Информационные технологии в бизнесе: классификация, особенности, тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:00, реферат

Краткое описание

По моему мнению, бизнес—это деятельность человека, направленная на получение дохода с помощью использования своих знаний, опыта, своего капитала. Бизнес—реализация потенций человека на экономической стезе. В 99% случаев получение прибыли для бизнесмена—один из главных критериев оценки своей деятельности. Это не означает, что бизнесмен будет действовать в ущерб партнёрам, клиентам, обществу.

Оглавление

Введение 3
1. Структура информационного бизнеса 4
2. Инструментарий и понятие информационной технологии 6
3. Этапы развития информационных технологий и современные проблемы использования информационных технологий 8
4. Способность информационных технологий к взаимодействию 12
5. Виды информационных технологий 14
5.1. Информационная технология обработки данных 14
5.2. Информационная технология управления 14
5.3. Автоматизация офиса 15
5.4. Информационная технология поддержки принятия решений 16
5.5. Информационная технология экспертных систем 17
6. Области бизнеса, наиболее эффективно использующие достижения информационных технологий 19
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

реферат по информатике.docx

— 52.36 Кб (Скачать)

Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества.

1-й этап (до конца 60-х  гг.) характеризуется проблемой обработки  больших объемов данных в условиях  ограниченных возможностей аппаратных  средств.

2-й этап (до конца 70-х  гг.) связывается с распространением  ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого  этапа — отставание программного  обеспечения от уровня развития  аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х  гг.) — компьютер становится инструментом  непрофессионального пользователя, а информационные системы —  средством поддержки принятия  его решений. Проблемы — максимальное  удовлетворение потребностей пользователя  и создание соответствующего  интерфейса работы в компьютерной  среде.

4-й этап (с начала 90-х  гг.) — создание современной технологии  межорганизационных связей и  информационных систем. Проблемы  этого этапа весьма многочисленны.  Наиболее существенными из них  являются: -выработка соглашений  и установление стандартов, протоколов  для компьютерной связи; -организация  доступа к стратегической информации; -организация защиты и безопасности  информации. 

 

Признак деления — виды инструментария технологии.

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная  технология, инструментарий которой  составляли: перо, чернильница, книга.  Коммуникации осуществлялись ручным  способом путем переправки через  почту писем, пакетов, депеш.  Основная цель технологии —  представление информации в нужной  форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, инструментарий  которой составляли: пишущая машинка,  телефон, диктофон, оснащенная более  совершенными средствами доставки  почта. Основная цель технологии  — представление информации в  нужной форме более удобными  средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее  программное обеспечение, электрические  пишущие машинки, ксероксы, портативные  диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии  начинает перемещаться с формы  представления информации на  формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х  гг.) — «электронная» технология, основным инструментарием которой  становятся большие ЭВМ и создаваемые  на их базе автоматизированные  системы управления (АСУ) и информационно-поисковые  системы (ИПС), оснащенные широким  спектром базовых и специализированных  программных комплексов. Центр тяжести  технологии еще более смещается  на формирование содержательной  стороны информации для управленческой  среды различных сфер общественной  жизни, особенно на организацию  аналитической работы. Множество  объективных и субъективных факторов  не позволили решить стоящие  перед новой концепцией информационной  технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт  формирования содержательной стороны  управленческой информации и  подготовлена профессиональная, психологическая  и социальная база для перехода  на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х  гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой  является персональный компьютер  с широким спектром стандартных  программных продуктов разного  назначения. На этом этапе происходит  процесс персонализации АСУ, который  проявляется в создании систем  поддержки принятия решений определенными  специалистами. Подобные системы  имеют встроенные элементы анализа  и интеллекта для разных уровней  управления, реализуются на персональном  компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную  базу существенным изменениям  подвергаются и технические средства  бытового, культурного и прочего  назначений. 

 

Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Для  информационных технологий является вполне естественным то, что они устаревают и заменяются новыми. Достоинства  методологии централизованной технологии: -возможность обращения пользователя к большим массивам информации в  виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры; -сравнительная легкость внедрения  методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному  их принятию. Недостатки такой методологии  очевидны: -ограниченная ответственность  низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым препятствуя  правильности выработки управленческих решений; -ограничение возможностей пользователя в процессе получения  и использования информации. Децентрализованная обработка информации связана с  появлением в 80-х гг. персональных компьютеров  и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила  предыдущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности  в работе с информацией и не ограничивает его инициатив. Достоинствами  такой методологии являются: -гибкость структуры, обеспечивающая простор  инициативам пользователя; -усиление ответственности низшего звена  сотрудников; -уменьшение потребности  в пользовании центральным компьютером  и соответственно контроле со стороны  вычислительного центра; -более полная реализация творческого потенциала пользователя благодаря использованию  средств компьютерной связи. Однако эта методология имеет свои недостатки: -сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок; -психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов и готовых программных продуктов; -неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника. Описанные достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной информационной технологии привели к необходимости придерживаться линии разумного применения и того, и другого подхода. Такой подход назовем рациональной методологией и покажем, как в этом случае будут распределяться обязанности: -вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогать пользователям как в работе, так и в обучении, устанавливать стандарты и определять политику применения программных и технических средств; -персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации. Рациональная методология использования информационной технологии позволит достичь большей гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др. 

