Место информатики в процессах управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

На актуальность темы курсовой работы указывает стремительное развитие информатики во всех сферах общественной жизни, в частности, в области экономического управления. В настоящее время это обусловлено появлением микропроцессорной техники, развитием интегрированных сетей передачи данных, активным вовлечением большего числа конечных пользователей благодаря массовому появлению на рынке мощных, относительно недорогих и высоконадежных персональных компьютеров, быстрыми темпами развития глобальной информационной сети Интернет, расширением сферы применения баз знаний.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………………....…3
1. Теоретическая часть……………………………………..…………...........4
Введение……………………………………………………………………...…...4
1.1 Информационные основы систем организационно-экономического управления………………………………………………………....….……..……5
1.2 Современные информационные технологии в системах организационно-экономического управления………………………………………………….….7
1.3 Информационные системы организационно-экономического управления………………………………………………………….……........….9
Заключение………………………………………………………....…………....12
2. Практическая часть………………………………...……………….…….13
Список литературы…………………………………19

Файлы: 1 файл

информатика курсовая.doc

— 888.50 Кб (Скачать)


 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Информатика»

на тему «Место информатики в процессах управления»

 

 

 

 

 

 

 

              Исполнитель:

              И.В. Гвоздев

              Специальность         ФиК

              Номер группы . № 201115

              Номер зачетной книжки     10ФФД12480

 

 

              Руководитель:

              Доцент Е.А. Бунова

 

 

 

 

Челябинск 2012

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………..……………………………………....…3

1.      Теоретическая часть……………………………………..…………...........4

Введение……………………………………………………………………...…...4

1.1  Информационные основы систем организационно-экономического управления………………………………………………………....….……..……5

1.2  Современные информационные технологии в системах организационно-экономического управления………………………………………………….….7

1.3  Информационные системы организационно-экономического управления………………………………………………………….……........….9

Заключение………………………………………………………....…………....12

2.      Практическая часть………………………………...……………….…….13

Список литературы……………………………………………………….……………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На актуальность темы курсовой работы указывает стремительное развитие информатики во всех сферах общественной жизни, в частности,    в области экономического управления. В настоящее время это обусловлено появлением микропроцессорной техники, развитием интегрированных сетей передачи данных, активным вовлечением большего числа конечных пользователей благодаря массовому появлению на рынке мощных, относительно недорогих и высоконадежных персональных компьютеров, быстрыми темпами развития глобальной информационной сети Интернет, расширением сферы применения баз знаний.

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки передачи информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде информационных технологий (ИТ), называемых также новыми или современными.

Информатика в последнее время стала занимать практически лидирующие позиции в процессах управления. На сегодняшний день в каждой крупной компании, каждой мелкой компании, каждом офисе и чуть ли не в каждом доме имеется персональный компьютер (ПК).

 

Для выполнения и оформления данной курсовой работы была использована операционная система  Microsoft Windows XP Professional, версия 2002, Service Pack 3. Компьютер: Intel (R) Pentium (R) Dual CPU: E 2160 @ 1.80GHz; 1.80ГГц, 1,00ГБ ОЗУ.

 

 

1. Теоретическая часть

Введение

 

Информатика как наука сформировалась в результате целенаправленного изменения информационных процессов. Впервые термин «информатика» возник во Франции в 60-х гг. XX столетия путем слияния  двух слов information(информация) и automatique(автоматика) для обозначения деятельности автоматизированной обработке информации с помощью ЭВМ.

Предметом информатики были заявлены выявление и изучение: свойств информации, закономерностей переработки информации, процессов управления переработкой информации в искусственных социальных и биологических системах.

Наряду с термином «информатика» в тот период был распространен и термин «кибернетика», обозначавший научную область по разработке теории управления сложными динамическими системами. Создателем кибернетики принято считать американского ученого Н.Винера, опубликовавшего в 1948г. книгу «Кибернетика, или управление и связь в живом и машине».

Сейчас информатика чаще всего трактуется как область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью технических средств, прежде всего компьютеров и их взаимодействия со средой применения.

        Применение новых информационных технологий позволяет в несколько раз ускорить процессы организации и планирования, а развитие методов управления с использованием ускоренных информационных потоков или виртуальных методов организации и управления сокращает не только время на принятие решений, но и их эффективность. Современное управление - совокупность действий, выбранных на основании определенной технологии обработки информации, направленных на оптимизацию и развитие процессов функционирования производственной (социальной и т. п.) системы для достижения поставленных целей. [6, стр. 123]

1.1 Информационные основы систем организационно-экономического управления

 

Научно-техническая революция XXв. вызвала появление нового объекта исследований в области управления, получившего название «большие системы». Система представляет собой единое целое, составленное из взаимосвязанных частей. Более строго систему можно определить как организованное множество, образующее целостное единство, ориентированное на достижение определенной цели. [7,

Системы классифицируются по ряду признаков:

1)по способу реализации: абстрактные, являются продуктом человеческого мышления, и материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов;

2)по временной зависимости: статистические системы, состояние которых с течение времени практически мало изменяется, и динамические системы, в которых происходит заметное и часто изменение состояния в процессе функционирования;

3)по характеру взаимодействия с внешней средой: закрытые системы, невзаимодействующие с внешней средой,  и открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой, адаптируясь к ее изменениям ;

4)по сложности: простые - системы, не имеющие развитой структуры,  и сложные - системы с развитой структурой, состоящие из подсистем.

