Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:13, реферат
В данное время в мире используют несколько основных систем штрихового кодирования.
Встречаются ситуации, когда на товаре отсутствует штрих-код производителя или, вследствие каких либо причин штрих-код поврежден или неуникален. В этих случаях приходится восстанавливать утерянный код или присваивать товару внутренний уникальный код. Формирование внутренних штрих - кодов осуществляет система учета с помощью определенных алгоритмов на специализированных устройствах - принтерах штрих кодов, которые могут формировать штрих - коды различных форматов.
В розничной торговле сканеры штрих - кодов используются на складах и в торговом зале. Функции сканеров на складе магазина совершенно аналогичны применению сканеров на складе оптовой организации. Кладовщики формируют корзины образцов товаров для оприходования или для перемещения, а операторы с помощью сканеров штрих-кодов заполняют документы по образцам. Естественно, весь товар в этом случае должен иметь штрих - коды.
В торговом зале сканеры штрих - кодов применяются для идентификации товара на системных кассовых аппаратах, с помощью которых производится формирование данных для количественного учета в складской программе. В крупных магазинах с большой проходимостью рекомендуется применение стационарных многоплоскостных лазерных сканеров. Такие сканеры могут прочитать штрих - код любого качества на расстоянии до 35 см. В небольших магазинах можно применять ручные сканеры вплоть до простых CCD сканеров.
3.1 Сканеры штрих-кодов
Важное место в автоматизации систем учета занимают сканеры штрих-кодов. Существует много разновидностей таких устройств.
Тип источника света.
Сканеры отличаются типами источников излучения.
CCD сканеры. Самые простые - это CCD сканеры, использующие в качестве источника излучения светодиоды. CCD сканеры недорогие и доступные устройства. Функционально этот тип сканеров обладает небольшим расстоянием считывания штрих-кода - этикетка со штрих-кодом должна быть идеально ровной и четкой. При считывании этикетки с неровной поверхности, например, с бутылки прочитать штрих-код будет очень непросто, если вообще возможно. Так же, можно отметить, что встречаются случаи выхода из строя CCD сканеров вследствие скачков напряжения или смещения светодиодов при ударах. Таким образом, данный вид сканеров можно рекомендовать клиентам с ограниченными финансовыми возможностями и для которых некритична скорость и качество сканирования.
Лазерные сканеры. Лазерные сканеры - это сканеры, имеющие в качестве источника излучения маломощные лазеры. Данный вид сканеров имеет разные характеристики и размеры - от размера карандаша, до больших стационарных многоплоскостных сканеров, расстояние считывания которых достигает нескольких десятков сантиметров при любом наклоне этикетки. Существуют так же радио сканеры с возможностью работы на удалении от базового блока на несколько десятков метров.
Интерфейс подключения.
Данное деление присутствует внутри вышеперечисленных классов, так как любая модель сканера, как правило, может производиться с разными интерфейсами подключения. По способу подключения к компьютеру сканеры штрих-кодов разделяются на подключаемые в разрыв клавиатуры и подключаемые к последовательному порту компьютера.
Сканеры в разрыв клавиатуры. Сканеры штрих-кодов, подключаемые в разрыв клавиатуры, при чтении штрих-кода эмулируют нажатие клавиш на клавиатуре, при этом, не формируется событие (event) факта сканирования штрих-кода и, поэтому не поддается обработке программой, а используется для непосредственного ввода, например, в реквизит документа.
Сканеры с интерфейсом RS-232. Если сканер имеет интерфейс RS-232, возможно "известить" программу о том, что произошло сканирование штрих-кода и передать в нее прочитанный штрих-код, который можно дальше обработать и произвести необходимые действия, которые ограничиваются возможностями программы.
Модели сканеров
Metrologic, Inc.
Zebex
Syntech Information Co
PSC
4. Правила нанесения ШК.
Существует ряд правил нанесения ШК на упаковки:
На упаковке должен быть один ШК.
ШК размещают на задней стороне упаковке в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм от краев, если это невозможно, то ШК наносят справа на лицевой стороне.
На изогнутых поверхностях ШК располагают вертикально. На пластмассовых упаковках и пакетах наносят на более ровную поверхность.
Печать ШК черными, синими, темно-зелёными или темно-коричневым цветом, светло-коричневым и желтый цвет не применяют, т.к. оптическое считывающее устройство их не различает.
Фон должен быть светлым, без рисунков и перфораций, текста, белого, желтого, оранжевого или светло-коричневого цвета.
Этапы штрихового кодирования.
В технологии штрихового кодирования можно выделить следующие основные этапы:
1. Создание штрихового кода при помощи специального программного обеспечения.
2. Маркировка товара штриховым кодом (многие товары уже имеют на своей упаковке штрих-код, распечатанный типографским способом).
3. Чтение штрихового кода (получение данных, закодированных в штриховом коде).
Автоматическая идентификация осуществляет автоматическое распознавание, расшифровку, обработку, передачу и запись информации, большей частью, с помощью нанесения и считывания информации, закодированной в штрих-коде.
Штрих-коды позволяют быстро, просто и самое главное точно считывать и передавать информацию о тех предметах, которые нуждаются в прослеживании и контроле. Этикетки со штрих-кодами очень легко приклеиваются, практически, к любой поверхности, а также могут быть нанесены непосредственно на тюбики, конверты, коробки, бутылки, упаковки, книги, мебель, карточки и еще на многие предметы, которые нуждаются в идентификации.
Штриховой код состоит из прямоугольных штрихов и пробелов переменной ширины. Кодирование в штриховых кодах происходит путем изменения ширины и местоположения штрихов и пробелов, представляющих числа и, в некоторых случаях, знаки. При перемещении светового источника через них, фиксируются изменения в количестве отраженного света, и полученное таким образом изображение преобразовывается в алфавитно-цифровые символы, которые, собственно, и закодированы в виде штрихового кода. Полученный код сравнивается в компьютере с уже имеющимися кодами в базе данных, чтобы определить, какой информации он соответствует. В универсамах, например, эта информация могла бы говорить о весе или цене на товар; при перевозках можно было бы закодировать отправителя и место назначения, информацию об изделии, как то: номер партии, срок годности и т.п.
Другими словами, штриховой код - символьный ключ к информации в базах данных. Единственная информация, которую он несет, просто ряд чисел и/или символов. Его назначение - уникальная связь с информацией, сохраненной внутри компьютерной системы, которая может быть автоматически быстро, легко и точно извлечена из базы данных.
Для формирования штрих-кода имеется ряд "языков", называемых символиками, которые используют различные комбинации ширины штрихов и пробелов, чтобы кодировать символы данных. Преимущества одной символики над другой зависят от конкретного применения.
Естественно, мир не стоит на месте. Из-за необходимости кодировать все больший объем информации технология штрихового кодирования развилась до многомерных и матричных символик, которые могут кодировать большое количество данных на меньшей площади. Примерами таких символик могут служить PDF-417, MaxiCode, DataMatrix, GS1 DataBar, Composite и т.д.
Наибольшее распространение среди линейных (расположены в один ряд) кодов получили следующие символики:
EAN
UPC
GS1-128
Код 39
Для эффективного учета движения товаров в организации необходима технология, позволяющая присваивать каждому товару уникальный код, и обеспечивать быстрое считывание кода при минимальных ошибках. Именно этим условиям и удовлетворяет технология штрихового кодирования товаров, уже давно и успешно применяемая западными фирмами.
Основана эта технология на различных графических представлениях кодов, обеспечивающих не только понятные человеку формы кодов, но и форматы, предназначенные для считывания специальными устройствами - сканерами штрих-кодов.
На настоящий момент насчитывается около 20 форматов штрих-кодов (включая модификации), различающихся, в основном, областями применения. Каждый штрих код ( символика ) разработан с точки зрения оптимизации следующих параметров :
- Высокая информационная плотность, или высокое разрешение. Очень маленькие коды могут быть отпечатаны и использованы на изделиях, где место для крепления ограниченно, например, печатные платы.
