Информационное пространство и безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Человек всегда существовал в окружающем его информационном пространстве. Даже относительно кратковременное прекращение поступления информации извне приводит к тяжелым и непоправимым расстройствам психики человека. Отсутствие возможности обмениваться информацией с себе подобными также плохо сказывается на его психическом здоровье. До последнего времени информационное пространство человека было локальным.

Оглавление

1. Информационное пространство и безопасность....................................2
2. Методы манипулирования на предприятиях торговли......................12
Список литературы.................................................................................16

Файлы: 1 файл

безоласность.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

Содержание

1. Информационное пространство и безопасность....................................2

2. Методы  манипулирования на предприятиях торговли......................12

Список литературы.................................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Информационное пространство и безопасность.

Человек всегда существовал  в окружающем его информационном пространстве. Даже относительно кратковременное  прекращение поступления информации извне приводит к тяжелым и  непоправимым расстройствам психики  человека. Отсутствие возможности обмениваться информацией с себе подобными  также плохо сказывается на его  психическом здоровье. До последнего времени информационное пространство человека было локальным. Толчком к  глобализации информационного пространства послужило появление письменности, которая позволила связывать  источники информации не только с  пространственно удаленными потребителями, но и потребителями, удаленными во времени.

Расширению информационного  пространства человека способствовали появление книгопечатания и почты, изобретение телеграфа и телефона, открытие радио и телевидения. Огромный и решающий вклад в глобализацию информационного пространства внесло массовое применение во всех сферах деятельности человека, по крайней мере, в странах  западной цивилизации, современных  информационно-коммуникационных технологий, которые сделали реальностью  превращение информационного пространства человека из локального, охватывающего  довольно ограниченную общность людей (семью, профессиональные и общественные группы, этнос, государство) в глобальное, включающее практически все цивилизованное человечество. Победное шествие Интернета  и интернет-технологий по всему земному  шару в конце двадцатого века продемонстрировало объективность и неизбежность глобализации информационного пространства со всеми  вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для безопасности личности, общества и государства.

Многовековое существование  человека в локальном информационном пространстве позволило выработать достаточно эффективные нормы и  правила поведения людей в  этом пространстве, создать действенные  административные, правовые и этические  механизмы, регулирующие взаимодействие всех элементов общества в информационном пространстве и обеспечивающие безопасность такого взаимодействия. История знает  множество примеров введения административных, правовых и религиозных запретов на распространение информации, могущей  поколебать устои, на которых держится власть в обществе, и создания органов, контролирующих выполнение запретов и  карающих за их нарушение. Наказание  Сократа в древней Греции, инквизиция в средние века, государственная, общественная и религиозная цензура, гонения на инакомыслящих, сожжение книг и уничтожение нежелательной информации даже в наше время свидетельствуют о том, что правящая элита всегда стремилась сделать окружающее информационное пространство безопасным, по крайней мере, для себя. Эти меры в совокупности с соответствующими моральными нормами поведения в информационном пространстве позволяли до последнего времени относительно успешно реализовывать задачу обеспечения безопасности человека в локальном информационном пространстве.

Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют  информационные потоки, создаваемые  всей человеческой цивилизацией, ставит в повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем, порождаемых самим фактом существования  этого пространства. Активизация  и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют  все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности, общественных групп и всего  общества, и без выработки и  соблюдения соответствующей совокупности норм поведения в информационном пространстве, предписываемых общественным или профессиональным статусом человека, эти требования вряд ли могут быть выполнены.

Характерными особенностями  современного глобального информационного  пространства являются:

  • охват всего цивилизованного человечества;
  • прозрачность современного глобального информационного пространства, наличие практической возможности оказывать воздействия на любого человека и общественные группы через их информационные сферы;
  • резкое расширение спектра возможных информационных воздействий и увеличение их силы;
  • трудность своевременного выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их негативных последствий.

Эти особенности не дают оснований считать, что введение только правовых норм, регламентирующих деятельность человека в глобальном информационном пространстве и использование  им этого пространства, позволит обеспечить требуемый уровень информационной безопасности личности, общественных групп и всего общества. Велик  соблазн нарушить все и всяческие  нормы поведения человека в информационном пространстве, так как нарушитель чаще всего остается не только безнаказанным, но даже и не выявленным. К тому же введение подобных правовых норм встречает довольно сильное сопротивление со стороны определенных общественных кругов и, в первую очередь, журналистских.

Так в последнее время  обострилась полемика вокруг принятых Государственной Думой и Советом  Федерации поправок к закону о  средствах массовой информации, направленных на выработку норм и правил освещения  чрезвычайных ситуаций в прессе, на радио и телевидении. Журналисты обвиняют законодательную власть в  том, что принятие данных поправок угрожает свободе слова и нарушает их конституционные  права на журналистскую деятельность в условиях чрезвычайных ситуаций. Президент России В. Путин наложил  вето на эти поправки и отправил их на доработку в согласительную комиссию Государственной Думы и  Совета Федерации. Это свидетельствует  о том, что Путин понимает всю  сложность решения проблемы обеспечения  необходимого и достаточного уровня свободы слова в условиях, когда  журналисты желают любым путем, вплоть до разглашения опасной для общества и государства информации, максимально  повысить как свой рейтинг, так и  рейтинг своих изданий и каналов  СМИ, а власти стремятся предотвратить  утечку нежелательных для них  сведений, и при этом часто переступают  пределы необходимых ограничений.

Административные меры регулирования  взаимоотношений людей и их деятельности в расширяющемся информационном пространстве становятся все менее  и менее эффективными. Невозможно создать всеобъемлющую систему  запретов, ограничений и предписаний, регламентирующих эти отношения  и деятельность. Практически невозможно проследить за выполнением этих запретов, ограничений и предписаний каждым человеком, живущим в этом пространстве. В этих условиях отрицательную роль сыграло несвоевременное применение, по крайней мере, в России, принципа «что не запрещено, то можно». Российское общество оказалось не готово к этому, так как в этом случае должны срабатывать  определяемые этикой нравственные и  моральные нормы и принципы, которых  явно не хватает и которые нужно  еще создать, привить и воспитать  в основной массе членов общества.

При этом этика рассматривается  в широком смысле как:

  • философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе;
  • совокупность норм поведения в обществе и в отношениях с другими людьми, предписываемых общественным или профессиональным статусом человека;
  • мораль какой-нибудь общественной группы.

Современное состояние глобального  информационного пространства создает  у человека, взаимодействующего в  нем, ощущение могущества и безнаказанности. Такой человек чувствует себя подобно деревенскому жителю, перебравшемуся на жительство в город. В деревне  он был на виду, и все его поступки оценивались деревенским обществом  по моральным нормам этого общества. Отклонение от норм осуждалось, что  вынуждало жителя деревни выполнять  требования деревенской этики.

При попадании в город  деревенский житель терял ощущение контроля со стороны общества над  своим поведением. Ему казалось, что никто не узнает, что именно он совершил какое-либо действие, нарушающее моральные нормы. Это служило  причиной всплеска асоциального поведения  у новых горожан, и должно было пройти немало времени, чтобы это  поведение пришло в норму.

Аналогичное поведение наблюдается  у многих наших современников, впервые  приобщившихся к современному информационному  миру. Особенно это касается молодого поколения, которому информационное пространство одно из первых предоставляет возможность  самостоятельно действовать и проявить себя как личности в мировом масштабе. Примеров асоциального поведения человека в информационном пространстве достаточно много. К ним относятся хакерство  и разработка вирусных программ. Не рассматривая случаи преднамеренного  взлома программного обеспечения для  нанесения ущерба и извлечения дохода, можно привести примеры, когда молодой  человек только для того, чтобы  доказать себе и своим коллегам, что он может сделать это, взламывал  чужой компьютер или запускал в информационную сеть вирус.

Десятки тысяч номеров  украденных и предлагаемых для продажи  в Интернете кредитных карт свидетельствуют  о той легкости, с которой совершается  в информационном пространстве подобного  рода преступления, связанные с несанкционированным  доступом к персональной информации и наносящие значительный ущерб  их владельцам. Только воровство и  использование украденных кредитных  карт наносит их законным владельцам ущерб не менее одного миллиарда  долларов ежегодно. Анонимность воровства  и, особенно, использования украденных кредитных карт в сочетании с  отсутствием у многих людей моральных  ограничений позволяет утверждать, что сферы и размер такого рода преступлений в процессе расширения информационного пространства будут  только возрастать.

Особую тревогу вызывает увлечение компьютерными играми, в том числе азартными, которое  широко охватило современную молодежь. Дети и подростки с еще неокрепшей психикой подвергаются особой опасности  воздействия на них виртуальной  реальности, создаваемой такими играми. Компьютерные игры создают у людей  иллюзию насыщенной событиями реальной жизни и в то же время уводят от существующих проблем. Они эксплуатируют  страсть человека к игре и вызывают необычное заболевание — страсть  к компьютерным играм. Симптомы его  похожи на тяжелые формы наркомании. Некоторые люди могут держать  себя в узде и тратить на игру небольшое количество времени. Но гораздо  большее число пользователей, особенно подростки в переходном возрасте, оказываются не в состоянии противостоять  засасывающему эффекту игр. Наблюдались  случаи тяжелых психических расстройств  и даже самоубийств подростков в  результате увлечения компьютерными  играми. Однако производство компьютерных и особенно онлайновых игр относится  к наиболее прибыльным и активным сферам бизнеса; поэтому не следует  ожидать, что эта сфера деятельности будет сокращаться или хотя бы ограничиваться какими-либо рамками. Общество и государство должны принять  всю совокупность мер, включая и  моральные, для защиты подрастающего  поколения от пагубного влияния  такого увлечения.

Отдельные государства уже  начали действовать в этом направлении. Так, Министерство здравоохранения  Таиланда [1] сочло необходимым предупредить родителей, чтобы те со всей серьезностью подходили к выбору видеоигр и учитывали при этом возраст и эмоциональное состояние своих детей. Правительство Греции приняло к рассмотрению новый закон о запрете на все виды азартных игр в общественных местах. Согласно представленному Министерством экономики и финансов законопроекту, в публичных местах запрещены установка и использование «любых электрических, электромеханических и электронных игровых устройств», включая и персональные компьютеры. Запрет распространяется на все общественные места. Единственное исключение — Интернет-кафе, в которых, тем не менее, запрещено играть в любые игры. Обязанность контроля за соблюдением закона будет возложена на владельцев Интернет-кафе, а нарушители закона будут подвергаться штрафу в размере 5 000 – 75 000 евро или тюремному заключению на срок до 12 месяцев.Формирование глобального информационного пространства резко обострило проблемы, в том числе и этические, связанные с интеллектуальной собственностью. Интеллектуальная собственность — это фактически информация, на владение которой претендует или имеет право лицо, называемое собственником. При этом носитель информации в ценности интеллектуальной собственности играет незначительную роль. Основная проблема заключается в том, что получение информации каким либо лицом чаще всего не связано с уменьшением ее на носителе, находящемся в чьей-то собственности, и перемещением носителя от собственника к собственнику.

Глобальное информационное пространство создает пользователю практически неограниченные возможности  перемещения по информационным сетям  любой информации, даже не ставя  в известность об этом ее собственника. Поэтому защита интеллектуальной собственности  в таком пространстве является почти  неразрешимой задачей, так как либо технически и юридически невозможна, либо стоит слишком дорого. Следствием такого положения являются расцвет  сетевого пиратства и хакерства, запуск по сетям вирусов, разрушающих  компьютерные программы и уничтожающих информацию, сбор различной информации без ведома лиц и компаний, о  которых эта информация собирается. Многие исследователи считают, что  проблемы интеллектуальной собственности  в глобальном информационном пространстве должны сначала решаться на этическом  уровне, и только потом переводиться в правовую и другие плоскости.

