Правовые основы регулирования государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:21, реферат

Краткое описание

Для осуществления государством возложенных на него целей, задач и функций оно должно располагать собственными, т.е. находящимися в его собственности, финансовыми ресурсами. Для этого в процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства – РФ и ее субъектов. Таким образом, создаются государственные доходы.

Оглавление

Введение. Понятие и виды государственных доходов
Источники правового регулирования государственных доходов
Налоги как основной источник доходов
Понятие налогов и их исторические формы
Налоги, взимаемые на территории РФ
Виды налогов и основания их классификации
Функции налогов
Правовое регулирование доходов Санкт-Петербурга
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

право.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ" 
 

Кафедра хозяйственного права 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  курсу

"ПРАВОВЕДЕНИЕ"

на  тему: "Правовые основы регулирования государственных  доходов" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила: студентка 228 учебной группы

                                          Каплюк Ж.Н.

                                          Проверил: старший преподаватель Ена Д.В. 
 
 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008

Содержание

  1. Введение. Понятие и виды государственных доходов
  2. Источники правового регулирования государственных доходов
  3. Налоги как основной источник доходов
  4. Понятие налогов и их исторические формы
  5. Налоги, взимаемые на территории РФ
  6. Виды налогов и основания их классификации
  7. Функции налогов
  8. Правовое регулирование доходов  Санкт-Петербурга
  9. Заключение
  10. Список нормативных правовых актов и литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. Понятие и виды государственных доходов

      Для осуществления государством возложенных  на него целей, задач и функций  оно должно располагать собственными, т.е. находящимися в его собственности, финансовыми ресурсами. Для этого в процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства – РФ и ее субъектов. Таким образом, создаются государственные доходы.   

      Государственные доходы в правовой литературе определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения  и перераспределения части национального  дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнения соответствующих функций. Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В науке финансового права разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные в зависимости от порядка их образования и использования. К централизованным относятся доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. К децентрализованным относятся доходы государственных предприятий и организаций, которые остаются в их распоряжении  и собственности после уплаты налогов и иных обязательных платежей на производственные и иные цели. Следовательно, понятие "государственные доходы" шире понятия "доходы бюджета".

      Классификация доходов по социально-экономическому признаку основывается на существующем различии форм собственности, закрепленных Конституцией РФ, и позволяет выделять доходы, поступающие:

- от государственных предприятий или организаций;

- муниципальных предприятий или организаций;

- негосударственных предприятий или организаций;

- совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ

граждан.

      По  территориальному признаку доходы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

        По методу мобилизации государственные  доходы могут быть подразделены  на обязательные и добровольные. Основная часть доходов поступает  в распоряжение государства на обязательной основе, например, налоги, сборы, иные платежи. На добровольной основе привлекаются средства в виде пожертвований и т.п.  особую значимость приобретает такая форма добровольного привлечения денежных средств, как государственный кредит, осуществляемый путем выпуска и размещения государственных внутренних и внешних займов, привлечения кредитов и др. Благодаря принятию Федерального закона "О лотереях" в последнее время возрастает такой вид доходов, привлекаемых на добровольной основе, как средства, получаемые от проведения лотерей.

        По форме образования  доходы  делятся на налоговые и неналоговые  поступления. В соответствии с   БК РФ к налоговым доходам  относятся предусмотренные налоговым  законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. В формировании доходов государства важная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение государства, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления - с другой.

      Неналоговые доходы государства - это поступающие в его распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.  Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная  возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

      К неналоговым доходам относятся  платежи штрафного характера, которые  формируются за счет:

      -поступлений  за выпуск и реализацию продукции,  изготовленной с отступлением  от стандартов и технических условий;

      -санкций  за нарушение порядка применения  цен;

      -административных  штрафов и иных санкций, включим  штрафы за нарушение правил  дорожного движения;

      -сумм, взыскиваемых с лиц, виновных  в совершении преступлений и  недостаче материальных ценностей.

      В составе неналоговых  доходов можно  выделить следующие  группы.

  • Платежи штрафного характера
  • Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от определенных видов деятельности. К ним относятся:

-доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-дивиденды  по акциям, принадлежащим государству  и муниципальным образованиям;

-доходы  от сдачи в аренду имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);

-проценты, полученные от размещения в  банках временно свободных средств  бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;

-доходы  от оказания услуг или компенсации  затрат государства;

-перечисление  прибыли Центрального банка РФ;

-платежи  от государственных и муниципальных организаций и др.

  • Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, формируемые за счет:

-поступлений  от приватизации организаций,  находящихся в государственной  и муниципальной собственности;

-поступлений  от продажи государством и  муниципальными образованиями принадлежащих  им акций; доходы от продажи  квартир, производственных и непроизводственных  фондов, транспортных средств, иного  оборудования;

-доходов  от реализации конфискованного  и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

  • Административные платежи и сборы. К их числу относятся:

-таможенные  сборы, прочие неналоговые таможенные  платежи;

-прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

  • Доходы от внешнеэкономической деятельности. Их основу составляют поступления от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.
  • Суммы, получаемые в возмещение ущерба
  • Поступления от продажи государственных ценных бумаг и др.
 

      Среди неналоговых доходов имеются  платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами  и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в соответствующих случаях таможенными органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п.).

        В теории финансового права  выделяют возвратные (возмездные) и  безвозвратные (безвозмездные) доходы. К первым относятся заемные  средства, поступающие в распоряжение государства на заранее определенные срок и подлежащие возврату. Они могут быть охарактеризованы как возмездные доходы.

      В соответствии со ст.41 БК РФ к безвозвратным  и безвозмездным доходам (перечислениям) относятся перечисления в виде:

      - финансовой помощи из бюджетов  других уровней  в форме  дотаций и субсидий;

      - субвенций из Федерального фонда  компенсаций и (или) из региональных  фондов компенсаций;

      - субвенций из местных бюджетов  бюджетам других уровней;

      - иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами системы РФ;

      - безвозмездных и безвозвратных  перечислений из бюджетов государственных  и (или) территориальных государственных  внебюджетных фондов;

      -  безвозмездных и безвозвратных  перечислений от физических и  юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольных пожертвований.

      Доходы  могут носить целевой характер, т.е. поступать в распоряжение государства  или органа местного самоуправления с заранее определенной целью и расходоваться только на ранее определенные цели, доходы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, фондов обязательного медицинского страхования. Чаще всего доходы носят общий характер, т.е. не имеют специального целевого назначения.

Информация о работе Правовые основы регулирования государственных доходов