Интерактивная доска

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Классические символы школьной жизни - доска и мел - безнадежно устаревают. На смену им приходят высокотехнологичные интерактивные доски. Использование интерактивной доски на уроке - это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю по-новому взглянуть на свой предмет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Курс информатики и особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в школе
1.2 Мультимедийная и интерактивная техника
1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении
Глава 2. Применение интерактивной доски на уроке информатики как средства повышения мотивации учащихся
2.1 Интерактивная доска как техническое средство обучения
2.2 Возможности применения интерактивной доски на уроке информатики
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовик Солбона.docx

— 71.63 Кб (Скачать)

     Светодиодный  проектор.

     Использование интерактивной доски на уроке  одинаково плодотворно независимо от специфики предмета - физика, химия, биология, литература, русский или  иностранный язык. С помощью интерактивной  доски гораздо легче проводить  нестандартные уроки, такие как  тренинг, семинар, круглый стол и  многие другие.

     На  доску информация выводится из памяти компьютера, а это значит, что  материал готов к многоразовому  использованию, и при необходимости  редактируется. Во время урока на доске можно заполнять таблицы, делать записи, исправлять ошибки. Очень  удобно просматривать иллюстрации  и оформлять учебные темы в  виде красочных презентаций.

     Использование интерактивной доски на уроке  позволяет рационально распределять рабочее время и делает обучение интересным творческим процессом.

     Для работы интерактивной доски необходим  мультимедийный проектор: проектор и интерактивная доска подключаются к компьютеру, и работают совместно. Изображение с экрана монитора через проектор подается на интерактивную доску, а на доске с помощью специальных ручек или другими предметами (в зависимости от модели интерактивной доски) происходит управление компьютером.

     От  грамотной установки проектора, от правильного его выбора зависит  эффективность работы интерактивной  доски и возможность ее использовать максимум ее функций.

     Интерактивная доска - это непринужденность использования  различных ресурсов на уроке, ресурсов, которые являются просто «захватывающими» для учеников по сравнению с ресурсами, используемыми на традиционном уроке. Однако учителя должны потратить  время, чтобы найти действительно  лучшие ресурсы для урока, соответствующие  целям и задачам урока, большинство  интерактивных досок обладает широким  диапазоном функций, среди которых  можно перечислить: 

Функция интерактивной доски Содействие  обучению
Цвет Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные  цвета, чтобы указать важные области  объектов, выделить их, показать связи  между объектами. Примерами этого  могла бы быть географическая карта  или схема пищеварительной системы  в биологии.
Аннотации на экране Аннотации полезны  для моделирования процессов, для  добавления заметок к демонстрируемым  объектам, диаграммам или изображениям на экране.

Аннотации могут быть сохранены на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с аннотациями  к материалам можно распечатать  и передать ученикам.

Использование звука и видео Это может значительно  увеличить объем изучаемого материала  на уроке. Интерактивная доска позволяет  делать снимки с экрана при воспроизведении  видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений - сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т.д.
Drag and drop 
(Перетащи и отпусти)
Это позволяет  ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты  и различия объектов, позволяет эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное  программное обеспечение для  обучения).
Выделение объектов Текст, диаграммы  и изображения могут быть подсвечены на доске, чтобы учителя и ученики  могли сосредоточиться на специфических  аспектах определенного объекта. Это  достигается скрытием части дисплея  и его открытием только при  необходимости. Эта технология позволяет  сконцентрировать внимание учеников на разных объектах в течение урока.
Вырезать  и вставить Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы  могут перемещаться, копироваться в  память компьютера, могут быть удалены  и вновь восстановлены. Эта особенность  интерактивной доски позволяет  ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться  на шаг назад, восстановить все в  прежнее состояние.
Флип-чарты (лекционные плакаты) Страницы флип-чартов могут перелистываться назад и вперед, позволяя учителям пробежаться через все содержание урока или резюмировать области, возвращаться к ним, если некоторые ученики не поняли материал.
Разделение  экрана Экран интерактивной  доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы.
Вращение  объектов Перемещайте, вращайте и отображайте объекты средствами интерактивной доски
Подключение электронного микроскопа Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты  и видеть результат на доске.
 

     В чем же основные преимущества интерактивной  доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?

     Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом:

        • помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
  • позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из Интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
  • позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
  • позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
  • позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
  • позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
  • позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

     При полной интеграции интерактивных досок  в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения, у учителей появляется больше свободного времени.

     Итак, рассмотрев, возможности, которые дает использование интерактивной доски  в образовании, убедились, что интерактивная  доска - это современное средство, позволяющее сделать обучение в  школе более эффективным.

