, хранению, передаче, переработке информации об объекте. Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий и фирм за счет:

    • обработки и хранения рутинной информации;
    • автоматизации конторских (офисных) работ;
    • применения принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методов искусственного интеллекта, экспертных систем и т. д.);
    • использования современных средств телекоммуникаций (электронной почты, телеконференций), глобальных и локальных вычислительных сетей и т. д.

     Задачи обработки данных обеспечивают обычно рутинную обработку и хранение информации с целью выдачи (регулярной или по запросам) сводной информации, которая может потребоваться для управления объектом [1, с.120].

Автоматизация конторских (офисных) работ предполагает наличие в ИС системы ведения картотек, системы обработки текстовой информации, системы машинной графики, системы электронной почты и связи.

 Методы (алгоритмы) искусственного  интеллекта необходимы для решения  задач принятия управленческих  решений, основанных на моделировании действий специалистов предприятия при принятии решений. В современных информационных системах возможности искусственного интеллекта реализуются достаточно слабо.

Современное понимание информационной системы предполагает использование персонального компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. В крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ.

Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление [1, с.127].

 

  1. Информационные системы в экономике

 Каждая информационная  система создается для конкретного  объекта. Информационные системы, рассматриваемые  экономические объекты, носят название экономических информационных систем (ЭИС). Экономическая информационная система принимает во внимание различия между уровнями управления, сферами действия, а также внешними обстоятельствами и дает каждому уровню управления только ту информацию, которая ему необходима для эффективной реализации своих функций управления объектом [3, с.283].

Особенности информационных систем в экономике:

    • цикличность обработки, связанная с особенностями ведения учета. Учетная информация подвергается одинаковой обработке за одни и те же временные периоды при изменении содержания и числового наполнения;
    • сложность расчетов (средним количеством арифметических, логических и прочих действий, приходящихся на одну форму показателя).

 ЭИС является основой  системы управления, она постоянно  видоизменяется, появляются новые  информационные потоки, обусловленные  широким внедрением средств вычислительной  техники и расширением производственных  и финансовых связей предприятия. Функциональное назначение и  тип информационной системы зависят  от того, чьи интересы и на  каком уровне она обслуживает.

Особенности экономических информационных систем:

    • они динамичны, постоянно развиваются, могут быть подвергнуты анализу;
    • при их проектировании используется принцип системного подхода, предполагающий наличие и учет большого числа связанных между собой системных элементов.

Можно выделить следующие свойства ЭИС:

    • наличие определенной цели функционирования, — получение прибыли в определенной отрасли народного хозяйства;
    • целостность системы благодаря наличию организационной структуры и относительная изолированность от окружающей среды.

Все информационные процессы, протекающие в подразделениях аппарата управления, можно разделить на два вида: формализуемые процессы, для которых существуют алгоритмы обработки информации, и неформализуемые процессы [3, с.289].

Именно для автоматизации формализуемых процессов (составляющих до 90% всех процессов) используются специально разрабатываемые для предприятий и организаций экономические информационные системы.

Таким образом, ЭИС – это сложная кибернетическая система, объединяющая потоки информации аппарата и объекта системы управления, предназначенная для обеспечения работников различного ранга информацией для реализации функций управления.

Характеристики экономических информационных систем:

    • интегрируемость –  обеспечивает взаимодействие системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами;
    • масштабируемость –  характеризует возможность расширения системных ресурсов и производительной мощности;
    • управляемость –  характеризует возможность гибкого управления системой;
    • адаптивность – характеризует возможность системы приспосабливаться к условиям конкретной предметной области;
    • используемость – обеспечивает возможность реализации заложенных в систему функций;
    • обоснованность  –  позволяет получать обоснованные результаты в ходе выполнения прикладных программ;
    • реактивность  –  характеризует способность системы реагировать на внутренние и внешние воздействия;
    • безопасность – характеризует возможность предотвращения разрушения системы в результате несанкционированного доступа, и др.

 

  1. Качество экономических информационных систем

Экономические информационные системы характеризуются разной сложностью создания, сопровождения и интеграции с другими системами. Их функционирование обычно направлено на реализацию нескольких целей, поэтому их качество определяется совокупностью свойств, характеризующих способность системы удовлетворять потребности пользователя [3, с.302].

Функциональные показатели – это показатели, характеризующие функциональную полноту, адаптивность, корректность системы.

Экономические показатели – это стоимость создания или приобретения системы, затраты на ее внедрение и эксплуатацию, а также эффект, получаемый от функционирования системы.

Эксплуатационные показатели – это показатели, определяющие набор требований к аппаратуре, характеризующие возможность работы в сети, легкость и простоту установки, надежность программного обеспечения, удобство освоения, качество помощи и пользовательского интерфейса, степень автоматизации функций, возможность защиты данных и самой системы и другие.

 Эффективность работы  ИС выражается при помощи набора  числовых характеристик, называемых  критериями эффективности.

Каждый критерий количественно оценивает степень соответствия между результатами проектирования или функционирования ИС и поставленными перед нею целями.

Требования к критерию:

    • должен зависеть от процесса проектирования (функционирования) системы, то есть должен быть критичен к вектору управляемых переменных;
    • должен давать наглядное представление об одной из целей системы, то есть иметь по возможности конкретный физический смысл;
    • должен допускать приближенную оценку по экспериментальным данным, то есть иметь количественную оценку в одной из треx метрических шкал (порядка, интервалов, отношений).

Как правило, качество ЭИС оценивается по комплексу критериев. Оценке подлежат как система в целом, так и отдельные составляющие этапа проектирования, например, проекты информационного, программного, технического и организационного обеспечения. Так могут оцениваться важнейшие компоненты этапа эксплуатации, например: под- готовка информации, ее обработка, ведение информационных массивов и т. п.

В качестве примера приведем наиболее типичные цели функционирования ИС:

  1. Повышение эффективности управления объектом:
    1. максимальная полнота информации для обеспечения выполнения принимаемых решений (“полнота”);
    2. представление информации с максимально возможной скоростью (“своевременность”);
    3. максимальное удобство взаимодействия информационной системы с потребителями (“реакция”);
    4. представление информации без искажений и ошибок (“достоверность”) и др.
  2. Эффективное использование ресурсов ИС:
    1. сокращение расходов на создание, эксплуатацию и развитие информационных систем;
    2. максимальное извлечение полезной информации из имеющейся совокупности данных;
    3. сокращение избыточности в базе данных и т. д.

Критериями для названных целей будут следующие: 

    1. отношение объема информации в базе данных к объему информации на объекте управления;
    2. время обработки информации в ИС;
    3. время, которое потребители расходуют на запрос необходимой информации и её использование в управлении;
    4. сумма капитальных вложений и текущих затрат на создание, эксплуатацию и развитие ИС;
    5. отношение объемов входной и выходной информации;
    6. доля избыточной информации в объеме данных.

Одновременное достижение указанных целей практически неосуществимо. Например, повышение эффективности ЭИС по критериям 1.1 (“полнота”) и 1.3 (“реакция”) вызывает увеличение критерия 2.1 (“затраты”) и достигнутое состояние противоречит цели 2.1 (“сокращение расходов”) [3, с.303].

 

 

  1. Принципы построения и функционирования информационных систем

В настоящее время выделяют следующие принципы построения и функционирования информационных систем:

1. Принцип соответствия  – ИС должна обеспечивать функционирование  объекта с заданной эффективностью, критерий эффективности должен  быть количественным.

2. Принцип экономичности  – затраты на обработку информации  в ИС должны быть меньше  экономического выигрыша на объекте  при использовании этой информации.

3. Принцип регламентации  – большая часть информации  в ИС должна поступать и  обрабатываться со строгой периодичностью, по расписанию.

4. Принцип самоконтроля  – работа ИС должна быть  ориентирована на непрерывное  обнаружение ошибок в данных  и процессах их обработки.

5. Принцип интеграции  – должен производиться однократный  ввод информации в ЭИС и  ее многократное, многоцелевое использование.

6. Принцип адекватности  – способность ИС изменять  свою структуру и закон поведения  для достижения оптимального  результата при изменяющихся внешних условиях [2].

Основу разработки любой ИС составляют методологии, технологии и инструментальные средства проектирования (CASE-средства).

Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методики и инструментальные средства.

Информация о работе Понятие информационной системы