Одной из серьезных проблем  поведения человека в глобальном информационном пространстве является проблема «информационного мусора», или  спама. В своем обследовании «Marketing & Branding Forecast: Online Advertising & E-mail Marketing Through 2007» [2] аналитики Jupiter Media Metrix спрогнозировали, что ежегодные затраты на проведение e-mail-маркетинговых кампаний в мире увеличатся с 1,4 млрд. долларов в 2002 году до 8,3 млрд. долларов в 2007 году, то есть за пять лет они вырастут почти в шесть раз. Это означает, что абсолютно все группы пользователей информационными телекоммуникационными сетями столкнутся с проблемой несанкционированной доставки электронных посланий. По самым скромным оценкам, в 2007 году каждый пользователь будет получать не менее 3 900 подобных посланий в год, хотя еще в 2000 году нижняя граница числа таких посланий, получаемых среднестатистическим пользователем за год, была близка к 450. Это так называемый «классический» или «коммерческий спам».

В заметке «Виртуальный мир: Почта — под запретом», составленной по материалам информагентств, газета «Санкт-Петербургские ведомости» [3] сообщила, что директор британской компании «Phones 4u», специализирующейся на продаже мобильных телефонов, запретил сотрудникам этой компании вести переписку по электронной почте, так как, по его мнению, на чтение электронной почты, в том числе и спама, сотрудники тратят ежедневно до трех часов в день, причем утром, в самое продуктивное время. Таким образом он надеется экономить до миллиона фунтов стерлингов (1,5 млн долларов США) ежемесячно.

Однако не только классический спам является проблемой информацио-телекоммуникационныных сетей. Как следует из выполненного американскими исследователями [4] анализа статистических данных, еженедельно среднестатистический служащий получает от своих знакомых до 30 писем с «пустым» содержанием (шутками, анекдотами, картинками). Такого объема электронных посланий вполне достаточно для того, чтобы «подвесить» корпоративную компьютерную сеть. Ежегодный объем такого «дружеского» спама составляет около 1 500 писем на человека, что значительно больше, чем настоящий, коммерческий, спам. Данное явление получило название «junk-email».

Европарламент принял проект постановления о защите данных электронных  коммуникаций (Electronic Communications Data Protection Directive) [5], согласно которому рассылка рекламных писем должна осуществляться на основе принципа «opt-in». Это означает, что маркетинговым компаниям перед массовыми рекламными рассылками по электронной почте, факсу или другим информационно-телекоммуникационным каналам необходимо получить согласие на это со стороны адресата. Альтернативный принцип «opt-out» позволял свободно осуществлять подобные рассылки до тех пор, пока получатель рекламы не попросит исключить его из списка рассылки.

Тем не менее данное постановление  Европарламента не защитит от пользователей  рекламных рассылок, осуществляемых с территории государств, не входящих в состав ЕС, а также от действий «спамеров», не работающих на определенные компании и при этом нелегально рассылающих  миллионы электронных писем. Кроме  того, постановление в его нынешней редакции имеет очевидную лазейку  — компаниям, уже «установившим  отношения» с пользователями, разрешается  использовать в своей рассылке принцип  «opt-out» при рекламе товаров, аналогичных  тем, на получение рекламы которых  пользователь согласился ранее. Решение  о том, относить товар в разряд аналогичных или нет, будет приниматься  самими компаниями. А это означает, что данная административно-правовая мера не решает проблему защиты пользователя информационно-коммуникационными сетями от спама, а переводит ее из разряда  правовых в этическую.

В ряде европейских стран [6] к инициаторам несанкционированной рассылки информации (спама) по телекоммуникационным каналам становится возможным применение достаточно жестких административных и правовых мер. В Великобритании, например, с 11 декабря 2003 года вступает в действие закон, согласно которому автор непрошеных электронных писем может быть оштрафован на значительную сумму. Итальянские власти, кроме штрафа, размер которого достигает 90 000 евро, допускают также и уголовные санкции — заключение в тюрьму на срок от полугода до трех лет.

Главный вред от несанкционированных  рассылок заключается в занятии  каналов передачи данных спамом и  увеличении времени, которое пользователям  приходится тратить на работу с корреспонденцией. Так, например, экономические потери российских пользователей от спама  за 2002 год были оценены экспертами в размере от 47 до 200 миллионов  долларов. Отмечено, что этот ущерб  имеет тенденцию стремительно нарастать.

Тем не менее, следует отметить, что примеры положительного влияния  общества на этику поведения современных  пользователей в информационном пространстве существуют. Так, несмотря на значительный рост числа абонентов  мобильной телефонной связи, культура пользования этой связью в результате воздействия общественности постепенно повышается. Все меньшая доля абонентов  пользуется «мобильниками» в общественных местах и для демонстрации своей  исключительности. Хочется верить, что эта тенденция сохранится, и мы не будем свидетелями и  слушателями чужих переговоров  во время спектаклей, концертов, в  транспорте и других неподходящих для  этого местах.

То же самое можно сказать  о поведении общественных групп  и государств в глобальном информационном пространстве. Единственным видом войн, которые непрерывно ведутся со времен окончания второй мировой войны, является информационная война. Считается [7, с. 9], что начало информационным войнам положила утвержденная 18 августа 1948 года Советом национальной безопасности США директива 20/1 «Цели США в отношении России». Эта директива была нацелена на ведение войны качественно нового типа, в которой оружием служит информация, а борьба ведется за целенаправленное изменение общественного сознания таким образом, чтобы создать возможность манипулировать как населением страны, так и ее правящей элитой. С тех пор театры информационных военных действий и круг вовлекаемых в них государств, общественных групп и отдельных личностей постоянно расширяются. Изобретаются все новые виды все более изощренных и эффективных информационных воздействий, которые не отправляются на склад, а тут же находят свое применение. Информационные технологии уже сегодня играют первостепенную роль в военной сфере, и современную войну можно выиграть лишь благодаря победе в глобальном информационном пространстве.

Средства массовой информации (СМИ) также активно используют возможности, которые предоставляет им современное  глобальное информационное пространство, для проведения массированной информационно-психологической  обработки населения в интересах  отдельных государств, общественных групп и отдельных личностей. Современный терроризм ориентируется  на СМИ как на основной рупор, позволяющий  ему насаждать страх в обществе и затем использовать его для  шантажа населения и власти. СМИ  уже в силу своей специфики  выступают информационным инструментом террористических, а также политических, финансовых, промышленных, криминальных и прочих группировок, стремящихся  манипулировать общественным сознанием  для достижения своих целей. Неоднократно отмечалась та роль, которую играют СМИ при проведении избирательных  кампаний. И эта роль не всегда была положительной.

В таких обстоятельствах  только этика, и особенно этика личности, позволяет избежать многих негативных последствий, обусловленных особенностями  глобального информационного пространства, и создать условия для выполнения необходимых требований обеспечения  информационной безопасности. При этом информационная безопасность личности рассматривается в двух аспектах [10, с.345]:

  • как состояние личности, в котором ей путем воздействия на ее информационную сферу не может быть нанесен существенный ущерб или вред;
  • как свойство личности, характеризующее ее неспособность причинять другим личностям, общественным группам и государству существенного вреда или ущерба путем воздействия на них через их информационную сферу.

Этика глобального информационного  пространства играет определяющую роль в формировании информационно безопасной личности, то есть личности, которая  в силу своего воспитания и этики  не будет наносить ущерб другим людям, обществу и государству даже в  том случае, если для этого представится возможность, а нанесение ущерба останется безнаказанным.

Следует отметить, что этика  глобального информационного пространства в силу своей специфики является одним из наиболее слабо разработанных  и плохо освещенных в печати и  СМИ научных направлений. Одним  из первых солидных академических изданий, посвященных проблемам компьютерной этики, следует считать выпущенную на английском языке в начале 2000 года издательством «Макмиллан»  книгу «Этика Интернет» [11], которая представляет собой попытку систематического, профессионального исследования соответствующей проблематики с участием философов, правоведов, ученых и практиков в области информационных технологий.

История зарождения и развития компьютерной этики кратко рассмотрена  в выступлении [12] И.Ю. Алексеевой «Этика Интернет»: опыт международной команды» на семинаре «Информационное общество: экономика, социология, психология, политика и развитие Интернет-коммуникаций», которое состоялось 28 июня 2000 г. Анализ содержания данного выступления только подтверждает необходимость проведения работ по проблемам этики глобального информационного пространства, особенно в России, где данным проблемам, несмотря на всю их важность и значимость, уделяется слишком мало внимания.

