Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и изучить теоретические основы их создания и деятельности.
Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, предметом регулирования которых являются свободные экономические зоны, печатные периодические издания, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития и функционирования свободных экономических зон.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ…………….………..…....5

1.1. ПОНЯТИЕ СЭЗ И ИХ СУЩНОСТЬ ……………………..….5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ……………………………….…..8
2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЭЗ ……………………………………………………………….......15
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СЭЗ ………………….....15
2.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЭЗ …………………...….16
2.3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЭЗ………………………………......17
2.4. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ……………….19
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЭЗ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………… 21
3.1. СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ………………………………………21
3.2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ…………………………. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….… …….….…31

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

    - лечение животных  с особо опасными болезнями;

    - деятельность, связанная с вопросами внешней  трудовой миграции.

     Отдельными  видами      деятельности,      перечень      которых устанавливается  законодательством Республики Беларусь, резиденты СЭЗ могут  заниматься  только  на   основании   специальных   разрешений (лицензий).

     Инициаторами  создания СЭЗ выступают  местные   исполнительные  и распорядительные  органы, которые вносят в Совет  Министров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ.  К предложению о создании  СЭЗ прилагаются следующие документы:

   -план территорий  и точное описание границ  СЭЗ,  состав  земель, перечень   собственников   земельных   участков,  землевладельцев   и землепользователей, расположенных в создаваемой СЭЗ;

   -решение местных   исполнительных  и  распорядительных  органов о планируемых границах  СЭЗ;

   -проект Указа   Президента Республики Беларусь  о создании СЭЗ,  в котором  указываются название СЭЗ,  срок,  на который она  создается, цели создания и задачи СЭЗ,  функциональный тип СЭЗ,  особенности ее специального правового режима;

   -проект положения  о СЭЗ;

   -проект положения  об администрации СЭЗ;

   -технико-экономическое  обоснование  необходимости создания  СЭЗ и возможности  ее  существования   на   основе   анализа   социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее обеспеченности материальными и трудовыми  ресурсами,  научными  и другими   квалифицированными   кадрами,   коммуникациями,   а  также обоснование  функционального  типа  СЭЗ  и  предлагаемого  правового режима в ней;

   -порядок создания  СЭЗ с указанием конкретных  мероприятий  и  лиц (органов), ответственных за их проведение, источников финансирования работ  по созданию и развитию СЭЗ;

   -перечень субъектов   хозяйствования,  действующих   в планируемой СЭЗ.

Предложения о создании СЭЗ вносятся Советом Министров  Республики Беларусь на рассмотрение Президента  Республики Беларусь. Решение  о  создании  СЭЗ  принимается  Президентом   Республики Беларусь в форме указа.

     Координация  и общий контроль за деятельностью  администрации СЭЗ осуществляются  Советом Министров  Республики  Беларусь.

     В целях   гармоничного   сочетания  республиканских   и  местных интересов может   создаваться  наблюдательный  совет  СЭЗ,  в  состав которого  входят представители Совета Министров Республики Беларусь, местных  исполнительных и распорядительных  органов,  а  также  глава администрации  СЭЗ.  Наблюдательный совет СЭЗ действует на основании положения, утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь.

         На территории  СЭЗ  действует   администрация  СЭЗ  в   пределах своей компетенции. Руководство  деятельностью   администрации   СЭЗ  осуществляется главой администрации СЭЗ, который назначается   и   освобождается от должности Советом Министров Республики  Беларусь  по  представлению местных исполнительных и распорядительных органов.

     В своей   деятельности  администрация   СЭЗ   подотчетна   Совету  Министров Республики Беларусь.

     При необходимости допускается создание общей администрации  для нескольких СЭЗ.

          Администрация СЭЗ в пределах  своей компетенции имеет право:

    - принимать  участие  в  разработке  программ   экономического   и социального  развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов;

     -осуществлять  государственную    регистрацию    всех   субъектов хозяйствования  в СЭЗ, за исключением банков  и страховых организаций;

     -регистрировать  в качестве резидентов СЭЗ  банки  и  небанковские финансовые организации,  их филиалы, а также страховые организации и их филиалы,  прошедшие   регистрацию за  пределами СЭЗ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

     -получать  от  резидентов  СЭЗ  установленные   законодательством Республики   Беларусь   статистические   отчетные   данные   об   их деятельности;

     -изымать  и     предоставлять     в     порядке,    установленном  законодательством,  земельные участки,  находящиеся в границах  СЭЗ,  передавать  их  в  аренду  резидентам СЭЗ и осуществлять контроль за использованием земельных участков;

     -распоряжаться  переданным государственным имуществом;

     -определять  размер арендной платы за землю,  природные ресурсы, а также  помещения, здания и  сооружения;

     -представлять  интересы   резидентов   СЭЗ   в    отношениях    с  республиканскими  органами  государственного  управления  и органами местного  управления и самоуправления;

     -вносить  в   установленном  порядке   предложения  по  разработке  проектов нормативных правовых актов;

     -распределять  и  контролировать расходование  средств на развитие инфраструктуры  СЭЗ и охрану окружающей среды;

     -вносить  предложения  в  Совет   Министров Республики Беларусь  об изменении положения о СЭЗ;

     -вносить предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об изменении границ СЭЗ;

     -осуществлять  иные полномочия, предусмотренные  законодательством Республики Беларусь.