 

 

  1. Способность информационных технологий к взаимодействию

Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между  всеми физическими и логическими  элементами системы. Один из важнейших  факторов для обеспечения совместимости  взаимодействия—появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что  повлекло за собой процессы стандартизации.

Новые технологии являются главной  движущей силой в дополнение к  существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов—микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ, датчики, программируемые контроллеры—превратили в реальность концепцию  автоматизированного  предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. С другой стороны, в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли какой-либо компанией, её продукт становится стандартом для всех остальных. В качестве примера можно привести персональные компьютеры фирмы IBM, операционные системы корпорации Microsoft, локальная сеть Novell, стандарты бытовой видеозаписи VHS фирмы JVC, Video-8 фирмы Sony.

Поставщикам информационных технологий следует оценить те индивидуальные сдвиги, которые произошли в интересах  их клиентов. Производство более не будет определяться назначением  конечного продукта, а скорее сочетанием производственных и рыночных характеристик, например большим объемом требующихся  фасонных изделий из пластика или  заказами на продукцию порошковой металлургии. В современном мире удовлетворение потребностей заказчиков определяет производственную деятельность фирм.

Способность к взаимодействию как  концепция столь же привлекательна, сколь трудна в реализации. Трудности  связаны одновременно с проблемами технологии и конкуренции. Технологические  усилия сосредоточены на технических  показателях, которые определяются на базе стандартов. Следовательно, наличие  стандартов является залогом достижения взаимодействия. Как указывалось  выше, скорость появления новых информационных разработок выше, нежели стандартизация информационных продуктов. Но в последнее  время в связи с укрупнением  предприятий и увеличивающимся  опытом по интеграции различных платформ ИП, стандартизация деятельности различных  производителей проводится уже на этапе  разработки и создания ИП.

Еще одна сложность текущего момента  состоит в том, что развитие ИТ в значительной степени определяет процессы интеграции систем и создания стандартов. Это может в значительной мере отодвинуть сроки реализации тех преимуществ, которые предоставляют новейшие технологии. Например, выполнение программы создания компьютеров пятого поколения, финансируемой японскими фирмами, сдерживается тем, что новая архитектура программного обеспечения пока не сочетается с существующими центрами искусственного интеллекта, новые протоколы не могут быть использованы в старых системах связи, а новые машинные языки не подходят для старых систем и т. д.

 

5. Виды информационных технологий

 

 

5.1. Информационная технология обработки данных

 

 

Информационная технология обработки данных предназначена  для решения хорошо структурированных  задач, по которым имеются необходимые  входные данные и известны алгоритмы  и другие стандартные процедуры  их обработки. Эта технология применяется  на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой  квалификации в целях автоматизации  некоторых рутинных постоянно повторяющихся  операций управленческого труда. Поэтому  внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно  повысит производительность труда  персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к  необходимости сокращения численности  работников. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи: -обработка  данных об операциях, производимых фирмой; -создание периодических контрольных  отчетов о состоянии дел в  фирме; -получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или  отчетов. 

 

Существует несколько  особенностей, связанных с обработкой данных, отличающих данную технологию от всех прочих: -выполнение необходимых  фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписано законом  иметь и хранить данные о своей  деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания  контроля на фирме. Поэтому в любой  фирме обязательно должна быть информационная система обработки данных и разработана  соответствующая информационная технология; -решение только хорошо структурированных  задач, для которых можно разработать  алгоритм; -выполнение стандартных  процедур обработки. Существующие стандарты  определяют типовые процедуры обработки  данных и предписывают их соблюдение организациями всех видов; -выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека; -использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы имеют  детальный (подробный) характер, допускающий  проведение ревизий. В процессе ревизии  деятельность фирмы проверяется  хронологически от начала периода к  его концу и от конца к началу; -акцент на хронологию событий; -требование минимальной помощи в решении  проблем со стороны специалистов других уровней 

5.2. Информационная технология управления

 

 

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников  фирмы, имеющих дело с принятием  решений. Она может быть полезна  на любом уровне управления. Эта  технология ориентирована на работу в среде информационной системы  управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных[2]. ИС управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов. Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных: -оценка планируемого состояния объекта управления, -оценка отклонений от планируемого состояния; -выявление причин отклонений; -анализ возможных решений и действий. Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов. 

 

Регулярные отчеты создаются  в соответствии с установленным  графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании. Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда  в компании произошло что-то незапланированное. И те, и другие виды отчетов могут  иметь форму суммирующих, сравнительных  и чрезвычайных отчетов. В суммирующих  отчетах данные объединены в отдельные  группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных  итогов по отдельным полям. Сравнительные  отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера. Использование  отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным  при реализации так называемого  управления по отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что  главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных  стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям  к создаваемым отчетам предъявляются  следующие требования: -отчет должен создаваться только тогда, когда  отклонение произошло; -сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя; -все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог  уловить существующую между ними связь; -в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы. 

Информация о работе Информационные технологии в бизнесе: классификация, особенности, тенденции развития