Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:56, реферат
Новые перспективы открывает информатизация в сфере экономики. Информатизация связывает воедино экономику и политику, экономику и власть. Выявление и учет как общего экономического интереса, так и объединяемых им частных интересов служит единению государства и его регионов, общества и составляющих его групп, частного бизнеса и государственной экономики. Тем самым повышается уровень консолидированности и устойчивости государства и всего общества. Зачастую недостаток информации порождает разобщенность экономических интересов целого и его частей, выпячивание эгоистических интересов, трения между хозяйствующими структурами и даже между Федерацией и ее субъектами. Экономическая фрагментация не менее опасна, чем политическая или территориальная.
Введение………………………………………………………………………….3
Информационное право как наука………………………………....……6
1.1 предмет информационного права…………………....………………..7
1.2 Методы информационного права……………………………………..9
1.3 Понятийный аппарат информационного права……………………..10
Информационное право, как учебная дисциплина…………………...14
Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере..........................19
Заключение ………………………..…………………………………………...29
Использованная литература ……………………………………………….…..30
На основе федерального компонента
многие юридические вузы давно уже
ввели учебную дисциплину "правовая
информатика" в качестве регионального
компонента. Эта дисциплина, непосредственно
связанная с информатикой, уже
ближе по своему смыслу юристам и
студенты на занятиях более успешно
усваивают практические навыки работы
с вычислительной техникой при обработке
правовой информации. В Уральской
государственной юридической
На старших курсах введена учебная дисциплина "компьютерные технологии в юридической деятельности", которая уточняется по своему названию в зависимости от того, какую специализацию выбирает будущий юрист: судебную, следственную, таможенную или управленческую. Лекции по этой дисциплине не читаются. На практических занятиях в компьютерном классе студенты выпускных курсов не только знакомятся с организацией информатизации в правоприменительных органах, но и осваивают особенности поиска, обработки и использования компьютерной правовой информации в будущей профессиональной деятельности. Например, студентам даются задания в компьютерном классе составить на по заданной фабуле реального юридического дела процессуальные документы (обвинительное заключение, судебный акт или документы судебных приставов).
Существуют и некоторые проблемы:
В ряду учебных изданий по информационному праву на издательском рынке должны появиться методические пособия в форме "юридического практикума". Учитывая высокую технологичность образовательного процесса многих юридических вузов и близость правовых знаний информационного профиля к своему предмету (практическая информатика), а также к смежным областям информационных знаний, необходима разработка новых методических пособий мультимедийного и тестирующего формата, выпуск электронных учебных изданий, которые воспринимаются обучаемыми с повышенным интересом.
Вторая проблема связана с разработкой и согласованием единой программы учебного курса. Эта проблема непосредственно связана с научным обеспечением названного курса. Многие вузы и образовательные организации выбирают учебную тематику произвольно, в зависимости от того, кто руководит курсом.
Третья и самая главная проблема организации учебного процесса в вузах, как представляется, связана с подготовкой преподавателей для ведения учебных занятий. Особенно характерна она для вузов, где отсутствуют кафедры информационного права и отсутствуют преподаватели с юридическим базовым образованием. Прежде чем вводить учебный курс в качестве федерального компонента образовательного стандарта (то есть обязательного требования для вузов, проходящих аттестацию Министерства образования и науки РФ), необходимо будет провести анализ организации учебного процесса в большинстве ведущих юридических вузах с целью готовности их к ведению учебной дисциплины "информационное право". Думается, что далеко не все из них в настоящее время готовы к этой работе.
Наконец, еще одной проблемой,
тесно связанной с предыдущей,
является организация работы, связанной
с научным обеспечением организации
и ведения учебного курса "информационного
права". Проще говоря, решение
этой проблемы упирается в отсутствие
у нас в стране разветвленной
системы научных центров
Период становления новой
учебной дисциплины только начинается.
