Экономические информационные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:29, реферат

Краткое описание

Материальные и финансовые ресурсы всегда ограничены, поэтому ключевым фактором успеха экономической деятельности является принятие правильного и своевременного решения о том, где и как следует их сосредоточить для достижения максимального эффекта.
Именно своевременная и актуальная информация позволяет концентрировать ресурсы в нужное время и в нужном месте для реализации главных, приоритетных задач.
Информационные системы расширяют профессиональные возможности специалистов и позволяют осуществлять деятельность хозяйствующего субъекта более рационально, целенаправленно и экономно, а следовательно, более эффективно.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Экономическая информация и данные……………………………………………………….4
1.1 Требования к экономической информации………………………………………………...4
1.2 Требования к данным и информации………………………………………………………8
2 Информационное обеспечение экономики…………………………………………………10
2.1 Внешние входящие информационные потоки……………………………………………12
2.2 Внутренние информационные потоки…………………………………………………….12
2.3 Мониторинг внешней деловой среды……………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список использованных источников………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

реферат Информатика.docx

— 90.23 Кб (Скачать)

     Для того чтобы облегчить процесс  принятия решений в условиях неопределенности, существуют различные программные продукты, позволяющие моделировать принимаемые решения и оценивать их последствия.

     2 Информационное обеспечение экономики

     2.1 Внешние  входящие информационные потоки

     Внешние входящие информационные потоки представляют собой информацию, создаваемую вне предприятия во внешней деловой среде.

     Внешняя деловая среда - это совокупность экономических, политических, иных субъектов, действующих за пределами предприятия, и отношений, складывающихся между ними и предприятием (рис. 4). 

 

Рисунок 4 - Внешняя деловая среда предприятия 

     Степень воздействия внешней деловой  среды на бизнес различна.

     Наиболее  важны субъекты внешней деловой  среды, с которыми предприятие постоянно взаимодействует, образующие ближайшее окружение (или микроокружение) предприятия: клиенты, поставщики, партнеры, конкуренты, налоговые органы, органы власти, средства массовой информации.

     Поступающая из микроокружения предприятия информация образует регулярные входящие информационные потоки, которые предприятие использует в своей ежедневной деятельности.

     Субъекты, которые, как правило, не оказывают  непосредственного воздействия  на функционирование, но определяют общие  условия деловой среды, образуют макроокружение предприятия. Действия этих субъектов приводят к возникновению факторов, характеризующих макроокружение. К таким факторам относятся: политические, макроэкономические, научно-технические, производственные, демографические, правовые, экологические, социально-культурные [10].

     Поступающая из макроокружения предприятия информация также образует входящие информационные потоки, но периодичность их поступления, как правило, связана с какими-либо изменениями во внешней деловой среде (например, изменения в действующем законодательстве или изменения условий поставки или ассортимента товаров, предлагаемых поставщиками). Для большинства предприятий информационные потоки, отражающие состояние макроокружения предприятия, являются важным источником сведений о внешней деловой среде, но в ежедневной регулярной деятельности практически не используются. Эти потоки можно характеризовать как нерегулярные входящие информационные потоки. Поступающая с этими потоками информация используется в большинстве случаев "для сведения", хотя иногда вызывает необходимость предпринять соответствующие действия [11]. 
 
 
 

     2.2 Внутренние  информационные потоки

     Внутренние  информационные потоки образует информация, которая циркулирует внутри предприятия. Эти потоки содержат как поступившую  извне, так и порожденную внутри предприятия информацию.

     Таким образом, для обеспечения информационных потребностей различных групп потребителей информации предприятия могут использоваться регулярные входящие нерегулярные входящие и внутренние информационные потоки.

     Четкое  разделение информации на потоки и  определение того, какие потоки могут  удовлетворить потребности каждой группы потребителей информации на предприятии, является очень важным.

     Такое разделение позволяет установить, какая  именно информация нужна каждой группе потребителей и какова целесообразность предоставления конкретным сотрудникам доступа к тем или иным источникам информации. В общем виде можно выделить три уровня информационных потребностей работников предприятия и соответствующие им три вида информационных потоков:

  • внутренние;
  • внутренние и регулярные входящие;
  • внутренние информационные, регулярные и периодические входящие12.

     Общее разделение потребителей информации по отношению к трем видам информационных потоков - это первый шаг для определения информационных потребностей сотрудников. Дальнейшее структурирование этих потоков необходимо для того, чтобы предоставить каждому работнику тот объем информации, который ему действительно необходим для работы, поскольку избыток информации так же опасен, как и ее недостаток. Практически каждый работник предприятия является одновременно и потребителем информации, и ее поставщиком для других сотрудников. Поступающая извне или порождаемая на предприятии информация обязательно должна иметь своего потребителя, т.е. быть адресной. В то же время информация должна быть необходимой и достаточной для выполнения работником своих функций. Анализ структуры информационных потоков на соответствие критерию необходимости и достаточности получаемой потребителями информации позволяет минимизировать как сами информационные потоки, так и нагрузку на потребителей и внутренних производителей информации.

     Информационные  системы, обеспечивающие производство, обработку, хранение и использование  информации внутри предприятия, подробно описываются в следующих главах. А пока рассмотрим цели мониторинга  внешней среды предприятия и  существующие для этого возможности. 

     2.3 Мониторинг  внешней деловой среды

     Мониторинг  внешней деловой среды необходим  для своевременной реакции менеджмента предприятия на изменение внешних условий.

     Нерегулярные  входящие информационные потоки используются достаточно редко, однако именно содержащаяся в них информация является основой  для принятия стратегически важных решений, определяющих направления развития предприятия, его рыночную стратегию, структуру, ассортимент и другие столь же важные аспекты.

     Иногда  от своевременно полученной и правильно  оцененной информации зависит само существование бизнеса. Поэтому, хотя периодические внешние информационные потоки не оказывают непосредственного  воздействия на повседневную деятельность, их использование для мониторинга состояния внешней деловой среды является настолько важным, что на многих предприятиях создаются специальные организационные структуры, занимающиеся информационно-аналитической деятельностью на базе именно этих потоков.

     Особую  важность, поступающая с этими потоками информация имеет в моменты принятия принципиально важных для развития предприятия решений: при создании, реорганизации, смене видов деятельности, изменении ассортимента продукции, выходе на новые рынки и т.д. Наличие на предприятии системы получения и обработки нерегулярных информационных потоков является своеобразной "страховкой" от того, что неприятности обрушатся неожиданно, как гром среди ясного неба.

     Эффективность мониторинга внешней среды зависит  от квалификации людей, занимающихся этой деятельностью. Дело в том, что очень трудно поставить формальную задачу этим людям. Ведь для предприятия могут оказаться критически важными незначительные на первый взгляд изменения во внешней деловой среде. А ведь таких небольших изменений ежедневно происходят тысячи, если не миллионы.

     Умение  найти такие изменения и способность  понять их важность - необходимые качества для людей, занимающихся анализом внешней  для предприятия информации.

     Изменения, постепенно происходящие и накапливающиеся  во внешней деловой среде, приводят к появлению новых и ранее  неизвестных товаров, услуг, новых  направлений бизнеса, но вместе с тем создают ограничения, препятствующие деятельности предприятия или даже делающие эту деятельность невозможной или нецелесообразной. Своевременное обнаружение произошедших или грядущих изменений позволяет превратить их в новые возможности, новые конкурентные преимущества, а не новые проблемы.

     Можно привести много примеров, когда правильно  или неправильно оцененные последствия происходящих изменений приводили к ситуациям, радикально меняющим всю деловую среду. Одним из наиболее впечатляющих является пример неверной оценки американцами перспектив изобретенного ими в 1943 г. транзистора. В результате заложенными в транзисторе большими возможностями воспользовалась по завершении Второй мировой войны фирма Sony, которая приобрела соответствующую лицензию. Через десять лет японские фирмы заполнили рынок бытовой радиоаппаратуры США, практически вытеснив с него американских производителей.

     Большинство руководителей понимают важность своевременного принятия решений, которые являются ответом на внешние изменения. Поэтому на любом предприятии тем или иным образом собирается, обрабатывается и используется информация о макроокружении и изменениях, происходящих в его состоянии. Только на одних предприятиях это делается нерегулярно и бессистемно, а на других – организуются специальные подразделения, систематически работающие в следующих основных направлениях:

  • выявление, структурирование и регулярное уточнение информационных потребностей предприятия;
  • мониторинг и отбор источников информации;
  • сбор информации, оценка ее достоверности, полноты и значимости;
  • анализ информации и выявление тенденций в анализируемых сферах;
  • разработка прогнозов и альтернативных сценариев действий предприятия;
  • оценка и сравнение альтернативных сценариев, выбор стратегии действий и принятие управленческих решений для реализации выбранной стратегии.

     Построение  системы регулярного информационного  обеспечения руководителей предприятия  качественной информацией о макроокружении выполняется в несколько этапов.

     На  первом этапе определяются информационные потребности предприятия. Для этого  облеченные властью люди, как правило топ-менеджеры, должны принять решение, какая именно информация (о каких внешних сферах) представляет интерес.

     На  втором этапе необходимо обеспечить физическое наличие информационных потоков, т.е. наладить процесс получения информации на различных носителях. Постепенно бумажные носители (документы, пресса, книги) уступают место электронным, к тому же доступным в режиме реального времени. Современные средства информатики могут обеспечить быстрый и достаточно дешевый доступ к обширным базам данных, электронным журналам и иным электронным изданиям. Однако наличие большого числа баз данных имеет как достоинства, так и недостатки: большой выбор источников информации может затруднять и замедлять процесс поиска, вносить в него элемент неопределенности.

     На  третьем этапе устанавливается  регулярность мониторинга и определяются формы представления конечных его результатов потребителям (чаще всего - руководителям предприятия). На основании полученной информации строятся прогнозы и разрабатываются сценарии действий предприятия, учитывающие происходящие изменения во внешней среде.

     Наибольшее  значение для предприятия имеют  факторы макроокружения, которые  можно отнести к пяти группам: правовые, экономические, производственные, демографические и научно-технические.

     Изменения в правовом окружении предприятия (в действующем законодательстве, включая налогообложение и бухучет) необходимо отслеживать регулярно, поскольку практически постоянно вводятся какие-то дополнения и изменения в законодательстве. Отсутствие своевременной информации об изменениях, например, в формах бухгалтерской отчетности может привести к дополнительным расходам или даже к штрафам. Демографические или научно-технические факторы не оказывают столь непосредственного и оперативного влияния на деятельность предприятия, однако именно они могут существенно повлиять на общую ситуацию в том бизнесе, которым занимается предприятие. Например, недооценка руководителями компании IBM, мирового лидера в производстве "больших" компьютеров, коммерческих перспектив производства настольных персональных компьютеров привела к тому, что IBM вышла на рынок персональных компьютеров, когда на нем было уже много производителей, и уже так и не смогла занять на нем лидирующего положения.

     Мониторинг  изменений в правовом поле является необходимой регулярной функцией подразделений предприятия, связанных с управлением финансами, бухгалтерией и, естественно, юридическими подразделениями. С мониторингом демографических и научно-технических изменений дело обстоит сложнее именно в силу того, что они не оказывают быстрого воздействия на работу тех или иных подразделений предприятия. Поэтому часто просто бывает непонятно, а кто же должен заниматься этим мониторингом. Если на предприятии нет специального человека или подразделения, занимающегося таким мониторингом, то он ложится на руководителей, которые, получая информацию от случая к случаю, сами анализируют ее и сами же строят прогнозы на основе этого анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современное общество называют информационным. При  этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а также высшей ее формы — знаний. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.

Информация о работе Экономические информационные системы