Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:21, реферат
Для осуществления государством возложенных на него целей, задач и функций оно должно располагать собственными, т.е. находящимися в его собственности, финансовыми ресурсами. Для этого в процессе перераспределения национального дохода часть денежных средств поступает в собственность и распоряжение государства – РФ и ее субъектов. Таким образом, создаются государственные доходы.
Введение. Понятие и виды государственных доходов
Источники правового регулирования государственных доходов
Налоги как основной источник доходов
Понятие налогов и их исторические формы
Налоги, взимаемые на территории РФ
Виды налогов и основания их классификации
Функции налогов
Правовое регулирование доходов Санкт-Петербурга
Заключение
Список нормативных правовых актов и литературы
Согласно ст. 49. БК РФ "Виды доходов федерального бюджета" в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В
доходы федерального бюджета полностью
поступают собственные
В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.
В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Согласно ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно
ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов
формируются за счет собственных
доходов и доходов за счет отчислений
от федеральных и региональных регулирующих
налогов и сборов. В местные
бюджеты полностью поступают доходы
от продажи и использования имущества,
находящегося в муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых
органами местного самоуправления бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
органов местного самоуправления и другие
доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Источники правового регулирования государственных доходов.
Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.
Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим. Правовую основу регулирования государственных доходов образуют в настоящее время такие законодательные акты, как Налоговый кодекс РФ, который был введен в действие 31 июля 1998 г., закрепляет новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998г. принят Бюджетный кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы привлечения государственными и муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями и т. д.
Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены, помимо Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации».
Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов являются нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству
Кроме того, действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.
Система
государственных и местных
Налоги как основной источник доходов.
Налоги – основной источник доходов государственного бюджета. За счет налогов формируется до 95 % федерального бюджета. Так, в соответствии с федеральным бюджетом на 2006 год из общей суммы доходов в 5046 млрд. руб. налоговые поступления составили 3167 млрд. руб.
Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов гос. бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ – около 80%, в Японии – 75%.
Степень значимости налогов как источников доходов государственного бюджета неодинакова. Среди налоговых доходов РФ на 2006 г налог на добавленную стоимость составил 1633 млрд. руб. (более 51%), налог на добычу полезных ископаемых – 731 млрд. руб. (23%), налог на прибыль – 344 млрд. руб. (10,8%), акцизы – 110 млрд. руб. (3,4%), государственная пошлина – 23 млрд. руб. (о,7%).
Проиллюстрировать изменения размеров налоговых поступлений можно с помощью следующей таблицы:
Распределение доходов федерального бюджета по уровням бюджетной системы в 1995-2006 гг. (миллиардов рублей; до 1998 г. – трлн.руб.)
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Доходы - всего из них: | 232,1 | 281,9 | 343,4 | 325,9 | 615,5 | 1132,1 | 1594,0 | 2204,7 | 2586,2 | 3428,9 | 5127,2 | 6278,9 |
Налоговые доходы из них: | 175,3 | 218,7 | 262,6 | 253,3 | 509,7 | 964,8 | 1460,4 | 2035,6 | 2394,2 | 3154,3 | ||
Налог на прибыль организаций | 41,5 | 32,5 | 35,7 | 37,1 | 81,1 | 178,0 | 213,8 | 172,2 | 170,9 | 205,7 | 377,6 | 509,9 |
Налог на доходы физ.лиц | 3,3 | 5,1 | 1,7 | 0,7 | 20,0 | 27,4 | 2,8 | -0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Налог на добавленную стоимость | 71,8 | 101,8 | 128,7 | 117,4 | 221,1 | 371,5 | 639,0 | 752,7 | 882,1 | 1069,7 | 1472,2 | 1510,9 |
Акцизы | 17,5 | 45,3 | 55,5 | 56,6 | 84,2 | 131,1 | 203,1 | 214,9 | 252,5 | 117,2 | 107,1 | 110,5 |
Налоги на имущество | 0,8 | 0,3 | 0,6 | 0,4 | 0,7 | 1,3 | 1,5 | 1,4 | 1,7 | 0,1 | 0,0 | -0,0 |
Платежи за пользование прир.рес-ми | 3,0 | 4,3 | 7,4 | 3,3 | 10,6 | 18,6 | 49,7 | 214,2 | 249,5 | 434,3 | 872,3 | 1116,7 |
Налоги на внеш. торговлю и внешне-экон.операции | 24,9 | 22,8 | 27,2 | 34,4 | 86,2 | 229,2 | 331,3 | 323,4 | 452,8 | 859,7 |
Согласно ФЗ – 204 от 24.11.2008 г. "О федеральном бюджете на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета составляет 10927137733,0 тыс. руб.
В
условиях рыночной экономики у государства
остается меньше возможностей влиять
на развитие тех или иных процессов
в обществе путем прямых предписаний,
запретов и т.п. Такое влияние все больше
приобретает характер косвенного и осуществляется
в том числе посредством налогообложения.
При этом преследуются экономические
цели.
Понятие налогов и их исторические формы.
В ряду гос. доходов налогам принадлежит важнейшее место. Само существование государства неразрывно связано с налогами. О значении налогов для государства и каждого человека очень кратко и точно сказал Бенджамин Франклин: "В жизни несовместны 2 вещи: смерть и налоги"
Однако
налог не только единственная
форма аккумулирования
Старейшим источником государственных доходов ( не считая военной добычи) являлись домены, или гос.имущество, казенные земли и леса. Первоначально они были собственностью государя, доходы которого одновременно являлись и доходами государства. Это были частноправовые, а не публично-правовые доходы.
Другим важным источником гос.доходов были регалии, т.е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности поступали в исключительное владение казны, изымались из гражданского оборота, из сферы деятельности населения. По сути, они представляли переходную ступень к налогам.
К определению понятия "налог" можно подходить с различных позиций: правовой, экономической, социальной и т.п. При этом будут по –разному учитываться аспекты налогообложения в зависимости от цели дефиниции. В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и тем самым ограничить возможности органов власти и управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты. Электронный словарь дает нам такое определении "налога": Нало́г — единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.
Законодательное определение налога дано в ст.8 ч. 1 .Налогового кодекса РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
Согласно
Налоговому кодексу РФ, налог считается
установленным лишь в том случае, когда
определены налогоплательщики и элементы
налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая
база, налоговый период, налоговая
ставка, порядок
исчисления налога, порядок и сроки уплаты
налога. Близким по смыслу понятием является сбор,
уплата которого согласно российскому
закону происходит (в отличие от налога)
не безвозмездно, а является одним из условий
совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоги, взимаемые на территории РФ.
Современная налоговая система РФ введена в действие с 1 января 1992 года на основании Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятого 27 декабря 1991 г. Этот Закон определил, до введения в действие первой части Налогового кодекса РФ, общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Однако практика применения налоговой системы, построенной на основе данного Закона, показала множество ее недостатков. В целях разрешения сложившихся а налоговой системе проблем в РФ 1 января 1999 г введена первая часть Налогового кодекса РФ, с принятием которой стало возможным решение многих проблем, связанных с налогообложением.
Информация о работе Правовые основы регулирования государственных доходов