Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:18, реферат

Краткое описание

Для подготовки информации к обработке на ПЭВМ необходимо выполнить следующие этапы:
Постановка задачи.
Формализация поставленной задачи.
Выбор численного метода и представление решения в виде структурной схемы(блок-схемы) (алгоритмизация).
Оформление задачи на входном языке ПЭВМ (программирование).
Ввод и отладка программы.
Выполнение программы и анализ полученных результатов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ.docx

— 297.06 Кб (Скачать)

       Областью  действия такого идентификатора является тот блок, в котором он определен, и любой другой блок в него входящий. Отметим, однако, что в любом блоке, входящем в состав другого блока, можно определить другую переменную, используя тот же самый идентификатор. В таких случаях говорят, что  такая переменная является локальной  для блока, в котором она описана /и для любого блока в пределах этого блока/, а переменная, описанная на более высоком уровне /во внешнем блоке/ называется глобальной переменной и становится недоступной.

         Пример:

                  var                                                              

                    Result, Intermediate, SubTotal: Real;      

                    I, J, X, Y: Integer;                                    

                    Accepted, Valid: Boolean;

                    Period: Day;                                             

                    Buffer: array[0..127] of Byte;

       Раздел  описания процедур и  функций

       В практике программирования часто возникает  необходимость выполнения одной и той же последовательности операторов в различных частях программы. Наиболее простым способом реализации программы является запись последовательности операторов в тех участках программы, где это необходимо. Однако такой прием зачастую оказываетcя нерациональным. Целесообразно оформить эти операторы в виде подпрограммы - процедуры или подпрограммы - функции. Процедуры и функции позволяют записать повторяющиеся участки один раз, а в нужных местах программы приводить лишь обращение к ним. Использование процедур позволяет сократить объем, улучшить структуру программы и уменьшить вероятность наличия ошибок. Основные стандартные процедуры и функции приведены ниже.

       Основные  стандартные процедуры  и функции

  Имя функции

  Обозначение, пояснение   Тип аргумента   Тип результата
  Abs(x)   êxê   цел., веществ.   цел., веществ
  Arctan(x)   Arctg(x)   веществ.   веществ.
  Cos(x)   Cos(x)   веществ.   веществ.
  Sin(x)   Sin(x)   веществ.   веществ.
  Exp(x)   ex   веществ.   веществ.
  Frac(x)   Дробная часть аргумента   веществ.   веществ.
  Inc(x, n)   Увеличение  значения Х на n   целый   целый
  Dec(x, n)   Уменьшение  значения Х на n   целый   целый
  Int(x)   Целая часть  аргумента   веществ.   веществ.
  Ln(x)   Ln(x)   веществ.   веществ.
  Odd(x)   Проверка  на нечетность числа   целый   логический
  Random(x)   Получение случайного числа   цел., веществ.   цел., веществ.
  Round(x)   Округление  до целого числа   веществ.   целый
  Sqr(x)   Х2   веществ.   веществ.
  Sqrt(x)   Öх   цел., веществ.   цел., веществ.
  Trunc(x)   Усечение  значения до целого типа   веществ.   целый
  Pi   p = 3,14…   -   веществ.
 
 

    10.СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ НА ПАСКАЛЕ.

       Программа, написанная на языке паскаль состоит  из четырех частей:

    • заголовок программы
    • раздел описания данных
    • раздел операторов
    • конец программы

     Программа на языке ПАСКАЛЬ состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов.

     Заголовок программы содержит имя программы, например:

     Program PRIM; 

      Раздел  описания

      В разделе описания, входящего в  блок программы, описываются все  объекты программы. Раздел описания, в свою очередь, состоит из пяти различных  разделов:

       1. Раздел описания меток

       2. Раздел определения констант

       3. Раздел определения типов

       4. Раздел описания переменных

       5. Раздел описания процедур и  функций

      В стандартном языке Паскаль установлено, что каждый раздел может встречаться  в программе только один раз или  же не встречаться вообще, причем располагаться  разделы должны в порядке, указанном  выше.

     В ПАСКАЛЕ должны быть обязательно  описаны все компоненты программы.

     Раздел  операторов представляет собой составной  оператор, который содержит между  служебными словами 

     begin.......end

     последовательность  операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;.

     Текст программы заканчивается символом точка. 

    11.ЛИНЕЙНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ, ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ И ПРАВИЛА ЕГО РАБОТЫ, СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОР. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОСТАВНОГО ОПЕРАТОРА.

ЛИНЕЙНЫЙ  ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

       Наиболее  простым и легким для понимания  является алгоритм линейной структуры, который представляет собой совокупность  операций, следующих друг за другом. Алгоритм линейной структуры показан на рис. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Оператор  присвоения

                 Одним из основных операторов  является оператор присвоения. Он  используется для присвоения  значения переменной. При этом  значение выражения, расположенного  справа от знака присвоения  присваивается переменной, индентификатор  которой расположен слева от  знака присваивания.

