Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:55, курс лекций
Тема 1 Цель, задачи, предмет и метод информатики. Основные понятия и методы информатики
Понятие и роль информатизации в развитии общества
Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.
В процессе своей деятельности хозяйствующий
субъект использует несколько видов
информации, которая может
- по функциям управления информация может быть
Прогнозная информация отражает вероятностные утверждения о том или ином будущем событии,
плановая, - имеющая директивный характер, указывает на процессы или факты, которые должны иметь место в планируемом периоде,
учетная - фиксируется в бухгалтерских и других документах и отражает фактически происшедшие события,
нормативная - предназначена для определения ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, энергетических и др.),
справочная - для расшифровки используемых в документации кодов, регулирующая - для корректировки плановых показателей в процессе функционирования предприятия,
аналитическая – для формирования управляющих воздействий на структурные подразделения. В рамках выделенных классов выделяют подклассы. Например, учетная информация делится на: ценовую, информацию о клиентах, информацию о сырье, материалах, полуфабрикатах, информацию о товарах и т.д.
Знания
Следующим важным понятием, используемым совместно с предыдущими (данные и информация), является понятие “знания”, которое относится к базовым категориям искусственного интеллекта.
Знания – это обобщенный, систематизированный и проверенный практикой результат изучения реальных процессов и объектов, представленный с помощью какого-либо языка.
Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств. С точки зрения психического отражения окружающей среды человеком различают знания осознанные и неосознанные.
Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация². Данные и знания всегда первичны, информация – вторична.
Так же как и данные знания, в большинстве случаев, должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию.
Вместе с тем, данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм первичной фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения и обобщения и систематизации типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации.
Знания находятся в поле зрении
одного из научных направлений
Инженерия знаний предназначена для изучения моделей и методов извлечения и формализации (представления) знаний эксперта (человека), необходимых для использования в практике управления..
Задача
Следующим важным, но трудно определяемым понятием, без которого затруднительно упорядочить процесс применения компьютеров в практике управления, является задача. В общем случае под задачей понимается формулировка направления действий, осуществление которых позволит достичь поставленную цель.
Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему выполняемых логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные.
Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.
Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д.
В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на
- поисковые;
- расчетные (транзакционные);
-аналитические;
-интеллектуальные.
Поисковые задачи, для решения которых разработаны специальные информационно-поисковые системы (ИПС) вначале периода использования компьютеров в экономике занимали незначительный объем. В основном задачи такого рода решались в библиографических, патентных, правовых и других сферах. Однако вместе с развитием электронного документооборота, а также глобальной, национальных, региональных, локальных и других сетей ситуация кардинально стала меняться. Наличие электронных архивов, больших хранилищ данных, ресурсов Интернет стимулировали разработку соответствующих инструментальных средств, что существенно повлияло на статус информационно-поисковых систем.
Класс расчетных задач наиболее распространен в экономике, так как в него входят задачи обработки учетно-отчетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления различного рода отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой).
Следующий класс задач предназначен для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном выполняются обратные вычисления, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты (задача как сделать чтобы…?).
Класс интеллектуальных задач ориентируется на использование достижений в области искусственного интеллекта, целью которого является разработка аппаратно-программных средств, позволяющих пользователю – непрограммисту ставить и решать задачи, считающиеся интеллектуальными. К такого рода средствам относятся: экспертные системы, средства обработки нечетких множеств и слабоструктурированных данных: Data Minimg, Business Intelligence, нейросети, агентно-ориентированные системы и т. д.
Под интеллектуальными системами понимают любую искусственно созданную формальную систему, предназначенную для решения задач на основе выполнения следующих базовых функций:
Информационный процесс
Понятие информационного процесса в информатике является базовым, так как связывает в одно целое систему, цель, передачу, обработку и хранение информации, а также прямую и обратную связь. Как правило, под процессом понимается набор операций, которые вместе взятые создают результат.