Глобальное информационное пространство таит в себе определенные угрозы, и по мере его развития эти  угрозы могут усиливаться, так как  это обусловлено указанными выше свойствами данного пространства. Но человек не может жить вне этого  пространства. Необходим целый комплекс специальных мер для обеспечения  допустимого уровня безопасности жизни  и деятельности человека в глобальном информационном пространстве. Данный комплекс должен включать мониторинг всех точек этого пространства, осуществляемый в режиме реального времени с  целью своевременного выявления  существующих и возникающих в  нем информационных угроз, их предотвращения и нейтрализации, а также ликвидации негативных последствий этих угроз. Такой мониторинг станет возможным, если основная масса субъектов глобального  информационного пространства станет сознательно в нем участвовать  и возьмет на себя моральную ответственность  за безопасность этого пространства. Это означает, что должна быть соответствующая  этика — этика глобального  информационного пространства, которой  будут следовать субъекты данного  пространства и без которой безопасность человека в глобальном информационном пространстве будет практически  недостижима. Основу этой этики должна составлять традиционная этика взаимоотношений  людей, которая создавалась и  проверялась на практике в течение  многих веков и без которой  трудно представить существование человеческого общества как сейчас, так и в обозримом будущем. Однако в нее должны быть внесены соответствующие коррективы и дополнения, которые учли бы реалии, связанные с формированием глобального информационного пространства.


2.Методы  манипулирования на предприятиях торговли.

Проанализируем разные процессы,происходящие в бизнесе с точки зрения наличия  манипулятивных действий.

 

2.1 Манипулирование  в менеджменте

 

В управлении есть три основные составляющие:планирование,организация  и контроль. В каждом из этих элементов  свои манипулятивные моменты9.

В планированиируководитель должен уметь"забрасывать"себя на несколько лет вперед,чтобы увидеть  то будущее, в котором он со своей  командой окажется. Кто-то может разглядеть перспективы10-20 лет, а кто-то с большим  трудом может увидеть лишь то, что  произойдет через месяц-два.Дело в  том, что руководитель действительно  должен уметь создавать виденье  будущего,т.к подчиненным это  бывает сделать порой просто невозможно.Не они ведь(как они считают)должны планировать рост и движение основных и оборотных средств, которые  им не принадлежат.Во всяком случае,даже если их об этом попросить,они это  сделают намного хуже и все  равно оставят неудовлетворенным  своего шефа.Ну, не их это дело, стратегическое планирование.Поэтому и приходится руководителю заглядывать в свое будущее и смотреть, где же там  будут располагаться его люди и чем будут заниматься.А потом  рассказывать о том, что увидел своей  команде,мотивируя ее на ратный труд.При  этом он будет манипулировать своими подчиненными простой мыслью: "Вот, ребята ваше светлое будущее, шагайте  за мной и у вас все будет".Поразительно,но в сказки хочется верить.Это создает  мотив для хорошей работы. И, только спустя некоторое время, понимаешь,что  это была манипуляция и становится несколько обидно за себя,за потерянное время и умершую надежду.

Руководитель должен уметь  планировать и ставить достижимые цели. Пожалуй,это можно назвать  манипуляцией,а скорее даже программированием  будущего каждого члена коллектива.Вот  почему полезно почаще проговаривать  будущее, тем самым мотивируя  людей. При этом надо помнить,что небольшие преувеличения планов людьми прощаются (они ведь понимают трудности и причины, изменившие ход событий),но большие никогда (именно в этот момент они чувствуют себя обиженными и обманутыми).

Надо сказать,что эмоции,которые  вызывает чья-то манипуляция,обычно бывают негативными.Именно поэтому мы чувствуем  себя "как-то не очень". Кому понравятся такие щипки снизу, как, например, "Ты как всегда медленно соображаешь"или "Не тормози,думай побыстрее",или "Тебе мозгов не хватит получить эту  должность"10.