     Перечислим  основные недостатки интерактивных  досок, преграды, которые встают при  желании использовать интерактивные  доски в образовании.

  • намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.
  • поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски).
  • изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся около доски.
  • переносные интерактивные доски (и проекторы) должны быть более защищены от кражи, порчи и т.д. Также при использовании переносных досок при каждом переносе на новое место доску необходимо настраивать (калибровать).
  • неграмотное использование расширенных функций интерактивной доски может привести к отображению на экране не корректной информации.
  • если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.

     Это основные недостатки интерактивных  досок. Мы убеждены, что большинство  перечисленных недостатков не такие  серьезные, чтобы привести к мысли  об отказе использования интерактивной  в образовательном процессе.

     Компьютерная  мультимедийная интерактивная система должна обеспечить:

  • широкие возможности выбора учителем, как общей концепции курса, так и сценария каждого занятия и каждой темы;
  • достаточно широкие возможности выбора учащимся наиболее удобного для них темпа восприятия и фиксации материалов;
  • возможности сопоставления и аргументации альтернативных визуализированных концепций и положений (в том числе и в режиме самостоятельной работы с системой);
  • широкие возможности реализации «педагогики сотрудничества», когда на базе одинаково доступной информационной системы возникает творческий диалог учащегося и учителя.

     Приведенные выше сведения о мультимедийной и интерактивной технике позволят разобраться в принципах ее построения, а также позволят сделать выбор в пользу того или иного оборудования. Хотя зачастую выбор технических средств основывается не только на возможности выбора лучшего, но также на финансовых возможностях учебного заведения, а также на соответствии оборудования санитарным и гигиеническим нормам, предъявляемым учебному заведению. Выбор интерактивной и мультимедийной техники ложиться на плечи учителей информатики, которые буду непосредственно работать с этой аппаратурой на своих занятиях и администрации конкретного учебного заведения, так как критерии выбора у каждого свои и в каждом конкретно случае, вкусы расходятся, кто-то гонится за сверхвозможностями, кто-то, ограничен финансово. Данный вопрос решать достаточно трудно, поэтому при выборе интерактивной мультимедийной техники можно выделить основные требования:

        • конфигурации и наличие всех необходимых запчастей;
        • соответствие цены и качества;
        • возможности настройки и устранения неполадок;
        • характеристики устройства и совместимость с другой техникой;
        • наличие драйверов и специального программного обеспечения;
        • время эксплуатации.

     Можно сделать выводы, что аппаратура, поставляемая зачастую в школы, используется в основном, на уроках информатики  и ИКТ, а так же для различных  открытых уроков, педагогических советах  и конференциях.

     Для реализации и применения мультимедийной и интерактивной техники, нельзя основываться только на ее аппаратных возможностях, так же необходимо иметь инструментарий для работы с оборудованием, а именно, некоторый спектр программного обеспечения, с помощью которого будит проходить реализация и внедрение мультимедийной и интерактивной техники в процесс обучения.

 

     

     1.4 Особенности использования мультимедийной и интерактивной техники в обучении

 

     Во  всем мире интерактивные доски используются в образовательной сфере, они  могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

     Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение  с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности  доски, чтобы начать работу на компьютере.

     Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

     Интерактивная доска использует различные стили  обучения: визуальные, слуховые или  кинестетические. Благодаря интерактивной  доске, ученики могут видеть большие  цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

     Интерактивные доски имеют больший потенциал  раскрытия темы урока, чем простая  доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски  можно только грамотно спланировав  урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования  интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может  и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время  на подготовку к уроку. Как правильно  распределить время на подготовку к  уроку? Как приготовить «многоразовые» материалы для урока? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

     «Интерактивные  доски имеют ряд преимуществ  по сравнению с другими средствами обучения», - это могут сказать  учителя, использующие интерактивную доску на своем уроке. Наибольшего эффекта можно достичь, работая над подготовкой к уроку совместно с коллегами - это позволяет не только распределить обязанности и сэкономить время, но и улучшить качество материалов. Учителя также отмечают, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть их работы, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, вы можете сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем или передать ученику, пропустившему урок. Учителя могут сэкономить свое время, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Интерактивная доска дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что ученики становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они (ученики) быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.

     Основные  способы использования интерактивных  досок:

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
  • демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям
  • использование групповых форм работы
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями
  • использование конференц-связи
  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски
  • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет
  • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
  • демонстрация учебных видеороликов
  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
  • при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика

     Важно понять, что интерактивная доска - не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и  делает занятия интересными и  увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.

Информация о работе Интерактивная доска