Информационная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:46, курсовая работа

Краткое описание

Примечательная особенность нынешнего периода - переход от индустриального общества к информационному, в котором информация становится более важным ресурсом, чем материальные или энергические ресурсы. Ресурсами, как известно, называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество, и, которое при необходимости могут быть использованы для достижения конкретной цели хозяйственной деятельности. Давно стали привычными и общеупотребительными такие категории, как материальные, финансовые, трудовые, природные ресурсы, которые вовлекаются в хозяйственный оборот, и их назначение понятно каждому. Но вот появилось понятие "информационные ресурсы", и хотя оно узаконено, но осознано пока еще недостаточно.

Оглавление

Введение
Глава 1. Концепция информационной безопасности
1.1. Задачи информационной безопасности
1.2. Основные концептуальные положения системы защиты информации
1.3. Концептуальная модель информационной безопасности
Глава 2. Управленческие меры обеспечения информационной безопасности
2.1. Политика безопасности
Глава 3. Способы защиты информации
3.1. Общие положения
3.2. Характеристика защитных действий
Глава 4. Перспективы и тенденции развития безопасности информации
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Практическое задание

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по информатике.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Под фразой «угрозы безопасности информационных систем» понимаются реальные или потенциально возможные действия или события, которые способны исказить хранящиеся в информационной системе данные, уничтожить их или использовать в каких-либо целях, не предусмотренных регламентом заранее. Если взять модель, описывающую любую управляемую информационную систему, можно предположить, что возмущающее воздействие на нее может быть случайным. Именно поэтому, рассматривая угрозы безопасности информационных систем, следует сразу выделить преднамеренные и случайные возмущающие воздействия.

Комплекс защиты информации может быть выведен из строя, например из-за дефектов аппаратных средств. Также вопросы защиты информации встают ребром благодаря неверным действиям персонала, имеющего непосредственный доступ к базам данных, что влечет за собой снижение эффективности защиты информации при любых других благоприятных условиях проведения мероприятия по защите информации. Кроме этого в программном обеспечении могут возникать непреднамеренные ошибки и другие сбои информационной системы. Все это негативно влияет на эффективность защиты информации любого вида информационной безопасности, который существует и используется в информационных системах.

Защита информации от компьютерных вирусов (защита информации в информационных системах) предполагает средства защиты информации в сети, а точнее программно аппаратные средства защиты информации, которые предотвращают несанкционированное выполнение вредоносных программ, пытающихся завладеть данными и выслать их злоумышленнику, либо уничтожить информацию базы данных, но защита информации от компьютерных вирусов неспособна в полной мере отразить атаку хакера или человека, именуемого компьютерным пиратом.

Задача защиты информации и защиты информации от компьютерных вирусов заключается в том, чтобы усложнить или сделать невозможным проникновение, как вирусов, так и хакера к секретным данным, ради чего взломщики в своих противоправных действиях ищут наиболее достоверный источник секретных данных. А так как хакеры пытаются получить максимум достоверных секретных данных с минимальными затратами, то задачи защиты информации - стремление запутать злоумышленника: служба защиты информации предоставляет ему неверные данные, защита компьютерной информации пытается максимально изолировать базу данных от внешнего несанкционированного вмешательства и т.д.

Защита компьютерной информации для взломщика – это те мероприятия по защите информации, которые необходимо обойти для получения доступа к сведениям. Архитектура защиты компьютерной информации строится таким образом, чтобы злоумышленник столкнулся с множеством уровней защиты информации: защита сервера посредством разграничения доступа и системы аутентификации (подтверждение истинности) пользователей и защита компьютера самого пользователя, который работает с секретными данными. Защита компьютера и защита сервера одновременно позволяют организовать схему защиты компьютерной информации таким образом, чтобы взломщику было невозможно проникнуть в систему, пользуясь столь ненадежным средством защиты информации в сети, как человеческий фактор. То есть, даже обходя защиту компьютера пользователя базы данных и переходя на другой уровень защиты информации, хакер должен будет правильно воспользоваться данной привилегией, иначе защита сервера отклонит любые его запросы на получение данных и попытка обойти защиту компьютерной информации окажется тщетной.

