Лекции по "Информатике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:12, курс лекций

Краткое описание

Сущность правовой информатики и предпосылки ее
формирования.
Правовая информатика – это междисциплинарная отрасль знания, в которой заложены два начала: гуманитарное (в образе правовых наук) и естественно-техническое (в образе информатики).

Файлы: 1 файл

Методичка по Правовой Информатике.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

Человек - субъект правовой деятельности при надлежащей профессиональной подготовке и опыте способен практически реализовать каждую из названных процедур. Однако, способна ли это сделать ЭВМ?

 

4.3.2. Проблема  постановки правовой задачи при  автоматизированном способе ее  решения.

 

Особую значимость эта проблема приобрела для задач, реализуемых  с использованием математических методов  и разработкой и внедрением в  практику юридической деятельности автоматизированных систем решения.

В последнее появился целый ряд  таких систем принятия решений, составной частью которых является устройство, именуемое «интеллектуальный робот». Основу «интеллектуальных роботов» составляют информационные средства и механизмы, которые управляют процессами преобразования информации. Факт создания таких систем и их использования в сфере юридической деятельности выдвинул целый ряд новых и весьма актуальных проблем как организационных, так и методологических.

Во-первых, такого рода системы и тенденция математизации юридической деятельности не могли не повлиять на традиционное представление о сущности правовых задач, их видах, методах и алгоритмах их решения.

Во-вторых, в условиях автоматизации процессов решения правовых задач и управления такой деятельностью происходит трансформация информационно-функциональных связей, ролей и функций субъектов юридической деятельности.

В наше время высказано утверждение, что ЭВМ способна полностью заменить некоторых из них, а активное использование  ЭВМ приведет к ликвидации некоторых  процессуальных институтов, к примеру – института  судебной экспертизы.

В этом процессе выделяется три этапа.

На первом этапе эксперт будет использовать ЭВМ, прибегая к помощи специалиста по ЭВМ.

Второй этап процесса замещения эксперта машиной будет характеризоваться более высокой степенью автоматизации конкретных процедур экспертного исследования и полным признанием надежности получаемых с помощью ЭВМ результатов.

Третий этап – производство некоторых видов криминалистических экспертиз (например – идентификационного характера)   будет   полностью   автоматизировано – от кодирования исходной информации до анализа полученных результатов. Итогом этого станет то, что машина вытеснит эксперта как процессуальную фигуру и экспертизу 
как процессуальный институт.

Однако, в структуре постановки и решения правовых, в том числе экспертных, задач действительно есть операции, которые машина может реализовывать даже лучше (быстрее, объективнее), чем человек, но есть и такие, которые могут осуществляться лишь человеком. Применительно к юридической деятельности они обычно лежат в сфере постановки задач, их преобразования и оценки полученных результатов. Эти операции являются неотъемлемым элементом процедуры решения любой задачи, в том числе и экспертной.

Поэтому, применительно  к правовым, в частности и судебно-экспертным, задачам неправомерна постановка вопроса о полной замене эксперта (как и других субъектов криминалистической деятельности) ЭВМ.

Тем не менее, нет оснований  сомневаться, что по мере более широкого внедрения ЭВМ в сферу юридической деятельности неуклонно будет идти процесс расширения круга операций, которые можно передавать машине, что функции ее в этой сфере человеческой деятельности станут более многогранными.

 

4.4. Виды правовых  задач, этапы и особенности их решения с использованием ЭВМ.

 

Рассмотрев общую классификацию  задач, решаемых с использованием ЭВМ (см. п. 4.1.) мы подразделили их по ряду оснований, в частности - по характеру объектов и осуществляемых ЭВМ операций (на расчетные, логические и обработки тестов), по способу поиска решений (на простые и переборные) и по характеру целей (на задачи оптимизации, управления, обучения и информационного поиска).

Подобная типизация  может быть распространена и на правовые задачи.

Вместе с тем, для правовых задач она должна быть расширена, чтобы отразить специфику правовых задач, этапы и особенности их решения с использованием ЭВМ.

Наряду с классификацией по указанным выше основаниям их, как  минимум, необходимо подразделить по характеру разрешаемых вопросов, а также по уровню достижения цели и уровню их решения, в том числе по уровню автоматизации этапов их решения.