- Оптимальное расположение данных, когда возможность ошибок чтения практически нулевая. Это очень важно для применений штрих кода в медицине.
- Легкость дешифровки. Некоторые штрих коды используют простую технологию кодирования и широко поддерживаются производителями сканеров.
Штрих коды, например, используемые в розничной торговле, имеют точно определенное содержание данных. Они структурируются для обеспечения удобства большого количества пользователей. Некоторые штрих коды разработаны с поддержкой значительного количества наборов символов, тогда как другие поддерживают только цифровые данные. Некоторые форматы имеют механизм контроля корректности, заключающийся в вычислении одной части кода по другой.
В России используются в основном форматы EAN-13 (EAN-8) для нанесения на товары и ITF для использования на транспортных упаковках. На импортируемых товарах можно найти также штрих-коды формата UPC, распространенные в США.
Одним из основных компонентов этой технологии является использование сканеров штрих-кодов. Cканеры штрих-кодов различаются как по способу подключения к компьютеру, так и по возможностям. В настоящий момент практически все выпускаемые сканеры способны считывать наиболее популярные форматы кодов, включая EAN-13 (EAN-8), UPC A, UPC E, ITF, Code 39, ISBN.
При считывании сканеры автоматически разбирают сканируемый код, проверяют его корректность и могут различными способами модифицировать код (например, производить перекодировку из одного формата в другой).
В качестве результата сканеры выдают строку символов, представляющих штрих-код в форме, понятной для человека. По способу подключения сканеры делятся на подключаемые в COM-порт компьютера или в разрыв клавиатуры. В последнем случае сканер имитирует работу клавиатуры и, вследствие этого, к строке со считанным штрих-кодом необходимо добавлять специальные символы в случае, если необходимо отличать ввод штрих-кода от простого набора на клавиатуре.
Технология штрихового кодирования подразумевает уникальность штрих кода для каждого товара, поэтому необходимо централизованное распределение штрих-кодов. Для решения этой задачи в 1977 г. была создана международная некоммерческая и неправительственная организация EAN International, представителем которой в России является "Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN Россия". Предварительно зарегистрировавшись в этой ассоциации, производитель может получить штрих-коды на все выпускаемые им товары.
Выдаваемые в России коды EAN-13 имеют префиксы (первые несколько цифр) 460-469. Префиксы 20-29 выделены для так называемых внутренних кодов - предприятие может не регистрировать коды с такими префиксами и свободно использовать их для внутреннего контроля (например, нанести на оборудование для последующей инвентаризации). Всю необходимую информацию о форматах кодов и правилах регистрации можно найти на WWW-сервере Юнискан/ЕАН - www.ean.ru
После получения штрих-кода его необходимо нанести на товар. Существует несколько возможных вариантов нанесения штрих-кодов на товары - от типографской печати (например, на книги) до ручного приклеивания клейких этикеток (например, при фасовке товара). Напечатать штрих-код на клейких этикетках можно с помощью обыкновенного лазерного принтера или специализированного принтера для печати этикеток. Если необходимо нанести штрих-код на весовой товар, то можно воспользоваться весами с встроенным принтером этикеток.
Общие требования к нанесению штрих кода
В разрабатываемой композиции элементы изображения должны соответствовать следующим требованиям:
- Отдельные точки диаметром не менее 0.3 мм
- Тонкие линии толщиной не менее 0.25 мм
- Замкнутая рамка в виде тонкой линии должна иметь толщину в 2-3 раза превышающую минимальную для уменьшения абразивного износа линии, печатаемой поперек направления печати.
- В композиции следует избегать сочетания крупных плашечных полей и мелких элементов изображения одного цвета, текста, напечатанного вывороткой шрифтом менее 3 мм.
Информация о работе Методы кодирования и характеристика основных систем кодирования