Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:12, курс лекций
Сущность правовой информатики и предпосылки ее
формирования.
Правовая информатика – это междисциплинарная отрасль знания, в которой заложены два начала: гуманитарное (в образе правовых наук) и естественно-техническое (в образе информатики).
Человек - субъект правовой деятельности при надлежащей профессиональной подготовке и опыте способен практически реализовать каждую из названных процедур. Однако, способна ли это сделать ЭВМ?
4.3.2. Проблема
постановки правовой задачи
Особую значимость эта проблема приобрела для задач, реализуемых с использованием математических методов и разработкой и внедрением в практику юридической деятельности автоматизированных систем решения.
В последнее появился целый ряд таких систем принятия решений, составной частью которых является устройство, именуемое «интеллектуальный робот». Основу «интеллектуальных роботов» составляют информационные средства и механизмы, которые управляют процессами преобразования информации. Факт создания таких систем и их использования в сфере юридической деятельности выдвинул целый ряд новых и весьма актуальных проблем как организационных, так и методологических.
Во-первых, такого рода системы и тенденция математизации юридической деятельности не могли не повлиять на традиционное представление о сущности правовых задач, их видах, методах и алгоритмах их решения.
Во-вторых, в условиях автоматизации процессов решения правовых задач и управления такой деятельностью происходит трансформация информационно-функциональных связей, ролей и функций субъектов юридической деятельности.
В наше время высказано утверждение, что ЭВМ способна полностью заменить некоторых из них, а активное использование ЭВМ приведет к ликвидации некоторых процессуальных институтов, к примеру – института судебной экспертизы.
В этом процессе выделяется три этапа.
На первом этапе эксперт будет использовать ЭВМ, прибегая к помощи специалиста по ЭВМ.
Второй этап процесса замещения эксперта машиной будет характеризоваться более высокой степенью автоматизации конкретных процедур экспертного исследования и полным признанием надежности получаемых с помощью ЭВМ результатов.
Третий этап – производство некоторых видов криминалистических
экспертиз (например – идентификационного
характера) будет полностью
автоматизировано – от кодирования исходной
информации до анализа полученных результатов.
Итогом этого станет то, что машина вытеснит
эксперта как процессуальную фигуру и
экспертизу
как процессуальный институт.
Однако, в структуре постановки и решения правовых, в том числе экспертных, задач действительно есть операции, которые машина может реализовывать даже лучше (быстрее, объективнее), чем человек, но есть и такие, которые могут осуществляться лишь человеком. Применительно к юридической деятельности они обычно лежат в сфере постановки задач, их преобразования и оценки полученных результатов. Эти операции являются неотъемлемым элементом процедуры решения любой задачи, в том числе и экспертной.
Поэтому, применительно
к правовым, в частности и судебно-
Тем не менее, нет оснований сомневаться, что по мере более широкого внедрения ЭВМ в сферу юридической деятельности неуклонно будет идти процесс расширения круга операций, которые можно передавать машине, что функции ее в этой сфере человеческой деятельности станут более многогранными.
4.4. Виды правовых задач, этапы и особенности их решения с использованием ЭВМ.
Рассмотрев общую
Подобная типизация может быть распространена и на правовые задачи.
Вместе с тем, для правовых задач она должна быть расширена, чтобы отразить специфику правовых задач, этапы и особенности их решения с использованием ЭВМ.
Наряду с классификацией по указанным выше основаниям их, как минимум, необходимо подразделить по характеру разрешаемых вопросов, а также по уровню достижения цели и уровню их решения, в том числе по уровню автоматизации этапов их решения.
Важность такого подхода к классификации правовых задач методов и этапов их решения обусловлена тем, что позволяет не только точнее определить специфику правовых задач, но и научно обосновать выбор тех средств и методов, использование которых является наиболее оптимальным.
В рамках классификации по функциональному назначению правовые задачи можно подразделить на три класса: предметно-производственные, научно-поисковые и организационно-управленческие.
Аналогичным образом решается вопрос и о классификации по другим основаниям.
Следует учитывать также еще одну весьма характерную для решения правовых задач особенность – объект по цели часто не совпадает с объектом исследования. Это хорошо видно на примере решения такой правовой задачи, как криминалистическая идентификация лица по почерку: необходимо установить, исполнена ли данная рукопись Ивановым. Здесь объект цели – Иванов. Решает такую задачу эксперт-почерковед. Но он исследует не Иванова, а образцы его письма и почерка и рукопись, представленную на изучение.
Или другой пример: требуется установить, привлекался ли ранее гражданин Сидоров к уголовной ответственности. Если да, то по какому делу. Задачи такого рода решаются путем анализа личностной информации, которая может содержаться в отпечатках пальцев, фотографических изображениях и других источниках информации о признаках, присущих данной личности и характеризующих ее особенности. Эти данные сосредоточены в специальных хранилищах – картотеках уголовной регистрации. Работники картотек даже иногда не видят объект, в отношении которого решается та или иная задача. Они лишь оперируют информацией о нем, содержащейся в различных источниках.
Итак, в основе решения
правовых задач лежат процессы выделения,
преобразования, оценки информации о
признаках и свойствах
Таким образом, важнейшими
элементами решения правовой задачи
помимо формализации информации и самой
задачи являются: разработка алгоритма
решения задачи; разработка программы
решения задачи с учетом типа используемой
ЭВМ; собственно решение задачи на ЭВМ (ввод
исходных формализованных данных, исполнение
программы); вывод результатов; проверка
технической стороны решения задачи; оценка
и использование полученного результата
субъектом правовой деятельности и принятие
им юридически значимого решения.
Тема 5. Понятие, виды, источники и носители правовой информации
5.1. Понятие
и сущность правовой
Правовая информация является разновидностью информации, ее видовым понятием. Поэтому все признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности, которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие.
До 70-х годов термин
«правовая информация» в
Комплексный характер функций права предопределяет и многообразие правовой информации, что затрудняет на практике ее отделение от политической, идеологической, экономической информации. Вот почему в юридической литературе нет единого определения понятия правовой информации.
Правовой информацией является, прежде всего, информационно-смысловое содержание правовых норм, к которым следует отнести не только акты высших и местных органов власти и управления, ведомственные нормативные акты, но и судебную, арбитражную, нотариальную практику.
Однако, содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны экономической и социально-культурной деятельности общества.
Степень реализации поставленных государством задач на основе исполнения правовых предписаний характеризует юридических норм, и в зависимости от ее состояния, законодатель дополняет или изменяет содержание правовой информации.
Комплексный подход к исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:
а) в правовых актах высших и местных органов власти и управления;
б) в ведомственных
правовых актах, судебных, арбитражных
и других правоприменительных
в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;
г) в статистических сведениях о праве;
д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;
е) в приказах и распоряжениях должностных лиц учреждений, предприятий и организаций, актах нотариальных органов.
Элементы, составляющие понятие правовой информации, служат основанием для ее классификации.
Источники правовой информации подразделяют на:
1) официальные: к ним относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов, то есть – правовая информация, исходящая от перечисленных органов имеет статус официальной;
2) неофициальные: к таким источникам правовой информации относят приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования и юридические доктрины.
То есть, к официальным источникам правовой информации относятся нормативные акты государственных органов, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Все остальные правовые документы и различного рода научно-правовые исследования, доктрины, учения, рекомендации, программы, положения и т.п. относят к неофициальным источникам.
Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.
Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.
К недокументальной информации относится та, которая либо материально не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).
Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Однако, в условиях научно-технического прогресса, появились новые формы носителей правовой информации. Правовая информация, обрабатываемая в ЭВМ, закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т. п.). Появились специфические виды бумажных носителей (распечатки и т. п.). Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.
Выделяют также фактографическу
форме и содержанию. К ней, например, относятся
названия и наименования конкретных учреждений,
организаций, предприятий, населенных
пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных
сооружений, марок оборудования; номера
объектов; их числовые характеристики.
Правовые документы делятся также на первичные и вторичные.
Признаком классификации в данном случае является не форма закрепления информации, а источник ее возникновения.
Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования (копирования). К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).
Вторичная правовая информация является результатом аналитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов. Например: библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.
5.2. Требования, предъявляемые к правовой информации.
Информация вообще и правовая в частности является фундаментом управленческой деятельности. Эффективность деятельности управленческого органа зависит от качества принятого им решения. Однако, чтобы вынести оптимальное управленческое решение, соответствующему органу необходимо иметь разнообразные сведения о состоянии взаимодействующих с ним объектов, знать свои права и обязанности как участника процесса государственного управления.
Чтобы были созданы условия для эффективного функционирования государственного аппарата как целостной системы управленческих отношений, правовая информация должна быть:
1) истинной – право должно отражать объективные закономерности развития общества; формироваться с учетом адекватности состояния и реальных возможностей общества, функционировать в конкретных исторических условиях; не вуалировать отрицательные и негативные явления, имеющие место в общественной жизни;
2) достоверной – строго соответствовать действующему законодательству, документам правоохранительных органов и актам местных органов государственной власти и управления;
3) полной - в условиях разветвленной сети действующего законодательства существует колоссальный массив правовых документов, поэтому, для вынесения обоснованного решения управленческому органу необходимо владеть всей полнотой правовой информации, то есть – управленческий орган должен располагать сведениями о характере и содержании принятых решений соответствующих участников правоотношений и, с учетом этого, полнота информации является одной из важных предпосылок для вынесения оптимального управленческого решения;