Интерактивная доска

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Применение интерактивной доски на уроке информатики как средства повышения мотивации учащихся
2.1 Интерактивная доска как техническое средство обучения
2.2 Возможности применения интерактивной доски на уроке информатики
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовик Солбона.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

     Подводя итоги всему выше сказанному, отметим:

  • урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;
  • интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;
  • течение урока должно быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;
  • файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

     Использование интерактивной доски повышает уровень  преподавания на несколько ступенек вверх. На уроках информатики для  школьников восьмых классов, проводя  презентацию средствами интерактивной  доски, удобно делать различные пометки  с небольшими комментариями прямо  на ее плоскости. Также можно управлять  программами непосредственно с  доски.

     Однако, возможно, применение такого устройства должно быть направлено на использование  всех ее функциональных возможностей, хотя в данном случае можно использовать и обычный проектор. Но наглядность  и представительность, которые приобретает урок, ни с чем не сравнить. Кроме того, повышается интерес учеников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске.

     Применение  интерактивных досок поможет  преподавателям раскрыть свои педагогические таланты, но не будет компенсировать их недостаток.

     Учителям, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет  доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который  подается с компьютера.

     Во  время работы с интерактивной  доской в простом режиме изображение  компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление компьютером можно производить  с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской.

     Как правило, такие ручки (маркеры) оснащены кнопками, которые дублируют левую  и правую кнопки мыши. Узнать, какую  функцию выполняют кнопки, легко  можно экспериментальным путем: щелкнуть одну кнопку и посмотреть результат, щелкнуть другую кнопку и  посмотреть результат. Обычно, по умолчанию  однократное прикосновение стержнем ручки к поверхности интерактивной  доски дублирует однократное  нажатие левой кнопки мыши.

     Как отметят многие учителя, работающие с интерактивной доской, завучи по информатизации и другие знающие  люди, в России и странах СНГ  интерактивная доска чаще всего  используется для просмотра презентаций.

     На  компьютере учителя запускается  готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с  помощью управления маркером. Однократное  прикосновение стержнем маркера  к поверхности интерактивной  доски приводит к переходу на следующий  слайд. Итак, вот самый простой  способ использования интерактивной  доски учителем в школе - демонстрация готовых презентаций.

     Электронные презентации можно рассматривать  как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

     Создание  и применение на уроке электронных  презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для  них.

     Порой в презентациях встречались ошибки, касающиеся специфических вопросов и направлений. Создавалось впечатление, что презентация не проверялась, а сразу же представлялась широкой  аудиторией.

     Что же касается мультимедиа, то на этот счет, у многих понятия расходятся с  правильным определением. Многие считают  что, понятие «мультимедийный урок» или «мультимедиаурок» отсутствует. Можно рассматривать разные типы уроков и на любом из них можно использовать мультимедиа. Существуют три направляющие, на которых держится качественный мультимедийный урок: техническое оснащение, образовательный контент и ИКТ-компетентность учителя. Не всякое одновременное использование звука, графики, видео и текста есть мультимедиа.

     Формы проведения мультимедийных уроков зависят от набора используемых медиасредств. Многие такие уроки и пытаются назвать мультимедийными. Но это термин не научный, а больше разговорный.

     Таким образом, мультимедийный урок - это урок, когда есть деятельность учителя и учеников с применением медиасредств.

     Традиционную  обязанность консультировать педагогов  по вопросам использования ИКТ, возлагаемую  на учителей информатики, могут выполнять любые педагоги, освоившие те или иные технологии. Мультимедийные уроки активизируют внимание и познавательный интерес к предмету, провоцируют на самостоятельную работу учащихся, помогают формировать образное мышление.

     Использование медиасредств должно быть уместным, целесообразным, как использование любых средств наглядности и технических средств обучения. Молодым учителям проще разобраться в этом, но очень тяжело для учителей с большим стажем работы, поэтому обучение таких учителей ложится на плечи, или учителя информатики или учителя, воспитателя, разбирающегося в мультимедийных технологиях.

     Рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

  • Презентации, демонстрация и моделирование. Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
  • Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
  • Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

     Как использование интерактивной доски  может улучшить планирование урока  и увеличить его темп.

     Презентации, демонстрация и моделирование.

     Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать  уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска  позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

     Учителя могут использовать управление интерактивной  доской, чтобы преподнести изучаемый  материал захватывающими и динамическими  способами. Интерактивная доска  позволяет моделировать абстрактные  идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени.

     Повышение активности учеников на уроке.

     Многие  учителя, работающие с мультимедийной и интерактивной техникой, утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, у учеников повышается мотивация к изучению предмета.

     Увеличение  темпа урока.

     Все записи на интерактивной доске могут  быть сохранены на компьютере и вновь  открыты при повторении пройденного  материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а так же учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет  использовано только на решение поставленных задач.

     Учителя, начавшие работать с интерактивной  доской, отмечают положительные изменения  в качестве уроков, в объеме понимаемого  учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной  доски они успевают преподнести  больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно  работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная  доска становится незаменимой для  учителей по любому предмету, будь то русский  язык или математика, физика или  химия, информатика или окружающий мир.

     Интерактивная доска позволяет демонстрировать  для аудитории учеников:

  • специальное обучающее программное обеспечение;
  • содержание дисков CD, DVD и других носителей;
  • интернет-сайты;
  • графические файлы (изображения, рисунки, фотографии, скриншоты).

     Энтузиазм учеников определенно увеличился и  я думаю, что это произошло, потому что можно предоставить им более  интересные источники информации. Давайте  вспомним, что делают ученики до и после уроков:

     они смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Отсюда понятно отсутствие интереса учеников к простым учебникам  и простой меловой доске - это  устаревший и неинтересный способ подачи информации для них. Вероятно, что  уроки с использованием интерактивной  доски могут донести до учеников гораздо более широкие диапазоны  информации. Многие из ресурсов, доступные  для демонстрации на интерактивной  доске (цвет, движение, звук), просто невозможно использовать на традиционном уроке.

     Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения информатике и ИКТ, в условиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная техника, позволяет реализовать гораздо больший потенциал не только учителя, но и учащихся, та как зачастую скучные уроки приобретают новый смысл, и мотивационная функция обучения возрастает практически в два раза, что приводить к высоким темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности учащихся.  

 

      Глава 2. Применение интерактивной доски  на уроках информатики как средства повышения мотивации учащихся 

     §2.1 Интерактивная доска как техническое  средство обучения 

     Интерактивная доска – сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности  доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение  позволяет работать с текстами и  объектами, аудио- и видеоматериалами, Internet-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и  сохранять информацию. Интерактивная  доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества учителя и ученика [14].

     Еще совсем недавно это казалось фантастикой: чтобы в школьном классе вместо обычной  доски висел большой сенсорный  экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Сегодня это реальность: уже многие школьники знают, что интерактивная доска позволяет демонстрировать слайды и видео, рисовать и чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте [13].

     Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной  формы подачи материала, экономят время  занятия за счет отказа от конспектирования. Студенты по окончании занятия могут  получить файл с его записью, который  можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные  доски повышают эффективность подачи материала.

     Как показывает опыт, наибольшие трудности  при внедрении интерактивной  доски в высшее образование возникают  при обучении преподавателей эффективному владению этим оборудованием. Большинство  из проблем, с которыми сталкиваются преподаватели при создании электронного варианта учебного материала, связано  с отсутствием достаточных навыков  проектирования информационного пространства и пользовательского интерфейса, обеспечивающих создание эффективных  структур, соответствующих новым  возможностям представления информации [1].

     Много проблем возникает при выборе интерактивной доски. Общим для  всех досок является метод вывода изображения с помощью проектора. А вот способы регистрации  положения маркера (специального карандаша, которым пишут на электронных  досках) относительно поверхности могут  быть разными, базирующимися на сенсорной  либо электромагнитной технологии. Резистивная  доска работает на продавливание: при  нажиме маркера поверхность продавливается, наружный электрод прикасается к  внутреннему, система обрабатывает полученную информацию и выводит на компьютер. Электродами служит двухслойная сетка из тончайших проводников, разделенных воздушным зазором, которая вмонтирована в пластиковую поверхность доски. Маркер резистивной доски прост и дешев, при утере, пока не будет приобретен новый, его можно заменить подходящим подручным средством (например, полностью исписанным или высохшим обычным маркером, уже не оставляющим чернильных следов) или даже просто писать на интерактивной доске пальцем [8].

Информация о работе Интерактивная доска