Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:45, шпаргалка
Информатика - это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Объектом информатики выступают как компьютеры, так и информационные системы.
1. Что такое экономическая информатика? Какое место в ней занимает обучение?
Информатика - это наука об информации, способах ее сбора, хранения, обработки и предоставления с помощью компьютерной техники. Объектом информатики выступают как компьютеры, так и информационные системы.
Экономическая информатика - это наука об информационных системах, используемых для подготовки и принятия решений в управлении, экономике и бизнесе. Объектом экономической информатики выступают информационные системы, которые обеспечивают решение предпринимательских и организационных задач, возникающих в экономических системах (экономических объектах).
Информационная система – это совокупность программно-аппаратных средств, способов и людей, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку и выдачу информации для обеспечения подготовки и принятия решений.
Задача дисциплины - изучение теоретических основ информатики и приобретение навыков использования прикладных систем обработки экономических данных и систем программирования для персональных компьютеров и локальных компьютерных сетей.
Предмет дисциплины - способы автоматизации информационных процессов с применением экономических данных.
Обучение занимает важнейшие место в экономической информатике, т.к. эта наука не стоит на месте и постоянно появляются новые технологии, требующие специальных знаний. Необходимо постоянное обучение. Есть возможность дистанционного обучения.
2. Что такое информационные технологии? Из чего они состоят и как относятся к обрабатываемой информации?
Информатика и информационные технологии
Рассуждения о качественном изменении той роли, которую информация стала играть как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных личностей, можно встретить на страницах научной, публицистической и даже художественной литературы. Постараемся в сжатом виде обобщить, в чем наиболее ярко выразились эти изменения:
во-первых, на протяжении последних десятилетий наблюдается неизменное ускорение темпов роста объема информации. Кратко и емко данная ситуация была сформулирована в виде тезиса: "Информация - это единственный не убывающий ресурс общества".
Следствием такого положения дел стал количественный барьер в процессах обработки информации: грубо говоря, иногда информацию нет смысла собирать и хранить, так как все равно отсутствуют возможности ее обработки и рационального использования;
во-вторых, возрос удельный вес коммуникативных проблем (искажение и потери информации в процессе передачи);
в-третьих, серьезные трудности порождает наличие межъязыковых, географических, административных, терминологических и других барьеров;
в-четвертых, практическое применение информацию зачастую становится не возможным из-за ее хаотического рассредоточения по различным источникам (так называемое рассеяние информации).
Работа по решению перечисленных проблем в конечном счете привела к выделению самостоятельной научной дисциплины - информатики, предметом которой стали свойства информации, ее поведение в техногенных, социальных и биологических системах, а также методы и технологии, ориентированные на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации, или, кратко, информационные технологии (ИТ).
Данная формулировка предмета информатики не является единственной. Достаточно популярным является определение, согласно которому, "Информатика - это наука об описании, представлении, интерпретации, формализации и применении знаний, накопленных с помощью вычислительной техники, с целью получения новых знаний". Дополнительно укажем на то, что само применение термина "информатика" для обозначения соответствующей области научного знания не является общепризнанным. В частности, в США для названия данной сферы гораздо чаще используется понятие "computer science" (или реже "computing").
Особенностью ИТ по сравнению с традиционными технологиями является качественно иная сфера их приложения. Прежде всего это связано с их универсальным Характером. Обратной стороной такого "универсализма" являются сложности, возникающие при создании формальных описаний информационных технологий. Подобные попытки далеко не всегда завершались успехом. Традиционно выделяется несколько уровней представления ИТ: концептуальное, на уровне информационных потоков, на уровне инструментальных средств и некоторые другие.
Общая схема цикла информационного процесса, который должен охватываться соответствующими технологиями, приведена на рис. 1.1.
Входная | Внутренняя | Выходная | |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|
Рис. 1.1. Общая структурная схема цикла информационного процесса
Результатом развития ИТ стали процессы глобальной информатизации общества. Последнее означает, что все большая часть его членов оказывается втянутой в Профессиональную деятельности в рамках информационных отраслей экономики, удельный вес которых неуклонно возрастает. За последние десять-пятнадцать лет произошли существенные сдвиги в структуре рынка программного и аппаратного обеспечения для вычислительной техники. Он в значительной мере из рынка продуктов и услуг превращается в рынок технологий.
Информационные технологии
Под технологией понимают совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Это высшее умение чего-нибудь делать. Когда говорят об информационной технологии, в качестве материала выступает информация. В качестве продукта - тоже информация. Но это качественно новая информация о состоянии объекта, процесса или явления. Технология представлена методами и способами работы с информацией персонала и технических устройств.
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надёжности и оперативности, рациональной организации того или иного достаточно часто повторяющегося информационного процесса. При этом достигается экономия затрат труда, энергии или материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.
Информационная технология, как и всякая другая, должна отвечать следующим требованиям:
1. обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
2. включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
3. иметь регулярный характер, т.е. этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволяет более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
Основные свойства информационных технологий, имеющие стратегическое значение для развития современного общества
В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных:
1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяют получить существенную экономию других видов ресурсов - сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов и социального времени.
2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. В настоящее время в большинстве развитых стран уже большая часть занятого населения в своей деятельности в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.
3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто и информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, "интеллектуальные" функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.
4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи (таким как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных коммуникаций, электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телематической связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как не только создают удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.
5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Практически во всех развитых и во многих развивающихся странах компьютерная и телевизионная техника, учебные программы на оптических дисках типа CD-ROM и мультимедиа(технологии становятся уже привычными атрибутами не только высших учебных заведений, но и обычных школ системы начального и среднего образования. Использование обучающих информационных технологий оказалось весьма эффективным методом и для систем самообразования, продолженного обучения, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.
Мультимедиа-технологии стали технической основой быстро развивающегося нового направления в искусстве - экранного искусства. Уже созданы и промышленным способом тиражируются десятки тысяч оптических компьютерных дисков типа CD-ROM, популяризирующих шедевры мировой культуры, которые ранее были доступны для ознакомления лишь при непосредственном посещении музеев, дворцов, картинных галерей, художественных выставок. При этом удается объединять в общем тематическом плане не только красочные и достаточно подробные изображения произведений архитектуры, скульптуры и живописи, но и сопровождать эти изображения многоаспектной справочной текстовой информацией, а также соответствующими той или иной тематике музыкальными произведениями, телевизионными и мультипликационными фильмами. Все это создает достаточно сильное эмоциональное воздействие на зрителя, развивает его художественный вкус и одновременно дает возможность получать необходимые знания в области культуры, искусства, истории человечества.
Возможности данного направления развития информационных технологий настолько многообещающи, что вполне обоснованно можно говорить о зарождении целого нового направления в области культуры - экранной культуры.
6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом на смену традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной поддержки фундаментальной и прикладной наук, которые предоставляют современные информационные технологии.
В первую очередь здесь выделяют методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие ученому проводить своего рода "вычислительный эксперимент". При этом условия эксперимента могут быть выбраны такими, которые часто не могут быть практически осуществлены в условиях натурного эксперимента из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора. Данное направление, активно развиваемое академиком РАН А.А. Самарским, уже получило заслуженное признание не только отечественных, но и зарубежных ученых.
Второе перспективное направление представляют собой методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решение плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными. При этом логика автоматизированного поиска решения описанного выше класса задач начинает приближаться к тем процедурам, которые используются человеческим мозгом.
Третье перспективное направление представляют собой методы так называемой когнитивной компьютерной графики. При помощи этих методов, позволяющих образно представлять различные математические формулы и закономерности, уже удалось доказать несколько весьма сложных теорем в теории чисел. Кроме того, их использование, по-видимому, открывает новые возможности для познания человеком самого себя, принципов функционирования своего сознания - этой наиболее сложной и сокровенной тайны мироздания.