Электронная коммерция

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Первостепенной задачей, стоящей перед электронной коммерцией, как отраслью экономической науки, находящейся на этапе своего формирования, является выработка научного определения понятия электронной коммерции и ее предметной области.
Современный экономический словарь определяет термин коммерция как «торговая или торгово-посреднеческая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле – предпринимательская деятельность.», т.е. «любая деятельность, направленная на получение прибыли».

Файлы: 1 файл

доклад эл.ком.docx

— 337.37 Кб (Скачать)

  Введение:

  Первостепенной  задачей, стоящей перед электронной  коммерцией, как отраслью экономической  науки, находящейся на этапе своего формирования, является выработка научного определения понятия электронной  коммерции и ее предметной области.

  Современный экономический словарь определяет термин коммерция как «торговая  или торгово-посреднеческая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле – предпринимательская деятельность.», т.е. «любая деятельность, направленная на получение прибыли».

  На  основе данного подхода ряд авторов  определил электронную коммерцию  как торговлю с использованием электронных  информационных технологий.

  Например, Козье Д., в книге «Электронная коммерция», опубликованной издательством «Microsoft Press» пишет: «электронная коммерция начиналась с операций купли-продажи и перечисления денежных средств по компьютерным сетям. Но сегодня это понятие существенно расширилось и включает торговлю принципиально новыми видами товаров, например информацией в электронном виде».

  Очевидно, что в рамках данного определения  понятия «электронная коммерция» и  «электронная торговля» – синонимы. Недостатком такого определения  является то, что из предметной области  электронной коммерции исключаются:

  – автоматизированные системы управления ресурсами предприятий (MRP, MRP II, ERP, CSRP);

  – виртуальные предприятия;

  – виртуальные агенты;

  – технологии телеработы и веб-служб;

  – системы полного цикла сопровождения  клиентов (CRM) и поставщиков (SCM);

  – системы информационной поддержки  жизненного цикла продукции (CALS);

  – интернет-инкубаторы;

  – предприятия электронной коммерции, занятые лизингом, факторингом, рекрутингом, страхованием и множество других существующих и могущих возникнуть в ближайшем будущем систем электронной коммерции.

  Автор книги «Электронный бизнес» (опубликованной в 2003 г. с грифом «Лекции МГУ») преподаватель  МГУ им. М.В. Ломоносова Смирнов С.Н., оставаясь сторонником этимологического подхода, одновременно делает шаг в  сторону подхода эмпирического (упоминая маркетинг): «Электронная коммерция  – это маркетинг, покупка и  продажа продуктов и услуг  на технологической основе Internet». Данную позицию разделяет Эвод Илайес.

  Следует уточнить данное определение: во-первых, покупка и продажа продуктов  и услуг может являться частью маркетинга; во-вторых, системы электронной  коммерции возникли примерно за 20 лет  до появления Интернета, и, по сегодняшний  день, большая часть данных систем функционирует независимо от Интернета (системы расчетов на основе пластиковых  карт, в т.ч. смарт-карт; системы мобильной  коммерции; системы «Клиент-Банк»; коммерческая деятельность с использованием VAN-сетей, в т.ч. с технологиями EDI и EFT; GDS и т.д.).

  Следующее определение сделано авторами книги  «Электронная коммерция: мировой и  российский опыт» Соколовой А.Н. и Геращенко Н.И.: «Электронная коммерция  – термин, относящийся к использованию  Интернета для проведения коммерческих операций между предприятиями или  между предприятием и потребителями. Одна из важнейших задач современной  электронной коммерции – замена традиционного механизма торговли между предприятиями.». Данный подход объединил в себя недостатки вышеупомянутых, приводя к сужению предметной области электронной коммерции до рамок интернет-торговли.

  Оригинальное  определение электронной коммерции, основанное на методе эмпирического  обобщения, дано Соловенко Н. : «Электронная коммерция – это любой вид деловых операций и сделок, предусматривающий использование самых передовых информационных технологий и коммуникационных сред с целью обеспечения более высокой экономической эффективности по сравнению с традиционными видами коммерции.».

  Очевидно, что автором дается широкая трактовка  термина «коммерция», что позволяет  охватить большую часть систем и  видов электронной коммерции. Однако, неохваченными остаются ряд систем, в том числе электронные системы государственных закупок. В числе недостатков: использование вышеупомянутого термина «деловая сделка», который (если бы он существовал в экономической науке) должен являться подмножеством «деловых операций»; использование выражения «самых передовых … коммуникационных сред», которое ставит задачу определения, что является «самым передовым», а что нет; а также вынесение в определение вопроса целеполагания. В последнем случае, если те же самые технологии (например, электронные деньги) будут использоваться для других целей, это уже не будет электронной коммерцией.

  Особенностью  понятия «электронная коммерция» является сложившаяся практика применения его  ко всей экономической деятельности, основанной на использовании информационных технологий. Возникнув в начале 60-х  гг. двадцатого века в сфере торговли авиабилетами (коммерции в узком  ее понимании), к середине 60-х гг. технологии электронной коммерции  проникли в сферу производства (автоматизация  управления запасами), банковскую сферу (пластиковые карты) и т.д. Процесс  проникновения технологий электронной  коммерции во все экономические  отношения продолжается по сей день.

