Исследование искуственного интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

С конца 40-х годов ученые все большего числа университетских и промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели: построение компьютеров, действующих таким образом, что по результатам работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума. Терпеливо продвигаясь вперед в своем нелегком труде, исследователи, работающие в области искусственного интеллекта (ИИ), обнаружили, что вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими за пределы традиционной информатики. Оказалось, что прежде всего необходимо понять механизмы процесса обучения, природу языка и чувственного восприятия.

Оглавление

Введение.....................................1
Механический подход..........................2
Электронный подход...........................3
Кибернетический подход.......................6
Нейронный подход.............................8
Появление перцептрона.......................10
Искусственный интеллект и
теоретические проблемы психологии...........12

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 46.74 Кб (Скачать)

 

тельности важным эвристическим приемом выделения именно специфического

 

психологического анализа  деятельности человека.

 

     В 1963 г.  выступая  на совещании по философским  вопросам физиоло-

 

гии ВНД и психологии,  А.Н.  Леонтьев сформулировал следующую позицию:

 

машина воспроизводит  операции человеческого мышления,  и следовательно

 

соотношение "машинного" и "немашинного" есть соотнесение  операциональ-

 

ного  и неоперационального в человеческой деятельности в то время этот

 

вывод был достаточно прогрессивен и выступал  против  кибернетического

 

редукционизма.  Однако в последствии при сравнени операций, из которых

 

слагается работа машины,  и операций как единиц деятельности  человека

 

выявились  существенные различия - в психологическом смысле "операция"

 

отражает способ достижения результатов, процессуальную характеристику,

 

в то время как прменительно к машинной работе этот термин используется

 

в логико-математическом смысле (характеризуется результатом).

 

     В работах   по  искусственному  интеллекту  постоянно используется

 

термин "цель". Анализ отношения  средств к цели А.Ньюэлл и Г.Саймон на-

 

зывают в качестве одной из "эвристик".  В психологической теории дея-

 

тельности "цель" является конституирующим признаком действия в отличии

 

от операций  (и деятельности в целом).  В то время как  в искусственных

 

системах "целью" называют некоторую конечную ситуацию к которой стре-

 

мится система.  Признаки этой ситуации должны быть четко выявленными и

 

описанными на формальном языке.  Цели человеческой деятельности  имеют

 

другую природу.  Конечная ситуация может по разному отражаться субъек-

 

том: как на понятийном уровне, так и в форме представлений  или перцеп-

 

тивного образа.  Это отражение может характеризоваться разной степенью

 

ясностьи, отчетливости.  Кроме того, для человека характерно не просто

 

достижение готовых целей но и формирование новых.

 

    Также работа  систем  искусственно интеллекта,  характеризуется не

 

просто наличием операций, программ,"целей", а как отмечает О.К.Тихоми-

 

ров,- оценочными функциями.  И у искусственных систем есть своего рода

 

"ценностные орентации". Но специфику человеческой мотивационно-эмоцио-

 

нальной  регуляции деятельности  составляет  использование не только

 

константных,  но и ситуативно возникающих и динамично меняющихся  оце-

 

нок,  существенно  также  различие между словесно-логическими и эмоцио-

 

нальными оценками. В существовании потребностей и мотивов видится раз-

 

личие  между человеком и машиной на уровне деятельности.  Этот тезис

 

повлек за собой цикл исследований, посвященных анализу специфики  чело-

 

веческой деятельности.  Так в работе Л.П.Гурьевой (7) показана зависи-

 

мость структуры мыслительной деятельности при решении творческих задач

 

от изменения мотивации.

 

     Между прочим, именно недостаточная изученность  процесса целеобра-

 

зования нашла свое отражение в формулировании "социального заказа" для

 

психологии со стороны  исследователей ИИ, и оказала существенное стиму-

 

лирующее влияние психологической науки.

 

     Информационная  теория эмоций Симонова также  в значительной степе-

 

ни питается аналогиями с  работами систем ИИ. Кроме того проблема воле-

 

вого принятия решения в психологии в некоторых работах рассматривается

 

как формальный процесс выбора одной из множества заданных альтернатив,

 

опуская тем самым специфику  волевых процессов.  В то же время, Ю.Д.Ба-

 

баевой  (5) была предпринята попытка изучения возможности формализации

 

процесса целеобразования на основе глубокого психологического  анализа

 

этого процесса в деятельности человека.

 

     Таким образом все три традиционные области психологии - учения  о

 

познавательных, эмоциональных  и волевых процессах оказались под влия-

 

нием работ по ИИ,  что по мнению О.К.Тихомирова привело к оформлению

 

нового предмета психологии - как наука о переработке информации, науч-

 

ность этого определения достигалась за счет "технизации" психологичес-

 

кого знания.

 

     Обращаясь  к проблеме роли ИИ в обучения  Л.И.Ноткин (8) рассматри-

 

вает этот процесс как одну из разновидностей взаимодействия человека с

 

ЭВМ,  и раскрывает среди  перспективных возможностей те , которые напр-

 

влены на создание так называемых адаптивных обучающихся систем, имити-

 

рующих оперативный диалог учащегося и преподавателя-человека.

 

     Таким образом роль взаимодействие  между исследованиями  искусс-

 

твенного  интеллекта  и психологической наукой можно охарактеризовать

 

как плодотворный диалог,  позволяющий если не решать то хотя  бы  нау-

 

читься  задавать  вопросы как высокого философского уровня - "Что есть

 

человек ?", так и более прагматические - методические и методологичес-

 

кие.

 

     Литература:

 

     1)Дрейфус Х.  Чего не могут вычислительные  машины.- М.: Прогресс,

 

1979

 

     2) Винер Н.  Кибернетика и общество.-М:ИЛ, 1958

 

     3) Минский М., Пейперт С. Перцептроны -М:Мир,1971

 

     4) Компьютер  обретает разум.Москва Мир 1990

 

     В сборнике:  Психологические  исследования  интеллектуальной дея-

 

тельности. Под.ред. О.К.Тихомирова.- М., МГУ,1979.:

 

     5) Бабаева Ю.Д.  К вопросу о формализации процесса  целеобразования

 

     6) Брушлинский А.В. Возможен ли "искусственный интеллект"?

 

     7) Гурьева Л.П.  Об изменении мотивации в условиях  использования  ис-

 

кусственного интеллекта.

 

     8) Ноткин Л.И. "Искусственный интеллект" и проблемы обучения

 

     9) Тихомиров  О.К. "Искусственный интеллект  и теоретические вопросы

 

     психологии"


Информация о работе Исследование искуственного интеллекта