Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и изучить теоретические основы их создания и деятельности.
Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, предметом регулирования которых являются свободные экономические зоны, печатные периодические издания, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития и функционирования свободных экономических зон.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….3
1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ…………….………..…....5

1.1. ПОНЯТИЕ СЭЗ И ИХ СУЩНОСТЬ ……………………..….5
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ……………………………….…..8
2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЭЗ ……………………………………………………………….......15
2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СЭЗ ………………….....15
2.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЭЗ …………………...….16
2.3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЭЗ………………………………......17
2.4. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ……………….19
3. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЭЗ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………… 21
3.1. СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ………………………………………21
3.2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ…………………………. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………..…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….… …….….…31

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….3

 

1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ  СЭЗ…………….………..…....5

    

1.1. ПОНЯТИЕ СЭЗ И  ИХ СУЩНОСТЬ ……………………..….5

       1.2.   КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ……………………………….…..8

 

2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

    СЭЗ ……………………………………………………………….......15

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ СЭЗ   ………………….....15
    2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЭЗ …………………...….16
    3. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЭЗ………………………………......17
    4. УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ……………….19

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СЭЗ В 

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………   21

    1. СТАНОВЛЕНИЕ СЭЗ………………………………………21
    2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СОЗДАНИЯ

         И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ…………………………. 22

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….…………..…30

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….…  …….….…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным, а для многих стран, необходимым фактором развития рыночных отношений является привлечение иностранных инвестиций. По общему правилу, сложившемуся в международных экономических отношениях, иностранные инвесторы приносят на территорию другого государства не только капитал, но опыт и знания, которые способствуют экономическому росту такой страны.

Современные реалии мирового развития свидетельствуют об углублении противоречий между различными регионами, блоками и группами стран. Все  больше проявляет себя конкуренция  между отдельными странами, за «право обладания» капиталами иностранных инвесторов. Это ведет к повышению роли различных средств и механизмов привлечения инвесторов. Наиболее эффективным и проверенным инструментом повышения экономической конкурентоспособности страны является создании свободных экономических зон (СЭЗ).

В последние годы формирование СЭЗ стало одним из направлений  реформ в странах, переходящих от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству, и, в частности, в Республике Беларусь.

Именно острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

В основу концепции создания СЭЗ  в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов.

Как уже отмечалось выше, свободные экономические зоны являются относительно новым явлением для правовой системы Республики Беларусь. Следует отметить, что создание и развитие свободных экономических зон является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. Достаточно значительная законодательная база, принятая в Республике Беларусь на первых этапах становления института свободных экономических зон, во многом носила ограниченный и непоследовательный характер, хотя и включала в себя как общее и специальное законодательство Республики Беларусь, так  и международно-правовые акты.

Цель данной работы - выявить особенности функционирования свободных экономических зон и изучить теоретические основы их создания и деятельности.

Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, предметом регулирования   которых являются свободные экономические зоны, печатные периодические издания, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам развития и функционирования свободных экономических зон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И  КЛАССИФИКАЦИЯ СЭЗ

 

1.1. ПОНЯТИЕ  СЭЗ И ИХ СУЩНОСТЬ 

 

Сегодняшняя практика мирового хозяйства насчитывает около 30 разновидностей СЭЗ. Поэтому, чтобы лучше ориентироваться в их многообразии, важно определить, что понимается под СЭЗ.

       В  законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» под СЭЗ понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Итак, СЭЗ  можно определить как составную  часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающей распределение и производство общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определённой конкретной цели в социально-экономическом развитии страны. Под это определение подходит все ныне существующее  многообразие свободных экономических зон. На что бы они ни были ориентированы в своей деятельности, зона всегда решает одну или несколько определенных социально-экономических задач, специально поставленных перед ней и выделяющих эту составную часть из общего ряда хозяйствующих субъектов и хозяйственной практики.

Чаще всего  в качестве таких целей определяется интегрирование в мировое хозяйство через СЭЗ всей страны. При этом не имеет значения, какая более мелкая, частная подцель ставится государством, создающим СЭЗ, - наращивание экспорта товара, импорта капитала, привлечение передовых высоких технологий, соответствующая подготовка кадров и т.д.

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение  понятия «свободная экономическая  зона». В самой общей форме  принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся страна в целом.

Например, А.А.Мирошник дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства». [11, с. 22]

Автор  учебного  пособия « Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства» Друзик Я.С. дает свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [9, с. 55].

В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П. Данько и З.М. Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ». [8, с. 10]

Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования.

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический  словарь», который определяет СЭЗ  как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

В этом определении не только указывается  на особые льготные экономические условия  для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это  определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.

Как видно из вышеизложенного, единого  определения СЭЗ действительно  не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам:

    • во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны;
  • во-вторых, на данной территории действует целая система

     льгот; 

  • в третьих, «свободной» зона является только в смысле    освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом;
  • в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка;
  • и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

 

 

1.2.КЛАССИФИКАЦИЯ  СЭЗ

 

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones)

В зонах данного типа иностранные  товары могут храниться, продаваться  и продаваться без оплаты обычных  таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности:

    1. они создаются для обслуживания мирового рынка;
    2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»);
    3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

 Торгово-складские зоны создаются  не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей  их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

 

 

 

2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones)

Современными разновидностями  беспошлинных торговых и складских  зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются  для активизации внешнеэкономической  деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны, как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков.

Преференциальный режим  в свободных таможенных зонах  основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.). [9, с. 20]

3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade)

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

Информация о работе Правовое регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь