Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и изучить теоретические основы их создания и деятельности. 
Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, предметом регулирования   которых являются свободные экономические зоны, печатные периодические издания, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития и функционирования свободных экономических зон.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ…………….………..…....5
     
1.1. ПОНЯТИЕ СЭЗ И ИХ СУЩНОСТЬ ……………………..….5
       1.2.   КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ……………………………….…..8
2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
    СЭЗ ……………………………………………………………….......15
2.1.	ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СЭЗ   ………………….....15
2.2.	ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЭЗ …………………...….16
2.3.	ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЭЗ………………………………......17
2.4.	УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ……………….19
3.	ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЭЗ В 
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………   21
3.1.	СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ………………………………………21
3.2.	ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ 
         И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ…………………………. 22
         
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…  …….….…31
- лечение животных с особо опасными болезнями;
- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции.
Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь, резиденты СЭЗ могут заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).
     Инициаторами 
создания СЭЗ выступают  
-план территорий и точное описание границ СЭЗ, состав земель, перечень собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенных в создаваемой СЭЗ;
   -решение местных  
исполнительных  и  распорядительных  
органов о планируемых 
   -проект Указа  
Президента Республики 
-проект положения о СЭЗ;
-проект положения об администрации СЭЗ;
   -технико-экономическое 
обоснование  необходимости 
   -порядок создания 
СЭЗ с указанием конкретных 
мероприятий  и  лиц (органов), 
ответственных за их 
-перечень субъектов хозяйствования, действующих в планируемой СЭЗ.
Предложения о создании СЭЗ вносятся Советом Министров Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь в форме указа.
     Координация 
и общий контроль за 
В целях гармоничного сочетания республиканских и местных интересов может создаваться наблюдательный совет СЭЗ, в состав которого входят представители Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также глава администрации СЭЗ. Наблюдательный совет СЭЗ действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.
         
На территории  СЭЗ  действует  
администрация  СЭЗ  в   
пределах своей компетенции. 
В своей деятельности администрация СЭЗ подотчетна Совету Министров Республики Беларусь.
При необходимости допускается создание общей администрации для нескольких СЭЗ.
Администрация СЭЗ в пределах своей компетенции имеет право:
    - принимать 
участие  в  разработке  программ   
экономического   и социального 
развития соответствующих 
-осуществлять государственную регистрацию всех субъектов хозяйствования в СЭЗ, за исключением банков и страховых организаций;
-регистрировать в качестве резидентов СЭЗ банки и небанковские финансовые организации, их филиалы, а также страховые организации и их филиалы, прошедшие регистрацию за пределами СЭЗ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
-получать от резидентов СЭЗ установленные законодательством Республики Беларусь статистические отчетные данные об их деятельности;
-изымать и предоставлять в порядке, установленном законодательством, земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, передавать их в аренду резидентам СЭЗ и осуществлять контроль за использованием земельных участков;
     -распоряжаться 
переданным государственным 
     -определять 
размер арендной платы за 
-представлять интересы резидентов СЭЗ в отношениях с республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления;
-вносить в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов;
     -распределять 
и  контролировать 
-вносить предложения в Совет Министров Республики Беларусь об изменении положения о СЭЗ;
-вносить предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об изменении границ СЭЗ;
     -осуществлять 
иные полномочия, предусмотренные 
законодательством Республики 
Администрация СЭЗ обязана:
-совместно с органами местного управления и самоуправления организовывать работу по развитию СЭЗ;
     -соблюдать 
требования настоящего Закона 
и иного законодательства 
-контролировать соблюдение резидентами СЭЗ положения о СЭЗ, договора об условиях деятельности в СЭЗ, законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства Республики Беларусь;
-оказывать содействие в работе таможенных, контролирующих и правоохранительных органов Республики Беларусь.
     Государственный 
контроль   за   СЭЗ   осуществляется  
Комитетом государственного   
контроля    Республики    
Беларусь,    а    также 
уполномоченным   на   то  
Советом   Министров  Республики  
Беларусь республиканским орган
Беларусь.
Налоги в СЭЗ взимаются в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 96 “Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных экономических зон ”, которое определяет особенности исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных экономических зон.
Налоги, уплачиваемые на территории СЭЗ, зачисляются в доходы республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджет СЭЗ в соответствии с положением о СЭЗ. Контроль за соблюдением налогового законодательства резидентами СЭЗ осуществляется налоговыми органами Республики Беларусь.
        
Особенности таможенного 
            
Очень важно, что в Законе 
закреплено положение о 
         
СЭЗ считается  ликвидированной
     До  окончания   
этого  срока  СЭЗ  может  
быть ликвидирована по решению 
Президента Республики 
-цели создания СЭЗ оказались недостигнутыми;
     -дальнейшее   
существование  СЭЗ  
Для решения имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией СЭЗ, урегулирования отношений между органами управления, которые действовали и действуют на территории СЭЗ, субъектами хозяйствования и другими юридическими и физическими лицами Совет Министров Республики Беларусь создает ликвидационную комиссию и утверждает порядок ликвидации СЭЗ.
     Субъекты 
хозяйствования,  действовавшие  
в  СЭЗ  на  момент  ее 
ликвидации,  могут прекратить 
свою деятельность или 
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:
1. СЭЗ "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Брест" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006 г. № 1481;
2. СЭЗ "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Минск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749;
3. СЭЗ "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773;
4. СЭЗ "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 "О создании свободной экономической зоны "Витебск" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Витебск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554;
5. СЭЗ "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны "Могилев" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Могилев" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445;
6. СЭЗ "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гродноинвест" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789.
Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иностранные инвестиции 
– это то, для чего, собственно, 
и создаются СЭЗ во всем мире. 
С их помощью правительство 
Процесс создания СЭЗ 
– процесс требующий 
В работе были рассмотрены составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
Информация о работе Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь