История развития теории инноватики и ее современные концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 18:45, реферат

Краткое описание

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства.

Файлы: 1 файл

работа1 Унанов, Губачиков.docx

— 306.80 Кб (Скачать)

РФ              

Москва

3-я улица  строителей          

Дом 14

Квартира 14

          РФ

          Москва

          15-я  парковая улица

          Дом 17

          Квартира 6

 

               История развития теории инноватики и ее современные концепции

  • Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения породил в известной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного производства.
  • Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40 – 60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации и т.п. В средние промышленные циклы протяженностью в 7 – 10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспорта и т.п. Короткие волны в 3 – 3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленного производства. [8, c.149]
  • В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.[7, c.297]
  • В тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле технологического уклада принято различать в современной концепции инноватики нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений – продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада.[9, c.148] Однако, его медленное развитие на определенном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний, которые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются, добиваясь высокой прибыли, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной собственности.
  • Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл продукции как нововведения. [6, c.159]
  • Технологически-развитые страны перешли от четвертого к пятому технологическому укладу, вступив на путь деиндутсриализации производства. В то же время по продукции четвертого технологического уклада проводи тся модификация выпускаемых моделей, чего достаточно для обеспечения платежеспособного спроса в своих странах, так и для удержания рыночных ниш за рубежом.
  • В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства нового продукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.
  • Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологиях производства.[3, c.71]
  • Следовательно, понятие (лексема) «инноватика» значительно шире и глубже по своему содержанию в сравнении с термином «Инновация». При этом знания по инноватике дают возможность предвидеть перспективу долгосрочного технико-экономического развития общественного производства, оказывать влияние на изменение в фазах деловых циклов, а за счет инноваций – уменьшать периоды спада производства и содействовать подъему деловой активности в промышленности.

     
     
     

Нововведения как объекты инновационной деятельности
  • Инноватика – процесс целенаправленного творческого обращения с базами научных знаний, имеющий результатом предложение изменений – инноваций.
  • Большинство прогрессивных нововведений находит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов инновационной деятельности.
  • К организационно-экономическим и управленческим нововведениям, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и инновационных процессов, можно отнести мобилизацию ресурсов для развития приоритетных направлений в создании наукоемкой продукции, обновлении средств производства и совершенствовании сферы услуг. Одновременно должны вводиться организвационно-экономические и управленческие нововведения по уменьшению инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все эти нововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевых структур, организации производства, экономике и управлении.
  • К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологии относятся сверхмощные научно-технические системы в обороне, информатике, аэрокосмической и атомной промышленности. Жизненно важно четко определиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленности базовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада в общественном производстве.
  • Инновационный менеджмент учитывает различие между простым и сложным продуктом. Простой продукт имеет однородный состав и создается в добывающей промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и качество простого продукта определяли богатство и процветание многих стран в доиндустриальный период их развития.
  • Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические пределы в процессе его производства, а также применение современных приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации. Такого рода нововведения вместе с их коммерциализацией составляют основу инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в направлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции.
  • Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие). [11, c.223] Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением (новацией). К этой же группе использования новшеств относятся многие организационно-технические, экономические, управленческие решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера (Таблица 1).
  • Таблица 1. Классификация инновационных процессов и нововведений.
 
Базовые признаки объектов классификации Группирование по установленным  признакам
1. Содержание новаций,  инновационных процессов Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
2. Степень новизны Абсолютная, относительная, условная, частная
3. Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, корпусные
4. Потенциал новаций Радикальные, комбинированные, модифицируемые
5. Особенности инновационных процессов  Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов.
6. Уровень разработки и распространения  нововведений Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
7. Сферы разработки и распространения  нововведений Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
8. Особенности характера нововведений Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги.
 
 

 
 
 
 

 

  Виды инноваций  и их классификация 

Управление инновационной  деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать нововведения и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с цель. Удовлетворения текущего спроса

 и увеличения  доходов предприятия.

Новизна инноваций  оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных поз иций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости  от технологических параметров нововведения подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые нововведения включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные нововведения означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные нововведения могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По  типу новизны для  рынка нововведения делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если  рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно  выделить:

1. Нововведения на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

2. Нововведения на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Нововведения системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости  от глубины вносимых изменений выделяют нововведения:

¨  радикальные (базовые);

¨  улучшающие;

¨  модификационные (частные).

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными  из научно-исследовательского института  системных исследований (РНИИСИ) разработана  расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены нововведения:

¨  технологические;

¨  производственные;

¨  экономические;

¨  торговые;

¨  социальные;

¨  в области управления. 

Достаточно  полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин: 

1. По распространенности: 2. По  месту в производственном цикле: 3. По  преемственности:  4. По охвату: 5. По  инновационному потенциалу и  степени новизны:
диффузные. ¨  сырьевые ¨  обеспечивающие (связывающие) ¨  продуктовые единичные
¨  замещающие ¨  отменяющие ¨  возвратные ¨  открывающие ¨  ретровведения
  ¨  локальные ¨  системные ¨  стратегические  
¨  радикальные ¨  комбинаторные ¨  совершенствующие    
 

Диффузия - это  распространение уже однажды  освоенного новшества в новых  условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

Два последних  направления классификации, учитывающие  масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения  в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений. 

 
©
 
 
 

           
           
           
           
           
           
           
 

Исходный  документ - http://www.na-5.ru/catalog-razvitie-innovacii_referat.page-5.html

Информация о работе История развития теории инноватики и ее современные концепции