Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и изучить теоретические основы их создания и деятельности.
Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, предметом регулирования которых являются свободные экономические зоны, печатные периодические издания, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития и функционирования свободных экономических зон.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ…………….………..…....5

1.1. ПОНЯТИЕ СЭЗ И ИХ СУЩНОСТЬ ……………………..….5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ……………………………….…..8
2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЭЗ ……………………………………………………………….......15
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СЭЗ ………………….....15
2.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЭЗ …………………...….16
2.3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЭЗ………………………………......17
2.4. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ……………….19
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЭЗ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………… 21
3.1. СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ………………………………………21
3.2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ…………………………. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….… …….….…31

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Второй этап прединвестиционного  периода предполагает уточнение  данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения, собственные средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг

2. Инвестиционный период продолжительностью до года может осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно назвать «переговорным». В это время требуется достичь договоренности с местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно должен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.

Второй этап инвестиционного  периода предполагает уже создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными работами на этом этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая компании по привлечению потенциальных инвесторов.

3. Операционный  период - это, конечно, наиболее трудный для планирования период. Он зависит от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного его использования это будет означать начало четвертого периода жизненного цикла зоны - периода развития.

Стартовый этап операционного  периода отличается от этапа саморазвития тем, что изменяет систему мотивации  со стороны инвесторов. На первом этапе  инвесторы приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и услуг, которые они могут здесь получить (включая стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На втором этапе инвесторов уже привлекает производственно-хозяйственная деятельность, которая осуществляется в зоне и около нее. Здесь срабатывает эффект развития, основанный на принципе взаимодействия и дополнения.[8, с. 107]

4. Период развития.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы, что для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их  функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, прединвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

2.4. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ

 

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане можно назвать наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

  • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
  • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • очень важным условием является природно-географическая среда;
  • благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора. [9, с. 13]

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или  иной ее регион при создании СЭЗ  определяют свой набор льгот. При  этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

- фискальные  льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

-  финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

- административные  льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

- внешнеторговые  льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут  применяться в самых различных  комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала. [9, с. 14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ  СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    1. СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ

 

 В Беларуси процесс функционирования  СЭЗ начался лишь в декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ “Брест”, хотя впервые вопросы формирования СЭЗ на территории Республики Беларусь ставились еще в начале 90-х годов. Создание СЭЗ рассматривается в нашей республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности.        

В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен  международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов. В этой работе самое активное участие принимали немецкие и китайские практики. [13]

Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:

  • необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;
  • выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;
  • особенностями экономики республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции. [14]

СЭЗ в Республике Беларусь призваны инициировать деловую и финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов распространение деловой активности на экономику всей страны.

Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается Беларусь в конкуренции с другими странами за инвестиции, и поможет повысить конкурентоспособность белорусской экономики в области инвестиций и торговли:

  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;
  • стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;
  • создание новых рабочих мест. [13]

 

 

3.2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ

В соответствии со ст. 1 Закона №213-3 “О свободных экономических зонах” от 7 декабря 1998 года с последними изменениями и дополнениями от 24 июля 2002 года - это часть территории республики с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

     Специальный  правовой  режим в СЭЗ - совокупность  правовых норм, устанавливающих  особый порядок и условия налогообложения,  валютного, таможенного и иного  регулирования в СЭЗ.

     Специальный  правовой режим в СЭЗ устанавливается в целях:

    - создания благоприятных   условий для инвестиций  и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

     -внедрения наиболее прогрессивных   ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

     -содействия  международной интеграции и сотрудничеству;

    - гармоничного  сочетания   на   основе   Конституции   Республики Беларусь  республиканских и местных интересов,  интересов субъектов хозяйствования и граждан.

      Специальный  правовой режим может устанавливаться двояко:

     -путем включения  в законодательные акты, действующие  на всей территории Республики  Беларусь, положений о неприменении  определенных норм к резидентам  СЭЗ;

     -путем издания  специальных нормативных правовых  актов, действующих только на  территории СЭЗ(специальное законодательство о СЭЗ). В свою очередь специальное законодательство о СЭЗ также можно подразделить на две группы. К первой относятся  нормативные правовые акты, регулирующие деятельность всех СЭЗ в Беларуси. Вторая группа включает нормативные правовые акты “индивидуального” характера, т.е. применяемые в отношении конкретной СЭЗ.

Условием распространения особого  правового режима на деятельность конкретного  субъекта хозяйствования является наличие  у него статуса резидента СЭЗ.

Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя. В своей деятельности резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6. Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ.

     В СЭЗ     не     допускается     деятельность,   запрещенная законодательством Республики Беларусь.

     В СЭЗ  также запрещены следующие виды  деятельности:

    - хозяйственно-коммерческая  деятельность, связанная       с обеспечением охраны и обороны  государства,  а также с производством,  переработкой,  хранением и продажей оружия,  боеприпасов, взрывчатых веществ;

    - производство, переработка,  хранение, обеззараживание,  продажа опасных и радиоактивных  материалов;

    - производство, переработка,    хранение,   продажа   наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;

    - производство, переработка,     хранение,    продажа    культур, содержащих  наркотические, сильнодействующие  и ядовитые вещества;

     -производство  водки,  ликера  и других алкогольных  напитков,  за исключением  шампанских,  игристых,  сухих,  полусухих,  виноградных крепленых вин, пива;

    - производство  табачных изделий;

    - производство  ценных  бумаг,  денежных знаков  и монет,  почтовых марок;

    - организация  лотерей;

    - подготовка  и трансляция радио- и  телепередач,  за  исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

    - лечение больных,   страдающих   опасными   и   особо   опасными инфекциями, в  том числе венерическими и  заразными кожными болезнями,  психическими болезнями в агрессивной форме;

Информация о работе Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь