Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:55, реферат
С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели: построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума. Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследователи, работающие в области искусственного интеллекта (ИИ), обнаружили, что вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими за пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всего необходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувственного восприятия.
Введение.....................................1
Механический подход..........................2
Электронный подход...........................3
Кибернетический подход.......................6
Нейронный подход.............................8
Появление перцептрона.......................10
Искусственный интеллект и
теоретические проблемы психологии...........12
тельности важным эвристическим приемом выделения именно специфического
психологического анализа деятельности человека.
В 1963 г. выступая на совещании по философским вопросам физиоло-
гии ВНД и психологии, А.Н. Леонтьев сформулировал следующую позицию:
машина воспроизводит операции человеческого мышления, и следовательно
соотношение "машинного" и "немашинного" есть соотнесение операциональ-
ного и неоперационального в человеческой деятельности в то время этот
вывод был достаточно прогрессивен и выступал против кибернетического
редукционизма. Однако в последствии при сравнени операций, из которых
слагается работа машины, и операций как единиц деятельности человека
выявились существенные различия - в психологическом смысле "операция"
отражает способ достижения результатов, процессуальную характеристику,
в то время как прменительно к машинной работе этот термин используется
в логико-математическом смысле (характеризуется результатом).
В работах по искусственному интеллекту постоянно используется
термин "цель". Анализ отношения средств к цели А.Ньюэлл и Г.Саймон на-
зывают в качестве одной из "эвристик". В психологической теории дея-
тельности "цель" является конституирующим признаком действия в отличии
от операций (и деятельности в целом). В то время как в искусственных
системах "целью" называют некоторую конечную ситуацию к которой стре-
мится система. Признаки этой ситуации должны быть четко выявленными и
описанными на формальном языке. Цели человеческой деятельности имеют
другую природу. Конечная ситуация может по разному отражаться субъек-
том: как на понятийном уровне, так и в форме представлений или перцеп-
тивного образа. Это отражение может характеризоваться разной степенью
ясностьи, отчетливости. Кроме того, для человека характерно не просто
достижение готовых целей но и формирование новых.
Также работа систем искусственно интеллекта, характеризуется не
просто наличием операций, программ,"целей", а как отмечает О.К.Тихоми-
ров,- оценочными функциями. И у искусственных систем есть своего рода
"ценностные орентации". Но специфику человеческой мотивационно-эмоцио-
нальной регуляции деятельности составляет использование не только
константных, но и ситуативно
возникающих и динамично
нок, существенно также различие между словесно-логическими и эмоцио-
нальными оценками. В существовании потребностей и мотивов видится раз-
личие между человеком и машиной на уровне деятельности. Этот тезис
повлек за собой цикл исследований, посвященных анализу специфики чело-
веческой деятельности. Так в работе Л.П.Гурьевой (7) показана зависи-
мость структуры мыслительной деятельности при решении творческих задач
от изменения мотивации.
Между прочим,
именно недостаточная
зования нашла свое отражение в формулировании "социального заказа" для
психологии со стороны исследователей ИИ, и оказала существенное стиму-
лирующее влияние психологической науки.
Информационная теория эмоций Симонова также в значительной степе-
ни питается аналогиями с работами систем ИИ. Кроме того проблема воле-
вого принятия решения в психологии в некоторых работах рассматривается
как формальный процесс выбора одной из множества заданных альтернатив,
опуская тем самым специфику волевых процессов. В то же время, Ю.Д.Ба-
баевой (5) была предпринята попытка изучения возможности формализации
процесса целеобразования на основе глубокого психологического анализа
этого процесса в деятельности человека.
Таким образом все три традиционные области психологии - учения о
познавательных, эмоциональных и волевых процессах оказались под влия-
нием работ по ИИ, что по мнению О.К.Тихомирова привело к оформлению
нового предмета психологии
- как наука о переработке
ность этого определения достигалась за счет "технизации" психологичес-
кого знания.
Обращаясь к проблеме роли ИИ в обучения Л.И.Ноткин (8) рассматри-
вает этот процесс как одну из разновидностей взаимодействия человека с
ЭВМ, и раскрывает среди перспективных возможностей те , которые напр-
влены на создание так называемых адаптивных обучающихся систем, имити-
рующих оперативный диалог учащегося и преподавателя-человека.
Таким образом роль взаимодействие между исследованиями искусс-
твенного интеллекта и психологической наукой можно охарактеризовать
как плодотворный диалог, позволяющий если не решать то хотя бы нау-
читься задавать вопросы как высокого философского уровня - "Что есть
человек ?", так и более прагматические - методические и методологичес-
кие.
Литература:
1)Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины.- М.: Прогресс,
1979
2) Винер Н. Кибернетика и общество.-М:ИЛ, 1958
3) Минский М., Пейперт С. Перцептроны -М:Мир,1971
4) Компьютер обретает разум.Москва Мир 1990
В сборнике: Психологические исследования интеллектуальной дея-
тельности. Под.ред. О.К.Тихомирова.- М., МГУ,1979.:
5) Бабаева Ю.Д.
К вопросу о формализации
6) Брушлинский А.В. Возможен ли "искусственный интеллект"?
7) Гурьева Л.П.
Об изменении мотивации в
кусственного интеллекта.
8) Ноткин Л.И. "Искусственный интеллект" и проблемы обучения
9) Тихомиров О.К. "Искусственный интеллект и теоретические вопросы
психологии"