Правовые основы регулирования государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:21, реферат

Краткое описание

Для осуществления государством возложенных на него целей, задач и функций оно должно располагать собственными, т.е. находящимися в его собственности, финансовыми ресурсами. Для этого в процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства – РФ и ее субъектов. Таким образом, создаются государственные доходы.

Оглавление

Введение. Понятие и виды государственных доходов
Источники правового регулирования государственных доходов
Налоги как основной источник доходов
Понятие налогов и их исторические формы
Налоги, взимаемые на территории РФ
Виды налогов и основания их классификации
Функции налогов
Правовое регулирование доходов Санкт-Петербурга
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

право.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

      Налоговый кодекс РФ  устанавливает виды и перечень взимаемых в РФ налогов и сборов.

      Статьей 12 налогового кодекса в Российской Федерации предусмотрена трехуровневая  система распределения налогов  и сборов: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

      Перечень  налогов, направляемых в федеральный бюджет страны, определен в ст. 13 НК РФ "Федеральные налоги и сборы". К ним относятся:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Единый социальный налог;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за использование объектами животного мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;
  • Государственная пошлина.

          Перечень  налогов, направляемых в бюджеты  субъектов РФ, приведен в ст. 14 НК РФ "Региональные налоги". К ним относятся:

    • Налог на имущество организаций;
    • Налог на игорный бизнес;
    • Транспортный налог.

            Перечень налогов, направляемых  в бюджеты местных органов  власти (органов местного самоуправления), определен в ст. 15 НК РФ "Местные  налоги"". К ним относятся:

    • Земельный налог;
    • Налог на имущество физических лиц.
 
 

                  Виды  налогов и основания их классификации.

      Налоги  могут быть классифицированы по различным  основаниям, в том числе по способу  и цели взимания, по способу обременения, по принадлежности к бюджету определенного уровня, по уровню налоговой системы, по субъектам уплаты и исчисления, по периодичности уплаты и пр.

      По  способы взимания выделяются:

- прямые  налоги (подоходно-поимущественные);

- косвенные  налоги (налоги на потребление).

      Прямы налоги  - взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

      В свою очередь прямые налоги в зависимости  от действительности дохода подразделяются на личные и реальные налоги.

      Личные  налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика и уплачиваются с действительно полученного им дохода (налог на доходы физических лиц).

      Реальными налогами облагается некий предполагаемый усредненный доход (налог на игорный бизнес)

      Косвенные налоги (налоги на потребление) – взимаются  в процессе расходования материальных благ. Среди косвенных налогов выделяются:

- индивидуально-косвенные  налоги, которыми облагаются определенные  группы товаров (акцизы);

- универсально-косвенные  налоги, которыми облагаются все  или почти все товары, работы  и услуги (НДС).

      По  способу обременения налоги подразделяются на:

- раскладочные (репартиционные) налоги;

- количественные (долевые, квотативные) налоги.

      Раскладочные (репартиционные) налоги представляют собой разделенную в равных долях  между плательщиками определенную сумму конкретных государственных расходов.

      При взимании количественных  (долевых, квотативных) налогов государство  принимает во внимание налоговую  способность налогоплательщиков.

      По  целевой направленности можно выделить:

- общие  (абстрактные) налоги;

- целевые  налоги.

      Денежные  средства, поступающие в государственный бюджет в результате уплаты общих (абстрактных) налогов, не связаны с каким-либо конкретным направлением их расходования (НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц).

      Целевые налоги, напротив, предполагают расходование собранных в результате их взимания денежных средств, лишь на строго определенные цели (водный налог).

      По  принадлежности к бюджету определенного  уровня выделяются:

- закрепленные  налоги;

- регулирующие (разноуровневые) налоги.

      Закрепленные  налоги систематически и полностью  поступают в бюджет определенного  уровня.

      Денежные  поступления от регулирующих (разноуровневых) налогов распределяются между бюджетами  различных уровней (сумма налога на прибыль организаций  по ставке 6,5% зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17,5% - в бюджеты субъектов РФ).

      По  субъекту налога выделяются:

- налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических  лиц, налог на имущество физических  лиц);

- налоги  с организаций (налог на прибыль  организаций, налог на имущество  организаций);

- налоги  со смешанным субъектным составом (смежные налоги). Примером  таких налогов могут, например, служить транспортный налог и государственная пошлина. 

      По  периодичности уплаты:

- регулярные  налоги (систематические, текущие). К ним относятся налог на  прибыль организаций, НДС, налог  на имущество организаций;

- разовые  налоги (государственная пошлина). 

      В зависимости  от субъекта, осуществляющего  исчисление налогов, выделяются:

- окладные  налоги;

- неокладные  налоги.

      Исчисление  окладных налогов осуществляется налоговыми органами ( налог на имущество физических лиц), а неокладных налогов – налогоплательщиками  или налоговыми агентами (налог на прибыль организации, НДС, налог на доходы физических лиц).

        Имеются налоги, имеющие совмещенную  юридическую конструкцию. Так,  транспортный нар лог организации исчисляют самостоятельно, однако если его плательщиками являются физические лица, то исчисление осуществляется налоговыми органами. 

                  Функции налогов

      Функции налогов в данном случае являют собой  способы достижения определенных целей  в результате функционирования системы  налогообложения. Выделяются фискальная, распределительная, регулирующая и  контрольная функции налогов.

      Фискальная  функция – посредством налогов  осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.

      Распределительная (социальная) функция – посредством  налогов в бюджете государства  концентрируются средства, направляемые на решение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются между различными слоями населения, богатыми и малоимущими.

      Регулирующая  функция – посредством налогов  государство осуществляет экономическое  принуждение. Маневрируя налоговыми ставками, штрафами, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, его структуру.

        В свою очередь, регулирующая  функция включает поощрительную  (стимулирующую), дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.

      Поощрительная (стимулирующая) подфункция  - проявляется  в первую очередь через налоговые  льготы, которые позволяют создать  благоприятный налоговый режим  для отдельных категорий физических лиц и организаций.

      Дестимулирующая подфункция реализуется через повышение налоговых ставок и создание жестокого налогового режима, ограничивающего отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством.

      Воспроизводственная подфункция  - заключается в использовании  взысканных в виду налогов средств  на восстановление использованных ресурсов, инфраструктуры и пр.  Контрольная функция – через систему налогообложения проверяется действенность налоговых механизмов, состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.

            Правовое  регулирование доходов  Санкт-Петербурга.

      Одним из основных нормативно-правовых актов, осуществляющих правовое регулирование  доходов Санкт-Петербурга (наряду, с  правовыми актами федерального законодательства), являются Законы Санкт-Петербурга о  бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. 

      В 2007 году в Санкт-Петербурге впервые  в соответствии с федеральным  законодательством был принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов.

      Бюджет  города за последние пять лет вырос  более, чем в в четыре раза: с 77 миллиардов рублей в 2003 году    до 234,4 миллиардов рублей в 2007году и до 313, 1 миллиардов рублей в 2008году.  При этом наибольший удельный вес в доходах бюджета составляют налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, а также налог на имущество, что говорит о стабильной работе всей экономики города и о ее поступательном развитии.

      Структура доходной части  бюджета Санкт-Петербурга достаточно стабильна на протяжении длительного времени- порядка двух третей доходов обеспечивается за счет налоговых доходов.

      Эта же тенденция сохранена и в  бюджете Санкт-Петербург на 2008 год  и на плановый период 2009-2010 годов.  Налоговые доходы составляют в 2008 году более 75%.

      Общая сумма налоговых доходов в  бюджете Санкт-Петербурга составляет в 2008 году более 223млрд. руб.

      Основными доходными источниками бюджета  Санкт-Петербурга  традиционно остаются: налог на прибыль организаций, налог  на доходы физических лиц и налог  на имущество организаций.

      Проиллюстрировать это можно с помощью следующих диаграмм:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             
 
 

                             Заключение. 

     В науке финансового права под  государственными доходами  понимают  часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения  и перераспределения через различные  виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для реализации целей и задач, стоящих перед государством.

     Наличие собственных доходов, финансовых ресурсов- необходимое условие для выполнения задач и функций государства.

     Виды  государственных и местных доходов, их система и правовой режим определяются совокупностью нормативных правовых актов, основывающихся на конституционно- правовых нормах федерального, регионального  и муниципального уровней.

      Системообразующими  актами, определяющими правовой режим  государственных и муниципальных  доходов, являются Бюджетный и Налоговый  кодексы Российской Федерации, ежегодно принимаемые  федеральные законы о федеральном бюджете, законы субъектов  Российской Федерации о бюджете, правовые акты муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год (и на плановый период).

Бюджетный и  Налоговый кодексы Российской Федерации  определяют полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  по формированию доходов, необходимых для  реализации стоящих перед ними задач и функций.

     Говоря  о правовом регулировании доходов, необходимо отметить, что в настоящее  время принят основной финансовый документ страны на следующий год, а именно- Федеральный закон от 24.11.2008г. №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009год и на плановый период 2010 и 2011 годов», которым утверждены  основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, в частности,  прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 10927137733,0 тыс.рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4692509635,0 тыс.рублей.

Информация о работе Правовые основы регулирования государственных доходов