                  Оператор присваивания можно  использовать для присваивания  значений

       переменной  любого типа, кроме файлового. Единственным условием является,

       чтобы переменная /или функция/ и выражение  имели один и тот же тип. Исключение составляет случай, когда переменная имеет тип real, тогда выражение  может быть и действительного  и целочисленного типа.

          Пример :

             a := b;

       Здесь a – простая или индексная переменная; b – арифметическое или логическое выражение. Выполнение оператора состоит в вычислении выражения, находящегося справа от знака “:=”, и присвоения полученного значения левой части оператора с учетом типа находящейся там переменной. Примеры:

                 B := a/z;

             I := i+1; 

       Если  по алгоритму решения задач необходимо выполнить несколько действий (операторов), то такую группу операторов заключают  в операторные скобки, создавая один-единственный оператор, который называется составным.

       Составной оператор – это последовательность операторов, перед которой стоит  слово BEGIN, а после – END. Слова BEGIN и END часто именую операторными скобками.

       Примеры использования составного оператора.

               BEGIN

                 a := 10;

                 b :+ a*5;

                 Write( a, b )

               END; 

       Составной оператор может содержать любое  количество простых операторов. Он допускает вложенность, т.е. может  содержать внутри себя другие составные  операторы.

       Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка Паскаль  допускает использование только одного оператора, в то время как  алгоритм требует задания некоторой  последовательности действий. В Паскале  все управляющие структуры (операторы) не различают простой и составной  оператор: там где стоит простой  оператор, можно поставить и составной. 

    12. ВВОД-ВЫВОД ПРОСТЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, ЭЛЕМЕНТЫ СПИСКА ВВОДА-ВЫВОДА, ФОРМАТЫ ВЫВОДА ЗНАЧЕНИЙ ПЕРЕМЕННЫХ. ПРИМЕРЫ. 

       Ввод  – вывод данных

       Ввод  данных осуществляется бесформатными  операторами ввода:

       Read (a1,…,an); Readln (a1,…,an);,

       где а1,…,аn – список переменных.

       Ввод  данных осуществляется с клавиатуры, при этом численные данные отделяются друг от друга пробелами, кроме данных символьного и строкового типов.

       Ввод  значений элементов массива осуществляется как перечислением элементов  в списке, так и с использованием операторов цикла, например: 

       Read (a[1, 1], a[1, 2], a[1, 3],…)

       или          

                   for i:=1 to n do 
 

                                 for j:=1 to m do

                                    read (a[i, j]);. 

             При большой размерности  массива ввод данных с клавиатуры становится трудоемкой операцией. В  этом случае значения элементов массива  удобнее задавать в разделе описания констант.

       Пример: ввести значения элементов вектора Х и матрицы А, которые соответственно равны:

               

                                           4, 5, 10, 8, 0 

                                              7, 9, 25, 0, 1

       Х = (5, 1.2, 0.1, 7, 8.6)      А =   3, 0, 6, 14, 5

                   0, 0, 0, 99, 12 

       Значения  элементов могут быть определены путем их инициализации: 

       Const X: array [1..5] of real = (5.0, 1.2, 0.1, 7.0, 8.6);

                  A: array [1..4, 1..5] of integer = ((4, 5, 10, 8, 0),

                                              (7, 9, 25, 0, 1),

                                              (3, 0, 6, 14, 5),

                                              (0, 0, 0, 99, 12));.

             Вывод данных на дисплей  осуществляется операторами write и writeln, например:

       write (‘x=’, x:3, ‘    y=’, y:8:3); 

       На  экран дисплея выводятся: значения переменной целого типа X, для которой  выделяется 3 позиции, переменной Y вещественного типа, занимает 8 позиций. При атом под дробную часть переменной Y отводится 3 позиции; у переменной Х выводится только целая часть. Перед числовыми значениями переменных выводятся поясняющие их информации, состоящие из имен переменных.

       Таким образом, как следует из примера, формат вывода переменных целого типа имеет вид , переменных вещественного типа :а:р, где а - общее количество позиций, отводимых под число, из них р - позиций отводится под дробную часть. В общее количество позиций а включаются позиции для знака числа и десятичное точки. Разделителями в формате является символ ":". Если в операторе вывода формат не указан, то вывод будет осуществляться в нормализованной форме представления вещественного числа. Выводимый текст поясняющей информации заключается в апострофы.

       При использовании оператора write переход на следующую строку произойдет только в случае заполнения текущей строки. Если требуется организовать переход от неполной текущей строки к началу следующей строки, используют оператор writeln. Например, при выполнении операторов вывода:

             Write (‘ Кафедра вычислительной техники и’);

             Write (‘ инженерной кибернетики’);

       Получим на экране:

       Кафедра вычислительной техники  и инженерной кибернетики

       При выполнении операторов

             Writeln (‘ Кафедра вычислительной техники и’);

             Write (‘   инженерной кибернетики’);

       получим:  

       Кафедра вычислительной техники  и 

                                          инженерной кибернетики 

       Применение  оператора writeln без операндов приводит к переходу на начало новой строки. 

    13. ОПЕРАТОР ПЕРЕХОДА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТКИ.  ОПИСАНИЕ МЕТКИ.  ПРИМЕРЫ.

Информация о работе Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