Организуя и контролируя  выполнение каких либо действий исполнителей,руководителю манипуляций не избежать.Ведь именно благодаря им он может ускорять процесс, пощипывая людей за их струны. С  точки зрения тайм-менеджмента умение противостоять манипуляциям может  очень существенно экономить  наше время. Очень часто манипулятор,который  точно знает, чего он хочет, втягивает  нас в свою игру,смысл которой  нам очень часто бывает непонятным.И, не желая выглядеть в его глазах как-то неподобающе,мы "ведемся"на игру и попадаем в его силки  вместо того,чтобы вовремя поставить  заслон манипуляции и не терять время  на выпутывание себя из сетей.

Способов противостояния довольно много.Это и прямая конфронтация.Это  и такие психологические виды борьбы,как самбо и айкидо. Это  и умение задавать вопросы, рассчитанные на точность и блокирующие действия манипулятора.Это и контроль эмоций. Это и прояснение целей манипулятора.И  уточнение его действий.Всему  этому можно научиться.Кто-то сказал"Манипуляторами не рождаются".Мастерами противостояния манипуляциям тоже не рождаются11.

2.2 Манипулирование  в сфере организации в соотношениях  руководитель- подчиненный

Современный этап развития бизнес-отношений не раз доказывал,что  повышение сопричастности персонала  организации прямым образом влияет на выходные показатели эффективности.Ведь простое денежное стимулирование,как  известно,имеет свои пределы, а офисный  сотрудник желает трудиться и  зарабатывать в соотношении уровень  накопления/уровень потребления.

Тем не менее в рамках эффективности предприятия всегда было принято и остается не менее  актуальным и поныне снижение издержек. Если рассматривать снижение издержек в краткосрочном периоде в  отношении персонала, то обычно экономия происходит на зарплате.Нет, безусловно,нельзя утверждать,что сотрудник получает минимально возможный оклад, однако зачастую используется практика оплаты чуть выше минимально возможного оклада по должности.В долгосрочной перспективе издержки выглядят гораздо более серьезным делом- потеря ценного сотрудника,переход его к конкурентам и связанные с этим трудности в поиске нового профессионально подготовленного работника.

В связи с этими сложностями  руководитель весьма часто,осознанно  или бессознательно,так или иначе,использует техники скрытого влияния на сотрудника.Иными  словами,происходит манипулирование.Чаще всего манипулирование в рамках соотношения руководитель- подчиненный  выражается в нескольких аспектах: окружение руководителя предметами власти и авторитета,создание атрибутики,различного рода симулякров организации.

Давайте остановимся на первом аспекте- окружение руководителя предметами власти и авторитета.Начнем с того,что  увольнение из организации достаточно трудный шаг для сотрудника.Вместе с тем,если руководитель придерживается более авторитарного стиля управления(а  так или иначе даже попытки  привнести западную кооперативную  модель управления зачастую не всегда дают всходы на постсоветской почве  вождизма),то ситуация становится еще  более щекотливой.

На помощь созданию стиля  власть держащего чаще всего идут в ход материальные предметы, особенно предметы роскоши:мебель (комфортное кресло руководителя и неудобный стул подчиненного,чтобы  тот больше испытывал неудобств  при общении с начальством  и хотел скорее покинуть кабинет),дорогие  элементы личного пользования(например, ручка с золотым пером,портсигар  с камнями, перстни,цепи), одежда(общепринято  руководителю носить костюм,причем костюм всегда в несколько раз (если не на несколько порядков) дороже костюма  подчиненного).Руководитель- лицо компании,своего рода один из основных брендов12.

Однако не только этим можно  ограничиться.В последние годы особенно процветает создание симулякров корпоративной  культуры. Первым атрибутом здесь  служит форма сотрудников- идентичный внешний вид,с одной стороны,может  негативно сказаться на самоопределении  работника,однако заставляет его пожертвовать частью личной индивидуальности в пользу корпоративности.Примеров масса- это  сети общественного питания, где  на поверку ни о каком коллективе не может быть и речи и все трудятся на менеджера всяческими доносами на своих коллег и сотрудников(оно  и понятно,в США после инцидента,когда  один сотрудник настучал на другого, они продолжают спокойно общаться).Это  предприятия промышленного характера, где общая форма не только цель корпоративизма,но и больше как обязательный атрибут техники безопасности.

