Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:02, курсовая работа
После опубликования стандарта он был успешно применен в самых различных областях бизнеса, показав себя эффективным средством анализа, конструирования и отображения бизнес-процессов (например, его активно применяет Государственная Налоговая Инспекция). Более того, благодаря широкому применению IDEF и предшествующей методологии — SADT стало возможным появление популярных понятий, связанных с бизнес-процессом реинжиниринга (BPR).
1. Модель информационного процесса с использованием нотации IDEF0 для бизнес-процесса «Сборка и продажа компьютеров» 3
1.1. Основные понятия и нотация IDEF0 4
1.2. Модель деятельности Компании по сборке и продаже компьютеров 10
2. OLAP-технологии - дополнение MRP/ERP для получения знаний из данных 18
2.1. Основные этапы развития информационных систем 18
2.2. OLAP 20
2.3. OLAP и ERP - интеграция взамен конкуренции 21
2.4. BPM 22
2.5. Интеграции специализированных программных приложений 24
Резюме 27
Список литературы 29
В рамках декомпозиции системы на рис. 3 представлена диаграмма деятельности одного из ключевых подразделений компании – инженерно-технического центра - разных компаниях оно может иметь другие названия. Но в целом, диаграмма на рис. 3 достаточно полно описывает процесс сборки компьютеров.
Рис. 3 Деятельность инженерно-технического центра компании
Бизнес-процесс 1
Вход:
1.Заказы на сборку
Управление:
4. Производственные возможности
5. Нормативные документы, инструкции, приказы и распоряжения
Механизм:
12. Система автоматизации
13. Персонал
Выход:
6. План сборки
Бизнес-процесс 2
Вход:
6. План сборки
3. Комплектующие и материалы
2. Техническая информация от поставщиков
Управление:
4. Производственные возможности
5. Нормативные документы, инструкции, приказы и распоряжения
Механизм:
12. Система автоматизации
13. Персонал
14. Оборудование
Выход:
7. Заказ комплектующих
8. Возврат бракованных комплектующих
9. Компьютеры на тестирование
Бизнес-процесс 3
Вход:
2. Техническая информация от поставщиков
9. Компьютеры на тестирование
Управление:
5. Нормативные документы, инструкции, приказы и распоряжения
Механизм:
12. Система автоматизации
13. Персонал
14. Оборудование
Выход:
7. Заказ комплектующих
8.Возврат бракованных деталей
10. Готовые компьютеры
11. Сопроводительная документация
Возможна дальнейшая детализация в рамках конкретного проекта и исходя из необходимости.
В виду ограниченности объема работы глоссарий не представлен, однако значения терминов совпадает в многочисленной литературе, описывающей IDEF0.
Первыми программными
продуктами, в той или иной степени
автоматизирующими бизнес-
Следующая ступень эволюции – интеграция разрозненных АРМов в единые комплексные системы. Результаты таких объединений были названы MRP (Material Requirements Planning) поскольку в компьютерных технологиях западный мир был и остается впереди планеты всей, то и аббревиатуры, именующие очередную эволюционную ступень развития компьютерных систем, употребляются только англоязычные. MRP – это система позволяющая планировать потребности предприятия в ресурсах и контролировать поступление необходимых комплектующих и выполнение заказов в установленный срок. Естественно, развитие систем управления на этом не остановилось, и в 90-х годах на мировой арене все большую популярность стали завоевывать приложения ERP-класса. В основу идеологии ERP (Enterprise Resource Planning) заложено более широкое представление о ресурсах предприятия: и материальные потоки, и денежные средства, и труд рабочих. Т.е. все то, что предприятие потребляет и чем оперирует для достижения своей главной цели – получения прибыли. ERP-приложения это очень мощные продукты, лучшие представители которых охватывают практически все сферы деятельности предприятий. Перечень модулей и функций таких приложений впечатляет своим охватом: здесь и бухгалтерский учет, и маркетинг, и разные виды производства, и финансовые операции, и управление цепочками поставок и т.д. и т.п. Однако внимательный анализ их использования приводит к следующим выводам:
Безусловно,
предприятие, внедрившее у себя ERP-систему,
имеет конкурентное преимущество перед
теми, у кого до сих пор используются
разрозненные и не связанные между
собой АРМы. Но независимые исследователи,
консультанты и сами пользователи корпоративных
систем все чаще стали констатировать,
что в результате внедрения ERP-систем
высшее руководство (топ-менеджмент) по-прежнему
оказываются “за бортом автоматизации”.
После внедрения Системы
Практически параллельно с развитием ERP, развивались приложения, предназначенные для анализа и обработки информации в реальном режиме времени (OLAP-системы). Расшифруем: OLAP - это Online Analytical Processing, т. е. оперативный анализ данных.
Такие системы
обладают гибкостью представления
и обработки данных. Интуитивно,
пользователи-аналитики
Считается, что любая OLAP-система состоит из многомерных OLAP-кубов. Решающим плюсом OLAPа становится предоставление пользователю возможности самостоятельной интерактивной работы с отчетами. Т.е. пользователь сам для себя подбирает комбинацию измерений, мгновенно получая результат сначала на экране компьютера, а затем и в печатном виде. С момента внедрения в организации подобного инструмента происходит стремительное снижение потребностей пользователей в услугах служб автоматизации. Ведь уже не нужно никому заказывать необходимый отчет, можно сделать этот отчет самому. Тут то и проявляется еще одно колоссальное преимущество OLAP-систем по сравнению с ERP. Независимость от внутренней службы автоматизации гораздо быстрее удовлетворяет руководство компании аналитическими возможностями Информационной Системы. Менеджмент предприятия получает возможность получения корпоративной информации непосредственно из системы, становясь менее зависимым от тех, кто раньше ему эту информацию готовил и как результат, менеджерский состав оказывается непосредственно вовлеченным в развитие информационных технологий своего предприятия. Стоит ли говорить, что участие руководства (принцип первого руководителя!) в процессе построения информационной системы является решающим фактором успеха любого проекта автоматизации!