Публикации последних лет говорят о том, что техника защиты информации не успевает развиваться за числом злоупотреблений полномочиями, и техника защиты информации всегда отстает в своем развитии от технологий, которыми пользуются взломщики для того, чтобы завладеть чужой тайной.

Существуют документы по защите информации, описывающие циркулирующую в информационной системе и передаваемую по связевым каналам информацию, но документы по защите информации непрерывно дополняются и совершенствуются, хотя и уже после того, как злоумышленники совершают все более технологичные прорывы модели защиты информации, какой бы сложной она не была.

Сегодня для реализации эффективного мероприятия по защите информации требуется не только разработка средства защиты информации в сети и разработка механизмов модели защиты информации, а реализация системного подхода или комплекса защиты информации – это комплекс взаимосвязанных мер, описываемый определением «защита информации». Данный комплекс защиты информации, как правило, использует специальные технические и программные средства для организации мероприятий защиты экономической информации.

 

1.3. Концептуальная модель информационной безопасности

Понимая информационную безопасность как "состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций", правомерно определить угрозы безопасности информации, источники этих угроз, способы их реализации и цели, а также иные условия и действия, нарушающие безопасность. При этом, естественно, следует рассматривать и меры защиты информации от неправомерных действий, приводящих к нанесению ущерба.

Практика показала, что для анализа такого значительного набора источников, объектов и действий целесообразно использовать методы моделирования, при которых формируется как бы "заместитель" реальных ситуаций. При этом следует учитывать, что модель не копирует оригинал, она проще. Модель должна быть достаточно общей, чтобы описывать реальные действия с учетом их сложности.

Можно предложить следующие компоненты модели информационной безопасности на первом уровне декомпозиции.

По нашему мнению, такими компонентами концептуальной модели безопасности информации могут быть следующие:

      объекты угроз;

      угрозы;

      источники угроз;

      цели угроз со стороны злоумышленников;

      источники информации;

      способы неправомерного овладения конфиденциальной информацией (способы доступа);

      направления защиты информации;

      способы защиты информации;

      средства защиты информации.

Объектом угроз информационной безопасности выступают сведения о составе, состоянии и деятельности объекта защиты (персонала, материальных и финансовых ценностей, информационных ресурсов).

Угрозы информации выражаются в нарушении ее целостности, конфиденциальности, полноты и доступности. Источниками угроз выступают конкуренты, преступники, коррупционеры, административно-управленческие органы. Источники угроз преследуют при этом следующие цели: ознакомление с охраняемыми сведениями, их модификация в корыстных целях и уничтожение для нанесения прямого материального ущерба.

Неправомерное овладение конфиденциальной информацией возможно за счет ее разглашения источниками сведений, за счет утечки информации через технические средства и за счет несанкционированного доступа к охраняемым сведениям.

Источниками конфиденциальной информации являются люди, документы, публикации, технические носители информации, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, продукция и отходы производства. Основными направлениями защиты информации являются правовая, организационная и инженерно-техническая защиты информации как выразители комплексного подхода к обеспечению информационной безопасности.

Средствами защиты информации являются физические средства, аппаратные средства, программные средства и криптографические методы. Последние могут быть реализованы как аппаратно, программно, так и смешанно-программно-аппаратными средствами.

В качестве способов защиты выступают всевозможные меры, пути, способы и действия, обеспечивающие упреждение противоправных действий, их предотвращение, пресечение и противодействие несанкционированному доступу. В обобщенном виде рассмотренные компоненты в виде концептуальной модели безопасности информации приведены на следующей схеме.

Основные элементы концептуальной модели будут рассмотрены более подробно в следующих разделах книги. Концепция безопасности является основным правовым документом, определяющим защищенность предприятия от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами конфиденциальной информации принято понимать потенциальные или реально возможные действия по отношению к информационным ресурсам, приводящие к неправомерному овладению охраняемыми сведениями. Такими действиями являются:

      ознакомление с конфиденциальной информацией различными путями и способами без нарушения ее целостности;

      модификация информации в криминальных целях как частичное или значительное изменение состава и содержания сведений;

      разрушение (уничтожение) информации как акт вандализма с целью прямого нанесения материального ущерба.