Возможно,именно поэтому  истоком духа общности является рабочий  коллектив,взращенный в стенах предприятий.На сегодняшний день еще одним популярным механизмом манипуляционного воздействия  является соблюдение ритуалов, своего рода безрелигиозное сектантство.К  ним вполне можно отнести ежедневное исполнение гимна (сейчас и российские компании зачастую заказывают профессиональным композиторам написать для них корпоративный  гимн) 13.

Истоки, скорее всего, нужно  искать в японской модели ведения  бизнеса, так как нигде в мире не был повторен опыт производства без брака продукции.Более того,самоотдача персонала в японской модели несоизмеримо выше и проистекает не столько  из характера сопричастности коллективу сотрудников,сколько из психологии и менталитета.Японцы не видят себя без работы на предприятии и обычно не могут брать отпуск более чем  на неделю.

Не является исключением  также различный психологический  инструментарий в арсенале руководителя.Вне  зависимости от делегированных полномочий и объема власти,сосредоточенного в  руках одного лица или группы лиц (а, как показывает практика, российская модель управления привыкла обходиться без посторонних ушей и глаз),руководители на разных уровнях управления не считают  зазорным манипуляцию фактами, подтасовку или неразглашение информации(прежде всего в целях именно безопасности работы организации,исключая факт шпионажа)сотрудникам.Помимо этого вполне уместным считается  увольнение сотрудников"по собственному желанию" за провинности,психологическую  несовместимость и пр. 14

Особенный интерес представляет собой так называемое ситуационное манипулирование(или экологическое  манипулирование),а также микрополитические  аспекты управления.Микрополитическое  управление выражается в серии продуманных  шагов руководителем в отношении  подчиненных,которые так или иначе  подразумевают манипуляционные  технологии,применение системы двойных  стандартов,психологическое подталкивание  к нужному решению в рамках организационного проекта (не без участия  намеренной утраты обратной связи или  дезинформации подчиненных).Ситуационное,или  экологическое,манипулирование сотрудниками в организации проистекает из способности руководителя отслеживать  внешние факторы и их изменения  в реальном времени и способно использовать технологии манипуляции(инструментарий весьма обширен и использует как  психологические аспекты (память,внимание, чувства,стереотипы),так и манипуляционное  моделирование(модели манипуляции  В.П. Пугачева и Р. Чалдини, а также  труды Е.Л. Доценко и С. Кара-Мурзы).

Список  литературы.

1. «Компьютер Информ».  №11. 2008 г. С. 27.

2. E-mail: проблема — 2007 // «Компьютер-ИНФО». № 30 (299). 11.10.2008. С. 12

3. Виртуальный мир: Почта  — под запретом // «Санкт-Петербургские  ведомости». №181 (3051). 30.09.2008.

4. «Компьютер Информ».  №18. 2006 г. С. 24.

5. «Компьютер Информ».  №18. 2007 г. С. 26.

6. Хозиков В. Сомнительный вкус ветчины. Спам — от консервов до пугала Интернета // «Санкт-Петербургские ведомости». №181 (3051). 30.09.2008.

7. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М.: Институт социально-психологических исследований АСН, 2011. 304 с.

8. Рыжков Н.И. Десять лет великих потрясений. М.: Ассоциация Книга. Просвещение. Милосердие. 2009.

9. Самохвалова В.И. «Массовый человек» — реальность современного информационного общества. // Материалы научной конференции. Проблемы человека: мультидисциплинарный подход. М.: 2008. С. 59.

10. Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2008. 455 с.

11. Internet Ethics / Edited by D. Langford. Houndmills etc.: Macmillan press, 2009. 281 p. ISBN 0-333-77626-7.

12. Алексеева И.Ю. «Этика Интернет»: опыт международной команды». Выступление на семинаре «Информационное общество: экономика, социология, психология, политика и развитие Интернет-коммуникаций» 28 июня 2010 г. (http://www.isn.ru/info/seminar-doc/ethics.doc).

 


Информация о работе Информационное пространство и безопасность