Одним из наиболее значительных классов больших систем объединяет системы административного управления, т.е. системы, в основе функционирования которых лежат задачи управления отношениями, возникающими между людьми в процессе их производственно- хозяйственной деятельности. Если целью административного управления является обеспечение максимальной экономической эффективности ее функционирования в рамках конкретной сферы деятельности, то такие системы называют системами организационно- экономического управления (в отличие, на пример, от систем организационного управления в армии, здравоохранении и т.п., где главными считаются цели: обеспечение обороноспособности, обеспечение высокой продолжительности жизни и здоровья и т.д.).

Управление - прежде всего информационный процесс, предполагающий выполнение функций по сбору, передаче, хранению, обработке и анализу информации, необходимых для выработки соответствующих управленческих решений.

Все процессы управления, протекающие в системе управления, отражаются в виде информационных процессов. Энциклопедический словарь определяет термин «информация» (от латинского слова information-разъяснение, осведомление, изложение) с учетом временного фактора.  В повседневной жизни информацию отождествляют с понятиями «сообщение», «сведения», «знания». В строго научном плане понятие «информация» связывается с вероятностью осуществления того или иного события. Информация - это мера устранения неопределенности в отношении исхода, интересующего нас события. Поскольку информацию можно хранить, передавать и преобразовывать, то в качестве материальной составляющей этого процесса должны выступать носители информации, передатчики, каналы связи и приемники.

Наряду с информацией широко используют понятие данные. 

Данные - это материальные объекты произвольной формы, выступающие в качестве средства представления информации. Преобразование и обработка данных позволяет извлечь информацию, т.е. знание о том или ином предмете, процессе или явлении. Следует отметить, что одни и те же данные могут нести различную информацию для разных потребителей.

Фиксация информации в виде данных осуществляется с помощью конкретных средств общения на конкретном физическом носителе, обработка данных осуществляется при помощи различных технических средств, причем эта обработка не зависит от конкретного смыслового содержания данных.

1.2 Современные информационные технологии в системах организационно-экономического управления

 

Для информатизации общества и бизнеса необходим широкий спектр программно-аппаратных средств, в том числе вычислительной техники. Различные технические средства обеспечивают прием и передачу трех основных видов информации (речь, печатный текст, графика) в статике и динамике с максимальным использованием трех чувств восприятия человека (слух, осязание, зрение).

Информационная технология (ИТ) — система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями. Целью любой информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные технологии состоят из трех основных компонентов:

• комплекса технических средств — вычислительной, телекоммуникационной и организационной техники;

• системы программных средств — общего (системного) и функционального (прикладного) программного обеспечения;

• системы организационно-методического обеспечения.

Особенностью информационных технологий является то, что исходным «сырьем» и конечной готовой «продукцией» в них является информация. В связи с эти информационные технологии включают: процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации (рис.2) во всех возможных формах проявления.

 

 

 

 

 

               Рис.2

        общая схема технологического процесса обработки информации[1]

 

Современные информационные системы организационно-экономического управления присуще широкое внедрение новых информационных технологий, перехода к которым стал возможен благодаря массовому появлению на рынке мощных и высоконадежных персональных компьютеров (ПК). Отличительной чертой новых информационных технологий - активное вовлечение конечных пользователей в процесс подготовки управленческих решений благодаря внедрению на их рабочих местах современных ПК.

Из-за расширения круга лиц, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, особо остро стал вопрос об обеспечении надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа. В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и программных средств обеспечивающих защиту информации. Само государство принимает законодательные акты, регулирующие отношения, которые возникают при формировании и использовании информационных ресурсов, в частности при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при защите граждан и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. В России это нашло свое отражение в Законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ, принятом 20 февраля 1995г., в федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010» и других правительственных документах.[2]

Конец XX в. ознаменовался феноменальным ростом популярности службы World Wide Web(WWW), представляющей собой простую и удобную среду для реализации информационных технологий, связанных с распространением  электронных документов и сообщений среди широкого круга пользователей, находящихся во всех уголках земного шара.

Следующим шагом в совершенствовании информационных технологий, используемых в организационно-экономическом управлении, является расширение сферы применения баз знаний.

База знаний - важнейший элемент экспертной системы, создаваемой на рабочем месте специалиста управления. Она выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки и принятия управленческого решения.

 

1.3 Информационные системы организационно-экономического управления

 

Главным условием обеспечения максимальной экономической эффективности от внедрения информационных технологий в сферу оргуправления является соблюдение принципа системного подхода, обеспечивающего учет всего многообразия факторов, влияющих на реализацию информационных технологий. Воплощением этого принципа является создание информационной системы(ИС) объекта управления.

Информационная система объекта представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов, характеризующих различные стороны информационной деятельности объекта в процессе реализации функций управления в рамках его организационно-управленческой структуры. При этом информационную деятельность характеризуют прежде всего информация и процессы ее обработки, а также поддерживающие их различные виды обеспечения: техническое, информационное и т.д.

Информация о работе Место информатики в процессах управления