Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:18, реферат

Краткое описание

Для подготовки информации к обработке на ПЭВМ необходимо выполнить следующие этапы:
Постановка задачи.
Формализация поставленной задачи.
Выбор численного метода и представление решения в виде структурной схемы(блок-схемы) (алгоритмизация).
Оформление задачи на входном языке ПЭВМ (программирование).
Ввод и отладка программы.
Выполнение программы и анализ полученных результатов.

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ.docx

— 297.06 Кб (Скачать)

       2. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  ПРОГРАММ. ПОНЯТИЕ  АЛГОРИТМА, ЕГО  СВОЙСТВА, СПОСОБЫ  ОПИСАНИЯ. 

       Для подготовки информации к обработке  на ПЭВМ необходимо выполнить следующие  этапы:

  1. Постановка задачи.
  2. Формализация поставленной задачи.
  3. Выбор численного метода и представление решения в виде структурной схемы(блок-схемы) (алгоритмизация).
  4. Оформление задачи на входном языке ПЭВМ (программирование).
  5. Ввод и отладка программы.
  6. Выполнение программы и анализ полученных результатов.
 

       Понятие алгоритма

       Алгоритм относится к фундаментальным понятиям информатики. На понятии алгоритма построены основные принципы программирования - составления программ для вычислительных машин.

       Алгоритм - это последовательность действий, которая приводит исходные данные к искомому результату.

       Алгоритм - это совокупность действий со строго определенными правилами выполнения.

       Свойства  алгоритмов

       Приведем  свойства алгоритма:

  1. Дискретность (прерывность, раздельность) — алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов (этапов).
  2. Определенность — каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический хаpактеp и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче.
  3. Результативность (или конечность) состоит в том, что за конечное число шагов алгоритм либо должен приводить к решению задачи, либо после конечного числа шагов останавливаться из-за невозможности получить решение с выдачей соответствующего сообщения, либо неограниченно продолжаться в течение времени, отведенного для исполнения алгоритма, с выдачей промежуточных результатов.
  4. Массовость означает, что алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач, pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется областью пpименимости алгоpитма.

       Форма записи алгоритмов

       На  практике наиболее распространены следующие  формы представления алгоритмов:

  • словесная (запись на естественном языке);
  • графическая (изображения из графических символов);
  • псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);
  • программная (тексты на языках программирования).
 

       Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.

       Пример 1

       если условие то действие1 иначе действие2

       Пример 2 Алгоритм нахождения наибольшего  общего делителя (НОД) двух натуральных  чисел (алгоритм Евклида).

  1. задать два числа;
  2. если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, в противном случае продолжить выполнение алгоритма;
  3. определить большее из чисел;
  4. заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел;
  5. повторить алгоритм с шага 2.

       Описанный алгоритм применим к любым натуральным  числам и должен приводить к решению  поставленной задачи.

       Словесный способ не имеет широкого распространения, так как такие описания:

  • строго не формализуемы;
  • страдают многословностью записей;
  • допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.
 

       При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

       Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. В таблице приведены наиболее часто употребляемые символы.  

        

       Название символа          Обозначение и пример заполнения         Пояснение
       Процесс                Вычислительное  действие или последовательность действий
       Решение                Проверка  условий
       Модификация                Начало  цикла
        Предопределенный  процесс                   Вычисления по подпрограмме,  
стандартной подпрограмме
       Ввод-вывод                Ввод-вывод  в общем виде
       Пуск-останов                Начало, конец алгоритма,  
вход и выход в подпрограмму
 

       Блок "процесс" применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.

       Блок "решение" используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке "решение" должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.

       Блок "модификация" используется для организации циклических конструкций. (Слово модификация означает видоизменение, преобразование). Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.

       Блок "предопределенный процесс" используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам. 

       3. ЛИНЕЙНЫЕ И ВЕТВЯЩИЕСЯ  АЛГОРИТМЫ. ПРИМЕРЫ  ЗАПИСИ.

       Базовые алгоритмические  структуры

             Составление и запись программы каждой конкретной задачи имеет свои особенности. Однако существуют общие приемы и методы позволяющие  представить алгоритм решения задачи на ЭВМ в виде последовательности базовых элементов и созданных  с использованием их структур.

       Базовыми  элементами алгоритма являются:

  • Следование.
  • Ветвление.
       Следование 

       Базовая структура "следование" образуется последовательность действий, следующих  одно за другим (линейная последовательность): 

       Алгоритмический язык        Язык  блок-схем
       действие 1

       действие 2

       

       действие  n

       
       Ветвление
 

       Ветвление - управляющая структура, организующая выполнение лишь одного из двух указанных действий в зависимости от истинности некоторого условия. Условие – это логическое выражение, имеющие два варианта ответа: истина (да) или ложь (нет).

             Структура ветвление  существует в четырех основных вариантах:

  • если-то;
  • если-то-иначе;
  • выбор;
  • выбор-иначе.
 

       Запись  ветвления выполняется в двух формах: полной и неполной.  

       Полная  форма:

       

 

       Неполная  форма:

       

 

       Пример: найти наименьшее из трех чисел.

       1 вариант решения: 

       

 
 
 

       
  1. вариант решения:

       

 

           4. ЦИКЛИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ. ПРИМЕРЫ ЗАПИСИ.

       Цикл - управляющая структура, организующая многократное выполнение некоторой совокупности действий, которая называется телом цикла. 

         

       Виды  циклов

  • С предусловием (пока)
  • С постусловием (до)
  • С параметром
 

       Цикл "пока" (цикл с предусловием):

       Выполнение  цикла "пока" начинается с проверки условия, поэтому такую разновидность  циклов называют циклы с предусловием. Переход к выполнению действия осуществляется только в том случае, если условие  выполняется, в противном случае происходит выход из цикла. Можно  сказать, что условие цикла "пока" - это условие входа в цикл. В частном случае может оказаться, что действие не выполнялось ни разу. Условие цикла необходимо подобрать  так, чтобы действия, выполняемые  в цикле привели к нарушению  его истинности, иначе произойдет зацикливание (бесконечное повторение выполняемых действий).  

        Цикл "до" (цикл с постусловием):

       Исполнение  цикла начинается с выполнения действия. Таким образом тело цикла будет  реализовано хотя бы один раз. После  этого происходит проверка условия. Поэтому цикл "до" называют циклом с постусловием. Если условие не выполняется, то происходит возврат  к выполнению действий. Если условие  истинно, то осуществляется выход из цикла. Таким образом условие  цикла "до" - это условие выхода. Для предотвращения зацикливания необходимо предусмотреть действия, приводящие к истинности условия.

       Цикл  с параметром, или цикл со счетчиком, или арифметический цикл - это цикл с заранее известным числом повторов.

       

       В блоке модификации указывается  закон изменения переменной параметра  цикла X.

       Xo - начальное значение параметра, h – шаг, Xn - последнее значение параметра. 

        Для создания циклов с параметром необходимо использовать правила:

Информация о работе Основы технологии разработки программ. Этапы разработки программ