Важность такого подхода  к классификации правовых задач  методов и этапов их решения обусловлена  тем, что позволяет не только точнее определить специфику правовых задач, но и научно обосновать выбор тех средств и методов, использование которых является наиболее оптимальным.

В рамках классификации  по функциональному назначению правовые задачи можно подразделить на три  класса: предметно-производственные, научно-поисковые  и   организационно-управленческие.

Аналогичным образом  решается вопрос и о классификации  по другим основаниям.

Следует учитывать также  еще одну весьма характерную для  решения правовых задач особенность  – объект по цели часто не совпадает с объектом исследования. Это хорошо видно на примере решения такой правовой задачи, как криминалистическая идентификация лица по почерку: необходимо установить, исполнена ли данная рукопись Ивановым. Здесь объект цели – Иванов. Решает такую задачу эксперт-почерковед. Но он исследует не Иванова, а образцы его письма и почерка и рукопись, представленную на изучение.

Или другой пример: требуется установить, привлекался ли ранее гражданин Сидоров к уголовной ответственности. Если да, то по какому делу. Задачи такого рода решаются путем анализа личностной информации, которая может содержаться в отпечатках пальцев, фотографических изображениях и других источниках информации о признаках, присущих данной личности и характеризующих ее особенности. Эти данные сосредоточены в специальных хранилищах – картотеках уголовной регистрации. Работники картотек даже иногда не видят объект, в отношении которого решается та или иная задача. Они лишь оперируют информацией о нем, содержащейся в различных источниках.

Итак, в основе решения  правовых задач лежат процессы выделения,   преобразования, оценки информации о  признаках и свойствах объектов, применительно к которым решается та или иная задач. То есть правовая задача любого класса по функциональному назначению – задача информационная.

Таким образом, важнейшими элементами решения правовой задачи помимо формализации информации и самой  задачи являются: разработка алгоритма  решения задачи; разработка программы  решения задачи с учетом типа используемой ЭВМ; собственно решение задачи на ЭВМ (ввод 
исходных формализованных данных, исполнение программы); вывод результатов; проверка технической стороны решения задачи; оценка и использование полученного результата субъектом правовой деятельности и принятие им юридически значимого решения.

 

Тема 5. Понятие, виды, источники и носители правовой информации

 

5.1. Понятие  и сущность правовой информации.

 

Правовая информация является разновидностью информации, ее видовым понятием. Поэтому все  признаки, характерные для понятия информации, присущи в равной степени и понятию правовой информации. В то же время правовая информация имеет специфические особенности, которые позволяют выделить ее в самостоятельное понятие.

До 70-х годов термин «правовая информация» в юридической литературе не употреблялся, вместо него, рассматривая информационные проблемы права, пользовались предметной терминологией: «источники права», «правовые источники», «правовой материал», «правовые акты», «правовые документы» и т. п.

Комплексный характер функций права предопределяет и многообразие правовой информации, что затрудняет на практике ее отделение от политической, идеологической, экономической информации. Вот почему в юридической литературе нет единого определения понятия правовой информации.

Правовой информацией является, прежде всего, информационно-смысловое содержание правовых норм, к которым следует отнести не только акты высших и местных органов власти и управления, ведомственные нормативные акты, но и судебную, арбитражную, нотариальную практику.

Однако, содержанием правовой информации является не просто набор сведений о тех или иных общественных отношениях и их анализ. Информация становится правовой только тогда, когда она проходит через государственный механизм и находит свой метод регулирования, преобразуясь в форму закона, иного нормативного акта или правоприменительного документа. Отражая волю законодателя, правовая информация регулирует отдельные стороны экономической и социально-культурной деятельности общества.

Степень реализации поставленных государством задач на основе исполнения правовых предписаний характеризует юридических норм, и в зависимости от ее состояния, законодатель дополняет или изменяет содержание правовой информации.

Комплексный подход к  исследованию понятия правовой информации позволяет включить в него информацию, содержащуюся:

а) в правовых актах  высших и местных органов власти и управления;

б) в ведомственных  правовых актах, судебных, арбитражных  и других правоприменительных документах;

в) в различного рода справочных материалах о юридических документах;

г) в статистических сведениях о праве;

д) в научно-правовых исследованиях, проведенных на основе анализа правовых актов;

е) в приказах и распоряжениях  должностных лиц учреждений, предприятий  и организаций, актах нотариальных органов.

Элементы, составляющие понятие правовой информации, служат основанием для ее классификации.