     Администрация  СЭЗ обязана:

     -совместно  с  органами  местного  управления  и   самоуправления организовывать работу по развитию СЭЗ;

     -соблюдать  требования настоящего Закона  и иного законодательства Республики  Беларусь,  в  том  числе   положение о СЭЗ,  положение  об администрации СЭЗ;

     -контролировать  соблюдение  резидентами СЭЗ положения о СЭЗ, договора об условиях деятельности в СЭЗ,  законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства Республики Беларусь;

     -оказывать  содействие  в  работе  таможенных,  контролирующих  и правоохранительных органов Республики Беларусь.

     Государственный  контроль   за   СЭЗ   осуществляется  Комитетом государственного   контроля    Республики    Беларусь,    а    также  уполномоченным   на   то  Советом   Министров  Республики  Беларусь республиканским органом государственного управления или  специальной комиссией  в  порядке,  установленном  Советом  Министров Республики

Беларусь.

     Налоги  в СЭЗ  взимаются  в   соответствии  с  Постановлением  Министерства по налогам и  сборам Республики Беларусь от 28 сентября 2005 г. № 96 “Об утверждении Инструкции об особенностях исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных  экономических зон ”, которое определяет особенности исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет резидентами свободных экономических зон.

     Налоги, уплачиваемые  на  территории СЭЗ, зачисляются  в доходы республиканского  бюджета,  местных  бюджетов   и   бюджет   СЭЗ   в соответствии  с положением о СЭЗ. Контроль за соблюдением налогового законодательства резидентами СЭЗ осуществляется налоговыми органами Республики Беларусь.

        Особенности таможенного регулирования  в СЭЗ закреплены в статье 17 Закона “О свободных экономических зонах”. Определено, что территория СЭЗ является таможенной территорией Республики Беларусь, но при этом пользоваться режимом свободной зоны могут только резиденты СЭЗ. Таможенные платежи в отношении произведенных в СЭЗ товаров не взимаются и экономические санкции не применяются.

            Очень важно, что в Законе  закреплено положение о системе  государственных гарантий инвесторам. Государство гарантирует инвесторам  право на возврат своей доли  в имуществе предприятия по  остаточной стоимости, а также  перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь. Не допускаются дискриминация и другие  незаконные  ограничения прав субъектов хозяйствования. 

         СЭЗ считается  ликвидированной  по окончании срока,  на который она была  создана,  если  он  не  будет  продлен  указом  Президента Республики Беларусь.

     До  окончания   этого  срока  СЭЗ  может   быть ликвидирована по решению  Президента Республики Беларусь  в случаях, если:

     -цели создания  СЭЗ оказались недостигнутыми;

     -дальнейшее   существование  СЭЗ  противоречит  экономическим  и другим государственным  интересам Республики Беларусь.

     Для решения   имущественных  и  других  вопросов,  связанных  с ликвидацией СЭЗ, урегулирования отношений между органами управления, которые  действовали  и  действуют  на  территории  СЭЗ,  субъектами хозяйствования и другими юридическими  и  физическими  лицами  Совет Министров  Республики  Беларусь  создает  ликвидационную  комиссию и утверждает порядок ликвидации СЭЗ.

     Субъекты  хозяйствования,  действовавшие   в  СЭЗ  на  момент  ее  ликвидации,  могут прекратить  свою деятельность или продолжить  ее на общих  основаниях  без дополнительной регистрации  (перерегистрации) в порядке,  предусмотренном законодательством Республики Беларусь. При этом    они   имеют   преимущественное   право   и   предусмотренные законодательством льготы на получение статуса резидента  другой  СЭЗ на территории Республики Беларусь.

 

На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:

1. СЭЗ "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Брест" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006 г. № 1481;

2. СЭЗ "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Минск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749;

3. СЭЗ "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон "Минск" и "Гомель-Ратон" сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773;

4. СЭЗ "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 "О создании свободной экономической зоны "Витебск" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Витебск" утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554;

5. СЭЗ "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны "Могилев" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Могилев" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445;

6. СЭЗ "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест" сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне "Гродноинвест" и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Иностранные инвестиции – это то, для чего, собственно, и создаются СЭЗ во всем мире. С их помощью правительство предполагает решить ряд существенных проблем, которые  нависают над страной в процессе перехода к рынку. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны по средствам привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт многих стран позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны на более высокий качественный уровень. Кроме того, примеры этих стран могут послужить хорошим примером деятельности СЭЗ для нашей страны.

Процесс создания СЭЗ  – процесс требующий тщательного  продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать  во внимание множество факторов: экономическое  положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

В работе были рассмотрены  составляющие СЭЗ, принципы и условия функционирования, этапы создания. Исходя из всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:

  • создание СЭЗ направлено, в первую очередь, на привлечение иностранного капитала;
  • на территории СЭЗ действует целая система налоговых льгот
  • внешнеторговые льготы, связанные с введением упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций (например, резиденты СЭЗ освобождаются от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом) позволяют активизировать экспорт, достичь нужного уровня импорта, предоставляют возможность национальному производителю представить свою продукцию на внешнем рынке и прочее;
  • товары, ввозимые на территорию СЭЗ и вывозимые с ее территории, подлежат таможенному оформлению;
  • административные льготы, предоставляемые резидентам СЭЗ, значительно ускоряют и облегчают процесс регистрации и, соответственно, начало производственной деятельности.

Информация о работе Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь