Экономическая информатика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:45, шпаргалка

Краткое описание

Информатика - это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Объектом информатики выступают как компьютеры, так и информационные системы.

Файлы: 1 файл

ответы по Эконом. информатике2.5!.doc

— 649.50 Кб (Скачать)


1.        Что такое экономическая информатика? Какое место в ней занимает обучение?

Информатика - это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Объектом информатики выступают как компьютеры, так и информационные системы.
Экономическая информатика - это наука об информационных системах, используемых для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе. Объектом экономической информатики выступают информационные системы, которые обеспечивают решение предпринимательских и организационных задач, возникающих в экономических системах (экономических объектах).
Информационная система – это совокупность программно-аппаратных средств, способов и людей, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку и выдачу информации для обеспечения подготовки и принятия решений.
Задача дисциплины - изучение теоретических основ информатики и приобретение навыков использования прикладных систем обработки экономических данных и систем программирования для персональных компьютеров и локальных компьютерных сетей.
Предмет дисциплины - способы автоматизации информационных процессов с применением экономических данных.

Обучение занимает важнейшие место в экономической информатике, т.к. эта наука не стоит на месте и постоянно появляются новые технологии, требующие специальных знаний. Необходимо постоянное обучение. Есть возможность дистанционного обучения.

 

 

2.        Что такое информационные технологии? Из чего они состоят и как относятся к обрабатываемой информации?

Информатика и информационные технологии

Рассуждения о качественном изменении той роли, которую информация стала играть как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных личностей, можно встретить на страницах научной, публицистической и даже художественной литературы. Постараемся в сжатом виде обобщить, в чем наиболее ярко выразились эти изменения:
во-первых, на протяжении последних десятилетий наблюдается неизменное ускорение темпов роста объема информации. Кратко и емко данная ситуация была сформулирована в виде тезиса: "Информация - это единственный не убывающий ресурс общества".

Следствием такого положения дел стал количественный барьер в процессах обработки информации: грубо говоря, иногда информацию нет смысла собирать и хранить, так как все равно отсутствуют возможности ее обработки и рационального использования;
во-вторых, возрос удельный вес коммуникативных проблем (искажение и потери информации в процессе передачи);

в-третьих, серьезные трудности порождает наличие межъязыковых, географических, административных, терминологических и других барьеров;
в-четвертых, практическое применение информацию зачастую становится не возможным из-за ее хаотического рассредоточения по различным источникам (так называемое рассеяние информации).

Работа по решению перечисленных проблем в конечном счете привела к выделению самостоятельной научной дисциплины - информатики, предметом которой стали свойства информации, ее поведение в техногенных, социальных и биологических системах, а также методы и технологии, ориентированные на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации, или, кратко, информационные технологии (ИТ).
Данная формулировка предмета информатики не является единственной. Достаточно популярным является определение, согласно которому, "Информатика - это наука об описании, представлении, интерпретации, формализации и применении знаний, накопленных с помощью вычислительной техники, с целью получения новых знаний". Дополнительно укажем на то, что само применение термина "информатика" для обозначения соответствующей области научного знания не является общепризнанным. В частности, в США для названия данной сферы гораздо чаще используется понятие "computer science" (или реже "computing").

Особенностью ИТ по сравнению с традиционными технологиями является качественно иная сфера их приложения. Прежде всего это связано с их универсальным Характером. Обратной стороной такого "универсализма" являются сложности, возникающие при создании формальных описаний информационных технологий. Подобные попытки далеко не всегда завершались успехом. Традиционно выделяется несколько уровней представления ИТ: концептуальное, на уровне информационных потоков, на уровне инструментальных средств и некоторые другие.
Общая схема цикла информационного процесса, который должен охватываться соответствующими технологиями, приведена на рис. 1.1.

 

Входная

Внутренняя

Выходная

Осведомляющая

Директивная

 

 

Плановая

 

 

 

Нормативно-справочная

Управляющая

Отчетная (статистическая)

Первичная

 

 

Учетная

 

 


Рис. 1.1. Общая структурная схема цикла информационного процесса
Результатом развития ИТ стали процессы глобальной информатизации общества. Последнее означает, что все большая часть его членов оказывается втянутой в Профессиональную деятельности в рамках информационных отраслей экономики, удельный вес которых неуклонно возрастает. За последние десять-пятнадцать лет произошли существенные сдвиги в структуре рынка программного и аппаратного обеспечения для вычислительной техники. Он в значительной мере из рынка продуктов и услуг превращается в рынок технологий.

Информационные технологии

Под технологией понимают совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Это высшее умение чего-нибудь делать. Когда говорят об информационной технологии, в качестве материала выступает информация. В качестве продукта - тоже информация. Но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. Технология представлена методами и способами работы с информацией персонала и технических устройств.

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надёжности и оперативности, рациональной организации того или иного достаточно часто повторяющегося информационного процесса. При этом достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.

Информационная технология, как и всякая другая, должна отвечать следующим требованиям:

1. обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;

2. включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

3. иметь регулярный характер, т.е. этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволяет более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

Основные свойства информационных технологий, имеющие стратегическое значение для развития современного общества

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных:

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов - сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и социального времени.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран уже большая часть занятого населения в своей деятельности в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, "интеллектуальные" функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи (таким как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных коммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телематической связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как не только создают удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках типа CD-ROM и мультимедиа(технологии становятся уже привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Мультимедиа-технологии стали технической основой быстро развивающегося нового направления в искусстве - экранного искусства. Уже созданы и промышленным способом тиражируются десятки тысяч оптических компьютерных дисков типа CD-ROM, популяризирующих шедевры мировой культуры, которые ранее были доступны для ознакомления лишь при непосредственном посещении музеев, дворцов, картинных галерей, художественных выставок. При этом удается объединять в общем тематическом плане не только красочные и достаточно подробные изображения произведений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождать эти изображения многоаспектной справочной текстовой информацией, а также соответствующими той или иной тематике музыкальными произведениями, телевизионными и мультипликационными фильмами. Все это создает достаточно сильное эмоциональное воздействие на зрителя, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получать необходимые знания в области культуры, искусства, истории человечества.

Возможности данного направления развития информационных технологий настолько многообещающи, что вполне обоснованно можно говорить о зарождении целого нового направления в области культуры - экранной культуры.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной наук, которые предоставляют современные информационные технологии.

В первую очередь здесь выделяют методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие ученому проводить своего рода "вычислительный эксперимент". При этом условия эксперимента могут быть выбраны такими, которые часто не могут быть практически осуществлены в условиях натурного эксперимента из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Данное направление, активно развиваемое академиком РАН А.А. Самарским, уже получило заслуженное признание не только отечественных, но и зарубежных ученых.

Второе перспективное направление представляют собой методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решение плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. При этом логика автоматизированного поиска решения описанного выше класса задач начинает приближаться к тем процедурам, которые используются человеческим мозгом.

Третье перспективное направление представляют собой методы так называемой когнитивной компьютерной графики. При помощи этих методов, позволяющих образно представлять различные математические формулы и закономерности, уже удалось доказать несколько весьма сложных теорем в теории чисел. Кроме того, их использование, по-видимому, открывает новые возможности для познания человеком самого себя, принципов функционирования своего сознания - этой наиболее сложной и сокровенной тайны мироздания.

Информация о работе Экономическая информатика