Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:18, реферат
Для подготовки информации к обработке на ПЭВМ необходимо выполнить следующие этапы:
Постановка задачи.
Формализация поставленной задачи.
Выбор численного метода и представление решения в виде структурной схемы(блок-схемы) (алгоритмизация).
Оформление задачи на входном языке ПЭВМ (программирование).
Ввод и отладка программы.
Выполнение программы и анализ полученных результатов.
В выражениях используются функции, которые могут быть двух типов – стандартные и задаваемые пользователем.
В библиотеку стандартных функций входят:
|
8.СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ. ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА. КОММЕНТАРИИ. ОПИСАНИЯ ДАННЫХ. ПРИМЕРЫ.
Структура программы
на Паскале
Заголовок программы
В Паскале заголовок программы играет чисто вспомогательную функцию и никакой существенной роли для самой программы не играет. Если заголовок присутствует, то он задает имя программы.
Примеры: program Circles;
program Accountant;
program Writor;
Раздел описания
В разделе описания, входящего в блок программы, описываются все объекты программы. Раздел описания, в свою очередь, состоит из пяти различных разделов:
1. Раздел описания меток
2. Раздел определения констант
3. Раздел определения типов
4. Раздел описания переменных
5. Раздел описания процедур и функций
В
стандартном языке Паскаль
PROGRAM name; Label 1, m1,
… ; Const Pi=3.14; a=2; dx=.5;
Y : array[1..5] of real =((…)); Type vect = array[1..10] of real;
Matr = array[1..10,1..10] of real; Var i,j : integer; y : real; X : vect; a: matr; {-------------- процедуры ----------------} Procedure name(a1:тип;…;
аn:тип; Var x :
тип); Begin End; {---------------- функции ------------------} Function name(а1:тип;…;an
: тип):тип; Begin End; {---------- основная программа -------} BEGIN {-----Текст основной программы-----} END. |
Операторы (команды). Оператор — это наиболее крупное и содержательное понятие языка: каждый оператор представляет собой законченную фразу языка и определяет некоторый вполне законченный этап обработки данных. В состав опеpатоpов входят:
Операторы
подpазделяются на исполняемые и
неисполняемые. Неисполняемые опеpатоpы
пpедназначены для описания данных и стpуктуpы
пpогpаммы, а исполняемые — для выполнения
pазличных действий (напpимеp, опеpатоp пpисваивания,
опеpатоpы ввода и вывода, условный оператор,
операторы цикла, оператор процедуры и
дp.).
Раздел операторов
Раздел операторов является последним в блоке программы. Он задает действия, которые должна выполнить программа. Раздел операторов имеет вид сложного составного оператора, в конце которого ставится точка или точка с запятой.
Раздел операторов определяет действия, которые должна выполнить программа /или подпрограмма/. Программа представляет собой последовательность операторов, каждый из которых определяет одно действие над данным. В этом смысле Паскаль является языком последовательного программирования: операторы выполняются последовательно друг за другом и никогда не возникает ситуации, когда два каких-либо оператора выполняются одновременно. Раздел операторов начинается зарезервированным словом begin - начало и завершается словом end - конец. Между ними находятся операторы, разделенные друг от друга точкой с запятой.
Операторы могут быть простыми или структурными (сложными – циклы, условные операторы, оператор выбора).
Оператор присвоения
Одним из основных операторов
является оператор присвоения. Он
используется для присвоения
значения переменной. При этом
значение выражения,
Оператор присваивания можно использовать для присваивания значений
переменной любого типа, кроме файлового. Единственным условием является,
чтобы переменная /или функция/ и выражение имели один и тот же тип. Исключение составляет случай, когда переменная имеет тип real, тогда выражение может быть и действительного и целочисленного типа.
Пример :
a := b;
Здесь a – простая или индексная переменная; b – арифметическое или логическое выражение. Выполнение оператора состоит в вычислении выражения, находящегося справа от знака “:=”, и присвоения полученного значения левой части оператора с учетом типа находящейся там переменной. Примеры:
B := a/z;
I := i+1;
Ввод – вывод данных
Ввод данных осуществляется бесформатными операторами ввода:
Read (a1,…,an);
Readln (a1,…,an);,
где а1,…,аn – список переменных.
Ввод данных осуществляется с клавиатуры, при этом численные данные отделяются друг от друга пробелами, кроме данных символьного и строкового типов.
Ввод
значений элементов массива
Read (a[1, 1], a[1, 2], a[1, 3],…)
или
for i:=1 to n do
for j:=1 to m do
При большой размерности массива ввод данных с клавиатуры становится трудоемкой операцией. В этом случае значения элементов массива удобнее задавать в разделе описания констант.
Пример: ввести значения элементов вектора Х и матрицы А, которые соответственно равны:
Х = (5, 1.2, 0.1, 7, 8.6) А = 3, 0, 6, 14, 5
0, 0, 0, 99, 12
Значения
элементов могут быть определены
путем их инициализации:
Const X: array [1..5] of real = (5.0, 1.2, 0.1, 7.0, 8.6);
A: array [1..4, 1..5] of integer = ((4, 5, 10, 8, 0),
Вывод данных на дисплей осуществляется операторами write и writeln, например:
write (‘x=’, x:3, ‘ y=’, y:8:3);
На экран дисплея выводятся: значения переменной целого типа X, для которой выделяется 3 позиции, переменной Y вещественного типа, занимает 8 позиций. При атом под дробную часть переменной Y отводится 3 позиции; у переменной Х выводится только целая часть. Перед числовыми значениями переменных выводятся поясняющие их информации, состоящие из имен переменных.
Таким образом, как следует из примера, формат вывода переменных целого типа имеет вид :а, переменных вещественного типа :а:р, где а - общее количество позиций, отводимых под число, из них р - позиций отводится под дробную часть. В общее количество позиций а включаются позиции для знака числа и десятичное точки. Разделителями в формате является символ ":". Если в операторе вывода формат не указан, то вывод будет осуществляться в нормализованной форме представления вещественного числа. Выводимый текст поясняющей информации заключается в апострофы.
При использовании оператора write переход на следующую строку произойдет только в случае заполнения текущей строки. Если требуется организовать переход от неполной текущей строки к началу следующей строки, используют оператор writeln. Например, при выполнении операторов вывода:
Write (‘ Кафедра вычислительной техники и’);
Write (‘ инженерной кибернетики’);
Получим на экране:
Кафедра вычислительной техники и инженерной кибернетики
При выполнении операторов
Writeln (‘ Кафедра вычислительной техники и’);
Write (‘ инженерной кибернетики’);
получим:
Кафедра вычислительной техники и
Информация о работе Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