  В частности, исторически сложилась  практика использования данного  термина применительно к определённой деятельности государственных чиновников. Например, в информационном бюллетене  корпорации Microsoft для государственных служб – http://www.microsoft.com/rus/government/, данный термин используется в отношении электронных систем государственных закупок. В качестве другого примера можно привести Указ от 17 декабря 1999 г., принятый Федеральным Правительством США, который гласит: «Главы департаментов должны пропагандировать использование электронной коммерции там, где это возможно, для более быстрого, дешевого снабжения…». Пярин В.А., Кузьмин А.С., Смирнов С.Н. указывают на такую функцию государства по регулированию экономической деятельности, как предоставление лицензий.

  Многие  из технологий электронной коммерции, например, технологии взаиморасчетов на основе электронных денег, могут  быть использованы в любых экономических  отношениях. Нельзя утверждать, что  если эти отношения находятся  в сфере производства или торговли, то имеет место электронная коммерция, в противном случае это что-то другое, чему еще не дано название. Суть данных процессов – глобальная перестройка  технологической платформы экономики, влекущая за собой не только изменение  существующих форм и методов экономической  деятельности, но и возникновение  новых экономических субъектов (например, виртуальных агентов), новых форм хозяйственной деятельности (например, виртуальных предприятий), новых  рынков (например, рынок микроплатежей).

  Таким образом, под электронной коммерцией следует понимать любую экономическую деятельность с использованием электронных информационных технологий. Предметной областью электронной коммерции как отрасли экономической науки являются экономические отношения, в процессе которых используются электронные информационные технологии.

  В своей  деятельности электронная коммерция, выделяет следующие системы:

  1. Торговые
  2. Платежные
  3. Арбитражные
  4. Системы доставки. 

  При этом осуществляя такие процессы, как:

  1. исследование рынка;
  2. продажа товаров, услуг, информации;
  3. выполнение заказов;4
  4. расчеты по сделкам;
  5. поддержка коммерческой деятельности. 

  Данные  процессы осуществляются в электронных  сетях:

  1. глобальная сеть Интернет
  2. коммерческие сети
  3. корпоративные сети.
 
 

 

  

  1. Эволюция Интернет и электронной коммерции:

  Видя  успехи с первой покупки в Интернете, интернет-магазины начали приобретать свою форму и в конечном итоге стали частью нашей жизни. Это действительно интересно посмотреть на все исследования, которые пошли на создание целого нового рынка. В любом случае, может быть, сегодня мы не ездим,  для покупки, в цент города в крупный магазин, а для начала смотрим цену и отзывы об этой книге в интернете.

  Если  вы хотите купить недвижимость в Москве, то разумно будет посетить веб-страницы дилеров, и просто просмотрев их, можно получить чёткое представление о том, сколько вы хотите потратить и на какой вид недвижимости.

  Преимущества  интернет-магазинов:

  Возможность совершить лучшую сделку, посетив  множество разных интернет магазинов.

  Никаких национальных и международных барьеров, что дает равные права, как для  игроков из развитых стран, так и  для игроков из стран третьего мира.

  Хронология.

  1979 год. 

  Видеотекс предоставляла конечным пользователям текстовую информацию. Многое было сделано в Великобритании на видеокассетах и было два развитых пути сообщения информации. Но в 1979 году Майкл Олдрич дал концепцию «Телемагазин» (Сегодня это интернет-магазин), который произвел революцию в бизнесе. То же самое происходило и в США в том же году и с теме же услугами: CompuServe.

    

  1982 год.

  Минитель удается запустить videotext как сервис онлайн решений, онлайн-покупок. Терминал подключался в телефонную сеть и имел функцию чата. Минеталь прообраз современного интернета, был успешно запушен во Франции и Великобритании, но в Великобритании имел меньший успех.

  

  1987 год.

  SWREG (ответвление CompuServe) сообщество разработчиков программного обеспечения, создали электронный рынок, где смогли продавать свою продукцию, используя «торговые счета». Таким образом, это и был первый интернет-магазин.

  

  1990 год.

  Тим Барнерс-Ли написал WorldWideWeb и первый интернет браузер. Это изменило суть вещей и по сути стало настоящей революцией.

  1992 год.

  Выходит знаменитая книга Шнайдера под названием «Магазин будущего».

  1994 год.

  Netscape выпустила браузер Navigator, затем представила миру Secure Sockets Layer (SSL) – способ шифрования для безопасной передачи данных через интернет. Pizza Hut начала принимать онлайн заказы на собственном сайте.

  

  1995 год.

  Amazon.com начал продажи в интернете, тем временем Джеф Безос запускает первую коммерческую радиостанцию, которая вешала 24 часа в сутки. Тогда радио HK и NetRadioначинают свое вешание. Такие компании как DEL и Cisco начали использовать интернет во всех своих операциях. В это год открывается первый аукцион на eBay.

    

  1998 год.

  В Соединенных Штатах начинается продажа  электронных почтовых марок онлайн, которые можно было приобрести и загрузить для печати.

  1999 год.

  Сделка  в 7,5 млн. долларов - Business.com – eCompanies. Первый файловый обменник Napsterзапускает программное обеспечение.  

  2000 год.

  Появляется  первая электронная биржа. Но из-за спекуляции быстро рушиться.

  

  2002год.

  eBay покупает PayPal за 1.5 миллиарда долларов.

    
 

  2003год.

  Интернет  магазин Amazon.com публикует первый отчет о годовой прибыли, тем самым делает существенным свое присутствие на фондовом рынке.

  2007год.

  Уступив крупным игрокам в технологиях  домена Business.com был продан за 345 млн долларов RH Donnelley.

  2008год.

  В США наблюдается огромный рост электронной коммерции. Продажи превышают 204 миллиарда долларов, что на 17% процентов больше показателя 2007 года.

  2009год.

Информация о работе Электронная коммерция