В конечном итоге противоправные действия с информацией приводят к нарушению ее конфиденциальности, полноты, достоверности и доступности, что в свою очередь приводит к нарушению как режима управления, так и его качества в условиях ложной или неполной информации. Каждая угроза влечет за собой определенный ущерб - моральный или материальный, а защита и противодействие угрозе призвано снизить его величину, в идеале - полностью, реально - значительно или хотя бы частично. Но и это удается далеко не всегда.


УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Главная цель мер, предпринимаемых на управленческом уровне, - формирование программы работ в области информационной безопасности и обеспечение ее выполнения. В задачу управления входит выделение необходимых ресурсов и контроль состояния дел. Основой программы является многоуровневая политика безопасности. Использование информационных систем связано с определенной совокупностью рисков. Когда риск неприемлемо велик, необходимо предпринять защитные меры. Периодическая переоценка рисков необходима для контроля эффективности деятельности в области безопасности и для учета изменений обстановки.

2.1 Политика безопасности

В реальной жизни термин "политика безопасности" трактуется гораздо шире, чем в "Оранжевой книге". Под политикой безопасности понимается совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов.
С практической точки зрения политику безопасности целесообразно разделить на три уровня. К верхнему уровню можно отнести решения, затрагивающие организацию в целом. Они носят весьма общий характер и, как правило, исходят от руководства организации.
Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:
- формирование или пересмотр комплексной программы обеспечения информационной безопасности, определение ответственных за продвижение программы;
- формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей;
- обеспечение базы для соблюдения законов и правил;
- формулировка управленческих решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.


Для политики уровня руководства организации цели в области информационной безопасности формулируются в терминах целостности, доступности и конфиденциальности. Если организация отвечает за поддержание критически важных баз данных, на первом плане может стоять уменьшение случаев потерь, повреждений или искажений данных. Для организации, занимающейся продажами, вероятно, важна актуальность информации о предоставляемых услугах и ценах, а также ее доступность максимальному числу потенциальных покупателей. Режимная организация в первую очередь заботится о защите от несанкционированного доступа - конфиденциальности.
На верхний уровень выносится управление защитными ресурсами и координация использования этих ресурсов, выделение специального персонала для защиты критически важных систем, поддержание контактов с другими организациями, обеспечивающими или контролирующими режим безопасности.
Политика верхнего уровня должна четко очерчивать сферу своего влияния. Возможно, это будут все компьютерные системы организации или даже больше, если политика регламентирует некоторые аспекты использования сотрудниками своих домашних компьютеров. Возможна, однако, и такая ситуация, когда в сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.
В политике должны быть определены обязанности должностных лиц по выработке программы безопасности и по проведению ее в жизнь. В этом смысле политика является основой подотчетности персонала.
Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины. Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности. Наконец, необходимо обеспечить определенную степень послушания персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний. Вообще говоря, на верхний уровень следует выносить минимум вопросов. Подобное вынесение целесообразно, когда оно сулит значительную экономию средств или когда иначе поступить просто невозможно.
К среднему уровню можно отнести вопросы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности, но важные для различных систем, эксплуатируемых организацией. Примеры таких вопросов - отношение к передовым, но еще недостаточно проверенным технологиям: доступ к Internet (как сочетать свободу получения информации с защитой от внешних угроз?), использование домашних компьютеров, применение пользователями неофициального программного обеспечения и т.д.
Политика обеспечения информационной безопасности на среднем уровне должна освещать следующие темы:
- Область применения. Следует специфицировать, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности. Например, касается ли организаций-субподрядчиков политика отношения к неофициальному программному обеспечению? Затрагивает ли она работников, пользующихся портативными и домашними компьютерами и вынужденных переносить информацию на производственные машины?
- Позиция организации. Продолжая пример с неофициальным программным обеспечением, можно представить себе позиции полного запрета, выработки процедуры приемки подобного обеспечения и т.п. Позиция может быть сформулирована и в гораздо более общем виде, как набор целей, которые преследует организация в данном аспекте. Вообще, стиль документов по политике безопасности, как и перечень этих документов, может быть существенно различным для разных организаций.
- Роли и обязанности. В "политический" документ необходимо включить информацию о должностных лицах, отвечающих за проведение политики безопасности в жизнь. Например, если для использования работником неофициального программного обеспечения нужно официальное разрешение, то должно быть известно, у кого и как его следует получать. Если должны проверяться дискеты, принесенные с других компьютеров, необходимо описать процедуру проверки. Если неофициальное программное обеспечение использовать нельзя, следует знать, кто следит за выполнением данного правила.
- Законопослушность. Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них.
- Точки контакта. Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией. Обычно "точкой контакта" является должностное лицо, и это не зависит от того, какой конкретный человек занимает в данный момент данный пост.

