Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:56, реферат
Новые перспективы открывает информатизация в сфере экономики. Информатизация связывает воедино экономику и политику, экономику и власть. Выявление и учет как общего экономического интереса, так и объединяемых им частных интересов служит единению государства и его регионов, общества и составляющих его групп, частного бизнеса и государственной экономики. Тем самым повышается уровень консолидированности и устойчивости государства и всего общества. Зачастую недостаток информации порождает разобщенность экономических интересов целого и его частей, выпячивание эгоистических интересов, трения между хозяйствующими структурами и даже между Федерацией и ее субъектами. Экономическая фрагментация не менее опасна, чем политическая или территориальная.
Введение………………………………………………………………………….3
Информационное право как наука………………………………....……6
1.1 предмет информационного права…………………....………………..7
1.2 Методы информационного права……………………………………..9
1.3 Понятийный аппарат информационного права……………………..10
Информационное право, как учебная дисциплина…………………...14
Информационное право как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере..........................19
Заключение ………………………..…………………………………………...29
Использованная литература ……………………………………………….…..30
Существует такое мнение, что информационное право – это не столько отрасль права как составляющая системы права вообще, сколько совокупность определенных правил поведения, по которым должны «играть» участники информационного обмена. Данное положение не отрицает наличия у информационного права определенной структуры (норм и институтов), источников. Напротив, у любого явления жизни есть конкретная структура, логически объективные предпосылки возникновения, что в полной мере относится и к информационному праву.
1.2 Методы информационного права
Как и любая другая отрасль
права, информационное право имеет
не только свой предмет, но и свои методы.
Методы информационного права
Предполагается справедливым
мнение о том, что все методы подразделяются
на две группы: методы изучения (или
познания) информационного права
и методы непосредственно правового
регулирования информационного
права. Обе указанные группы в
свою очередь можно условно
Методы изучения информационного
права предполагают наличие субъективного
фактора: для каждой теоретически разработанной
доктрины важно, каким именно образом
или способом изучаются отдельные
положения информационного
Методы правового
1.3 Понятийный аппарат информационного права
Информационное право
как некая технологическая
В настоящее время во многих
учебниках и учебных пособиях
по информационному праву отмеч
Однако две вышеуказанные категории, имманентные информации, не исчерпывают всю ее суть, а особенно правовые явления, складывающиеся по поводу информации.
Неопределенной дефиницией
в литературе выступает институт
права собственности на информацию.
Во многих работах по информационному
Подводя итог сказанному, отмечу,
что наличием указанных в этой
работе трех конструкций (предмета, методов
и понятийного аппарата) информационного
права не исчерпывается необходимость
в формировании новой отрасли
права. Информационному праву п
Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом. Надо упомянуть, что такой механизм воздействия и влияния информации на общественное сознание довольно успешно в настоящее время используется т. н. PR-компаниями. На основе в том числе и этих социальных институтов возникает проблема информационной безопасности и проблема информации как социального оружия.
В период становления информационного общества важное значение приобретает право, как основной регулятор общественных отношений. На мой взгляд, мораль, выступая наряду с правом социальным регулятором отношений, не сможет обеспечить нормальное функционирование и эффективное развитие отношений между людьми в информационной сфере. Данный вывод основывается хотя бы на том, что те же упомянутые выше PR-компании воздействуют именно на мораль людей, меняя и направляя их представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении в нужное русло.
Поэтому мораль не может рассматриваться в качестве основного регулятора именно информационных отношений. В настоящее время необходимо использовать право для формирования «правил игры», по которым будут действовать участники информационного обмена. Действительно неизбежным ответ на вопрос, почему именно сейчас встал вопрос о формировании информационного права, ведь информация как предмет обихода существует, как уже говорилось, давно? Полагаю, что объективной предпосылкой становления информационного права является возникновение различного вида угроз и трудностей в связи с распространением и потреблением информации, которые нужно каким-то образом преодолевать. Поскольку мораль не может взять на себя обязанность и ответственность регулятора информационных отношений по рассматриваемым выше причинам, таким регулятором должно стать информационное право, «направленное на качественное и эффективное регулирование общественных отношений, возникающих … в сфере деятельности, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации».
2. Информационное право, как учебная дисциплина
В процессе формирования отрасли законодательства отрасль права может одновременно выступать в качестве учебной дисциплины. При этом, когда формирование новой отрасли права как отрасли законодательства только начинается, самостоятельная учебная дисциплина, посвященная правовому регулированию соответствующих отношений, — отсутствует. В лучшем случае, возможно изучение указанных вопросов в рамках других, уже существующих учебных дисциплин. По мере накопления соответствующего нормативного материала, указанным вопросам уделяется все большее внимание, что делает возможным появление соответствующей учебной дисциплины, ориентированной, прежде всего на правоприменительную деятельность и в силу этого имеющей прикладной характер.
Появление специальных правовых актов требует ознакомления соответствующих лиц с адресованными им правовыми нормами. Это обуславливает появление различных специальных учебных курсов, ориентированных на лиц, которым на практике приходится иметь дело с соответствующими правовыми актами.
Оформление отрасли права
как самостоятельной отрасли
законодательства приводит к тому,
что появляется возможность перейти
от учебных курсов ознакомительной
или преимущественно
Окончательное формирование
отрасли права в качестве самостоятельной
отрасли законодательства и самостоятельной
учебной дисциплины дает толчок к
формированию двух других ипостасей
отраслей права — отрасли права
в собственном смысле этого слова
и отрасли права как
На данный момент возникла
острая необходимость подготовки кадров
такого уровня, который бы адекватно
соответствовал потребностям практической
деятельности, основанной на электронно-технологическом
регламенте. В число таких специалистов
должны входить и правоведы. Новая
информационная парадигма требует
от высшей школы поиска реальных путей
организации образовательного процесса
в юридических вузах и решение
проблемы подготовки юристов, которые
должны не только владеть практическими
навыками работы с вычислительной техникой,
но и получать знания в области
правового обеспечения
В вузах, начиная с 1998 года начали создаваться кафедры для организации ведения новой дисциплины. Шесть лет назад и в Уральской государственной юридической академии была создана кафедра "информационно-правовых технологий", которая в ноябре 2002 года получила новое наименование - "информационного права и естественнонаучных дисциплин". На кафедре сегодня работают более 20 преподавателей, в том числе 3 доктора физико-математических наук, 6 имеют кандидатскую степень физико-математических наук и других естественнонаучных дисциплин. Кафедрой организовано преподавание следующих учебных дисциплин: информатика и математика (1 курс), концепция современного естествознания (1 курс), правовая информатика (2 курс), информационное право (4 курс), компьютерные технологии в юридической деятельности (4-5 курсы), компьютерные технологии в образовании и науке (магистратура). Таким образом, в нашей академии студенты практически непрерывно включены в процесс получения знаний информационной направленности. Почти все отведенное учебным планом аудиторное время студенты проводят в компьютерных классах. Только информационное право ведется в традиционной форме - лекции и семинарские занятия, по концепции современного естествознания читаются только лекции.