Источники правовой информации подразделяют на:

1) официальные: к ним относятся акты высших органов государственной власти и управления, нормативные акты министерств и ведомств, нормативно-правовые решения местных органов власти, а также акты высших судебных и арбитражных органов, то есть – правовая информация, исходящая от перечисленных органов имеет статус официальной;

2) неофициальные: к таким источникам правовой информации относят приказы и распоряжения руководителей учреждений, предприятий и организаций, судебные приговоры, решения и определения, арбитражные решения и определения, акты нотариальных органов; научно-правовые исследования и юридические доктрины.

То есть, к официальным  источникам правовой информации относятся  нормативные акты государственных органов, а также акты высших судебных и арбитражных органов. Все остальные правовые документы и различного рода научно-правовые исследования, доктрины, учения, рекомендации, программы, положения и т.п. относят к неофициальным источникам.

Правовая информация подразделяется на документальную и недокументальную.

Правовым документом признается любой материальный объект, в котором фиксируются самого разнообразного свойства знания о праве, предназначенные для передачи во времени и пространстве и используемые в общественной практике.

К недокументальной информации относится та, которая либо материально  не выражена (например, устные высказывания о праве, о связанных с ним процессах и явлениях), либо хотя и закреплена на материальном носителе, но не имеет общественного значения (например, личные записи правового характера, не имеющие общественного применения).

Традиционным материальным выражением правового документа является бумажный носитель. Однако, в условиях научно-технического прогресса, появились новые формы носителей правовой информации. Правовая информация, обрабатываемая в ЭВМ, закрепляется, хранится, движется на различных магнитных носителях (дисках, дискетах, лентах и т. п.). Появились специфические виды бумажных носителей (распечатки и т. п.). Своеобразным носителем правовой информации является экран дисплея, поскольку он служит лишь средством изображения информации, находящейся в памяти ЭВМ.

Выделяют также фактографическую информацию, которую составляют сведения о фактах. Фактографическая информация касается самых различных субъектов, объектов, явлений и весьма многообразна по 
форме и содержанию. К ней, например, относятся названия и наименования конкретных учреждений, организаций, предприятий, населенных пунктов, рек, морей, озер, станций, архитектурных сооружений, марок оборудования; номера объектов; их числовые характеристики.

Правовые документы  делятся также на первичные и вторичные.

Признаком классификации  в данном случае является не форма  закрепления информации, а источник ее возникновения.

Первичной признается правовая информация, содержащаяся в нормативно-правовых и правоприменительных актах. Информация не теряет первичного свойства, если она в физическом виде воспроизводится в порядке тиражирования (копирования). К первичной информации следует относить и результаты научной деятельности (скажем, труды, статьи).

Вторичная правовая информация является результатом аналитико-синтетической и логической переработки информационного содержания первичных документов. Например: библиографическое описание документов, их классифицирование, систематизация, аннотирование, реферирование, индексирование, перевод с языка на другой язык.

 

5.2. Требования, предъявляемые к правовой информации.

 

Информация вообще и  правовая в частности является фундаментом  управленческой деятельности. Эффективность деятельности управленческого органа зависит от качества принятого им решения. Однако, чтобы вынести оптимальное управленческое решение, соответствующему органу необходимо иметь разнообразные сведения о состоянии взаимодействующих с ним объектов, знать свои права и обязанности как участника процесса государственного управления.

Чтобы были созданы условия для эффективного функционирования государственного аппарата как целостной системы управленческих отношений, правовая информация должна быть:

1) истинной – право должно отражать объективные закономерности развития общества; формироваться с учетом адекватности состояния и реальных возможностей   общества,   функционировать в конкретных исторических условиях; не вуалировать отрицательные и негативные явления, имеющие место в общественной жизни;

2) достоверной – строго соответствовать действующему законодательству, документам   правоохранительных органов и актам местных органов государственной власти и управления;

3) полной - в условиях разветвленной сети действующего законодательства существует колоссальный массив правовых документов, поэтому, для вынесения обоснованного решения управленческому органу необходимо владеть всей полнотой правовой информации, то есть – управленческий орган должен располагать сведениями о характере и содержании принятых решений соответствующих участников правоотношений и, с учетом этого, полнота информации является одной из важных предпосылок для вынесения оптимального управленческого решения;

Информация о работе Лекции по "Информатике"