Политика безопасности нижнего уровня относится к конкретным сервисам. Она включает в себя два аспекта - цели и правила их достижения, поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть гораздо детальнее. Есть много вещей, специфичных для отдельных сервисов, которые нельзя единым образом регламентировать в рамках всей организации. В то же время эти вещи настолько важны для обеспечения режима безопасности, что решения, относящиеся к ним, должны приниматься на управленческом, а не техническом уровне. Приведем несколько примеров вопросов, на которые следует дать ответ при следовании политике безопасности нижнего уровня:
- кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом?
- при каких условиях можно читать и модифицировать данные?
- как организован удаленный доступ к сервису?

При формулировке целей политика нижнего уровня может исходить из соображений целостности, доступности и конфиденциальности, но она не должна на них останавливаться. Ее цели должны быть конкретнее. Например, если речь идет о системе расчета заработной платы, можно поставить цель, чтобы только работникам отдела кадров и бухгалтерии позволялось вводить и модифицировать информацию. В более общем случае цели должны связывать между собой объекты сервиса и осмысленные действия с ними.
Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем детальнее правила, чем более формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими мерами. С другой стороны, слишком жесткие правила могут мешать работе пользователей, вероятно, их придется часто пересматривать. Руководству придется найти разумный компромисс, когда за приемлемую цену будет обеспечен приемлемый уровень безопасности, а работники не окажутся чрезмерно скованы. Обычно ввиду особой важности данного вопроса наиболее формально задаются права доступа к объектам.
 

 


СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Любое действие человека, ориентированное на достижение каких-либо результатов, реализуется определенными способами. Естественно, что имеющийся опыт по защите информации достаточно четко определил совокупность приемов, сил и средств, ориентированных на обеспечение информационной безопасности. С учетом этого можно так определить понятие способов защиты информации: способы защиты информации - это совокупность приемов, сил и средств, обеспечивающих конфиденциальность, целостность, полноту и доступность информации, и противодействие внутренним и внешним угрозам.

Естественно предположить, что каждому виду угроз присущи свои специфические способы, силы и средства.

3.1. Общие положения

Обеспечение информационной безопасности достигается системой мер, направленных:

      на предупреждение угроз. Предупреждение угроз - это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;

      на выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;

      на обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;

      на локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;

на ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.

Предупреждение возможных угроз и противоправных действий может быть обеспечено самыми различными мерами и средствами, начиная от создания климата глубоко осознанного отношения сотрудников к проблеме безопасности и защиты информации до создания глубокой, эшелонированной системы защиты физическими, аппаратными, программными и криптографическими средствами.

3.2. Характеристика защитных действий

Защитные действия ориентированы на пресечение разглашения, защиту информации от утечки и противодействия несанкционированному доступу.

Защитные действия, способы и мероприятия по обеспечению информационной безопасности можно классифицировать по основным характеристикам и объектам защиты по таким параметрам, например, как ориентация, характер угроз, направления, способы действий, охват, масштаб и др.

Защитные действия по ориентации можно классифицировать как действия, направленные на защиту персонала, материальных и финансовых средств и информации как ресурса.

Информация о работе Информационная безопасность