Информатику интересуют не процессы вообще, а информационные процессы, которые рассматриваются как совокупность последовательных действий над информацией с получением сведений для целей управления. Информационные процессы реализуются с помощью операций, главными из которых являются сбор и регистрация, ввод, передача, хранение и преобразование информации. Все они обладают фундаментальными особенностями, которые следует рассмотреть.
Сбор и регистрация информации - это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к стандартному виду, позволяющему ввод в информационную систему. Ввод может быть ручным (информация находится на бумажном документе и переносится на машинный носитель работником бухгалтерии), автоматизированным (информация извне передается по каналам связи) и автоматическим (информация из сборочного цеха передается по каналам связи от датчиков).
Передача информации предполагает наличие канала связи, а также кодирующего и декодирующего устройства. Эти устройства необходимы для преобразования ряда параметров сигнала, удовлетворяющих требованиям канала связи. Начальное преобразование называется модуляцией, а обратное, обеспечивающее преобразование сигнала в исходное состояние – демодуляцией. Устройства, обеспечивающие эти преобразования, называются модемами. В процессе передачи информация может теряться и искажаться, поэтому создаются защиты от помех. Поэтому каналы передачи сообщений характеризуются не только пропускной способностью, но и помехозащищенностью.
Хранение информации – это ее преобразование в соответствующее физическое состояние соответствующего носителя. Носители классифицируются по различным признакам:
Процесс хранения состоит в следующем: в некоторый момент времени поступает сигнал, под влиянием которого происходит физическое изменение его материального носителя. В последующий момент времени состояние материального носителя вновь преобразуется в исходный сигнал.
Процессы обработки – это любое преобразование информации с целью решения каких-либо задач. Основная проблема состоит в обеспечении инвариантности, то есть достижении сохранности смысла сообщения. Но так как одно и то же сообщение для разных пользователей может иметь разный смысл, поэтому преобразование должно иметь направленный характер, то есть производится в соответствии с целью конкретного потребителя.
Управление — это элемент функционирования организационных систем (биологических, технических, социально-экономических и др.).
Для объяснения понятия ²информационная система² следует разъяснить содержания понятий ²система² и ²система управления².
Различают естественные и искусственные системы.
Примерами естественных систем являются: планетарная, водная, атмосферная, биологическая и т.д.
Примерами искусственных систем могут служить: производственные, энергетические, транспортные, информационные, финансовые и т.д.
Система - это множество взаимосвязанных элементов или подсистем, которые сообща функционируют для достижения общей цели.
Подсистема – это часть системы, которая в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы. Всякая система характеризуется целью, границами, структурой, входом, выходом, прямой и обратной связью. Рассмотрим их содержание, имея в виду лишь искусственно создаваемые системы.
1. Цель создания системы – это идеальное, мысленное предвосхищение результата ее деятельности. В управлении цель принимает материальные формы в виде требований в достижении тех или иных технических, экономических, социальных и других показателей, отражающих состояние системы.
2. Границы системы определяются ее создателем путем ликвидации существующих связей с окружающей средой, за исключением тех, что называются входом и выходом.
Таким образом, всегда существует надсистемный субъект, который создает систему в соответствии с определяемыми им целями.
Указание границ системы требует употребления такого метода познания, как абстрагирование.
3. Выделенная из среды или вновь созданная система обладает структурой, под которой понимается совокупность элементов и связей между ними (множеством отношений). Связи (отношения) задаются либо графически (например, средствами теории графов), либо аналитически.
4. Вход и выход системы характеризуется объемами и содержанием информации, поступающей в систему и выдаваемую в окружающую среду.
5. Прямая и обратная связи имеют непосредственное отношение к управлению системой, осуществляемого с помощью различного рода воздействий.
В системе управления, т.е. системе
в которой реализуется
Информационная система – это замкнутый информационный контур, состоящий из прямой и обратной связи, в котором, согласно информационным технологиям обрабатывается информация, циркулирующая в локальных и других сетях.
Автоматизированная часть информационной системы состоит из ряда компонентов, иллюстрируемых на рисунке. Из него видно, что ядром и связующим звеном всех компонентов информационной системы служит информационная технология.
Тема 2 Основные представления и обработки информации в компьютере