Примечательно, что появление бухгалтерских программ не облегчило процесс генерации знаменитых “шахматок” ( таблиц, в которых строками и столбцами являются бухгалтерские счета). Внешняя простота такого отчета оборачивалась колоссальной трудоемкостью программирования при условии, что количество строк и колонок отчета оказывалось не лимитированным. Такой подход к построению базы данных становился очень требовательным к мощности компьютеров.
Со временем
OLAP-системы стали реальной угрозой
рынку ERP. Заказчик зачастую предпочитал
покупать аналитические приложения
в качестве интеграционного инструмента
для своей “лоскутной”
Казалось бы, ответ на вопрос “Из каких компонент должна состоять полноценная Информационная Система Управления Предприятием?” достаточно очевиден. ERP и OLAP. Однако есть и здесь одно “но”. Как известно, три классические фазы управления – Планирование, Учет и Управление (control) – в bysiness-задачах пересекаются настолько тесно, что становится трудно отделить одно от другого. Следовательно, полноценная автоматизация таких задач с помощью только средств учета или только средств анализа невозможна.
Многие финансовые аналитики для решения своих задач используют широко известный Excel. Однако эта популярная программа годится для одного пользователя. И то, если этот пользователь достаточно искушен в вопросах связи Excel с внешними приложениями.
В нашем же случае речь идет о слаженном взаимодействии целой группы сотрудников финансовых служб и линейных служб, каждый из которых имеет свои собственные полномочия по работе. Получается, что для комплексной автоматизации функций планирования, учета и управления необходимо иметь использовать такое Приложение, которое обладает эргономичностью популярных электронных таблиц, “транзакционностью” ERP-систем и аналитической мощью OLAP.
Бюджетирование, как процесс постановки, детализации и согласования бизнес-целей предприятия, так же нуждается в механизме, объединяющем усилия большого количества пользователей в рамках единого информационного пространства. Ведь в ходе составления бюджета фазы планирования (централизованная публикация бюджетных планов), учета (ввод детальной информации по бюджетам на местах) и контроля (анализ фактического исполнения регламента составления бюджета) неминуемо пересекаются между собой за счет итеративного характера самого процесса бюджетирования. Вместе с тем, бюджетирование в целом представляет собой часть одной фазы управления – планирования.
Многие OLAP-производители,
осознав необходимость в
Международная компания IDC, специализирующаяся на независимом мониторинге рынка программного обеспечения, объединила такие приложения в новое семейство – BPM (Business Performance Management, т.е. Управление Эффективностью Бизнеса). BPM-системы позволяют связывать воедино такие понятия как назначение (mission) компании, стратегия развития, цели, долгосрочные планы, среднесрочные перспективы и конкретные бюджеты на ближайший период. В рамках подобной среды сотрудничества топ-менеджеры могут публиковать черновую версию бюджетов для линейных менеджеров (начальников отделов). Последние начинают дополнять эти цифры своим представлением: могут ли они выполнить эти цели, какие ресурсы им для этого нужны. Система позволяет им видеть и использовать в своей работе отчетность смежных подразделений: на основе планов поставок сырья, оценивать свои возможности по объемам производства и т.п. Далее, откорректированные и дополненные на нижнем уровне цифры агрегируются вновь до общекорпоративного уровня. Весь этот процесс “двунаправленного” планирования бюджета (основы бизнеса любой компании) итеративно повторяется до тех пор, пока не будет составлен наиболее “реальный” бюджет.
Стоит ли говорить, что благодаря единой среде сотрудничества, каждый работник начинает более четко осознавать свою роль в процессе управления организацией. Достоверность бюджета повышается за счет вовлечения рядовых исполнителей в процесс его составления.
Разумеется, построение такой системы не возможно без мощнейшего механизма консолидации финансовых и количественных данных. Консолидация в огромной разветвленной структуре – очень трудно контролируемый процесс. Зачастую, данные агрегированного баланса нуждаются в обратном анализе. Когда возникает необходимость проследить весь процесс “рождения” конкретной цифры, помогает “аудиторский протокол”.
Что еще дают
своим пользователям BPM-приложения?
Уважающий себя финансовый менеджер
на очередной бюджетный период, составляет
помимо основного, пару-тройку бюджетов
“про запас”: на случай отрицательного
или “не запланировано
BPM-приложения
повернулись лицом к
Аналитическая
функциональность BPM-приложений обеспечивает
возможность составления
На рис. 4 представлена диаграмма интеграции специализированных программных приложений, позволяющая примерно оценить применимость тех или иных классов приложений в зависимости от размера предприятия. Горизонтальная ось “Размер предприятия” может быть выражена в объемах продаж, рыночной стоимости или, скажем, количестве персонала. Она не содержит градаций, так как диаграмма призвана изобразить качественную тенденцию роста, а не конкретные его показатели. Со столь же высокой степенью условности выделены следующие классы приложений:
Рис. 4 Применимость классов приложений в зависимости от размера предприятия
Информация о работе OLAP-технологии - дополнение MRP/ERP для получения знаний из данных