От того, какие будут заложены фундаментальные
условия ее формирования, какие будут
заложены традиции молодой отрасли
права, зависит эффективность будущего
ее развития, а вместе с нею и будущее юриспруденции
в новом информационном обществе. Хочется
выразить надежду, что этот этап успешно
завершится в ближайшей перспективе. Не
следует забывать, что в настоящее время
быстрыми темпами развивается процесс
информатизации вширь и вглубь. По его
завершении в среднесрочную перспективу
востребованность в специалистах по информационному праву экспо
Информационное право
как система правового
Интернет представляет собой
глобальное объединение компьютерных
сетей, информационных ресурсов и различных
информационно-
Нормативное регулирование является одним из основных способов согласования противоречивых интересов людей и их объединений и предусматривает два вида норм: социальные и технические. В отношениях с использованием интернет, прежде всего, применяются технические нормы и правила, позволяющие беспрепятственно устанавливать связи между пользователями, обеспечивать доступ и передачу информации. По мере развития Сети и формирования киберсообщества возникла необходимость во внедрении социальных норм, регулирующих отношения между участниками.
Существует мнение о том,
что интернет, являясь абсолютно
свободной средой общения, не подлежит
никакому регулированию, а любые
попытки такого регулирования со
стороны государств или отдельных
организаций часто
В настоящее время деятельность общества и институтов государства осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая интернет. Вместе с тем, во всем мире происходит замена парадигм: от решения задач развития процессов информатизации (внедрения ИКТ) мир переходит к решению задачи построения информационного общества. Работает глобальный закон: количество переходит в качество. Нам необходимо осознать, где мы находимся в этом процессе.
Всемирная встреча на высшем
уровне по вопросам информационного
общества, состоявшаяся 10-12 декабря 2003г.
в Женеве, определила приоритеты и
вектор развития законодательства в
данной сфере в контексте глобальных
процессов становления
Еще до Всемирной встречи после событий 11 сентября 2001 года США начали разработку, а в 2003 году приняли Национальную стратегию обеспечения безопасности киберпространства, в которой в качестве стратегических целей указаны: предупреждение кибернападений на критические инфраструктуры США; уменьшение национальных уязвимостей к кибернападениям; минимизация ущерба и времени восстановления после кибернападений, если таковые произошли.
Для решения этих задач
выявляются угрозы и уязвимости, определяется
роль государства в обеспечении
безопасности киберпространства, включая
функции нового Министерства национальной
(внутренней) безопасности (DHS), устанавливаются
пять важнейших приоритетов для
безопасности киберпространства и
каждый приоритет конкретизируется
основными мероприятиями и
В странах Европы подобные стратегии пока не разработаны, но принята Европейская Конвенция по борьбе с киберпреступностью и определены основные направления развития технологий.
Так, например, во Франции
среди таких направлений
Одним из элементов благоприятной
среды для формирования и существования
информационного общества в документах
Всемирной встречи названо
Правовое регулирование отношений при осуществлении деятельности с использованием интернета представляет собой глобальную комплексную проблему, требующую согласованных на межгосударственном уровне решений. В связи с этим трудно переоценить сам факт встречи на высшем уровне и вектор действий, который она наметила.
Большую роль в подготовке этой встречи и принятии итоговых документов сыграла ЮНЕСКО, которая в течение нескольких лет предложила на обсуждение и приняла ряд важнейших международных актов:
В России стратегическим документом,
максимально связанным с
Тем не менее, документы, принятые на Всемирной встрече, указанные документы ЮНЕСКО вместе с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации определяют стратегию деятельности общества и государства в информационной сфере, а Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, одобренные на заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности (Решение № 5.4 от 27 ноября 2001 г.), конкретизируют эти задачи в среднесрочной перспективе. Из числа первоочередных мер по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности в течение 2002 - 2003 гг. приняты новая редакция Федерального закона "О связи", Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности", "Об электронной цифровой подписи" и "О коммерческой тайне", внесены изменения в статью 146 УК РФ "Нарушение авторских и смежных прав", в Федеральные законы "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "Об авторском праве и смежных правах", "Об обязательном экземпляре документов", "О рекламе". Приняты кодифицированные нормативные правовые акты, отдельные положения которых составляют нормативную базу обеспечения информационной безопасности, в том числе: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья).
Наряду с этим, остались
невыполненными большинство мер
по совершенствованию нормативного
правового обеспечения
Анализ практики правового
регулирования в сфере
Противоречивость и