Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа
Одной из важнейших экономических, политических, социальных задач нашего государства является всесторонняя гарантированная защита как граждан, так и субъектов хозяйственной деятельности, которые участвуют в различных правоотношениях, т.е. отношениях, в которых его участники являются носителями юридических прав и обязанностей. Такими участниками в соответствии с гражданским законодательством могут быть юридические лица, обладающие правосубъектностью, права которых представляют собой меру дозволенного поведения, обеспеченную юридическими обязанностями других лиц. Обязанность же выражается в необходимости надлежащего поведения обязанного субъекта, в противном случае – использования принудительных мер по исполнению возложенных на него обязанностей.
Введение 3
1. Общая характеристика правового регулирования отношений, связанных с банкротством 4
2. Меры по предупреждению банкротства. Лица, участвующие
в деле о банкротстве 16
3. Характеристика оснований признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом). Заявление о банкротстве 19
Заключение 29
Список использованных источников 31
Кредиторы в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства предъявляют свои требования к должнику. Управляющий устанавливает размер требований кредиторов, ведет их учет в специальном реестре, а также в случае необходимости организует защиту этих требований.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству управляющим производится опись (инвентаризация), оценка имущества должника и консолидация его имущества. Для достижения этих целей управляющий в установленном порядке исполняет обязательства должника или заявляет отказ от их исполнения, производит учет имущества должника, распоряжается им, обеспечивает в необходимых случаях его возврат, оспаривает отдельные сделки должника, которые по основаниям, установленным Законом и другими законодательными актами, могут быть признаны хозяйственным судом недействительными.
Все действия управляющего
производятся в строгом соответствии
с законом под контролем
В процессе подготовки дела к слушанию управляющим разрабатывается план санации, предусматривающий меры по восстановлению платежеспособности должника, а в случае отсутствия оснований для проведения санации - план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя (план ликвидации). План санации или ликвидации утверждается собранием кредиторов.
Закон о банкротстве подробно регламентирует деятельность хозяйственного суда, собрания или комитета кредиторов и антикризисного управляющего, а также определяет статус и полномочия участников процесса.
Срок рассмотрения дела о банкротстве со дня поступления соответствующего заявления в хозяйственный суд, как правило, не должен превышать семи месяцев. Рассмотрение дела о банкротстве производится в заседании хозяйственного суда и может быть отложено на срок не более двух месяцев. '
После подготовки дела к рассмотрению хозяйственным судом осуществляется судебное разбирательство, в результате которого принимается решение о банкротстве с санацией должника (о санации) либо о банкротстве с его ликвидацией, либо при наличии предусмотренных Законом о банкротстве оснований производство по делу о банкротстве прекращается.
Банкротство в соответствии
с Законом о банкротстве - признанная
хозяйственным судом или
Под санацией (оздоровлением) должника понимается процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию, оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
Законом предусмотрены основные меры по восстановлению платежеспособности должника в процессе его санации, порядок проведения санации и ликвидационного производства. В соответствии с гражданским законодательством определена очередность расчетов с кредиторами.
Если иное не установлено Законом о банкротстве (для санации сельскохозяйственных и градообразующих организаций установлены более продолжительные сроки), срок санации не может превышать восемнадцати месяцев, а срок ликвидационного производства - одного года. При этом срок санации может быть сокращен или продлен до одного года, а срок ликвидационного производства -продлен на шесть месяцев.
На любой стадии производства по делу о банкротстве по предложению управляющего или должника может быть заключено мировое соглашение, которое утверждается хозяйственным судом и подлежит обязательному исполнению.
В случаях восстановления платежеспособности должника в процессе санации, заключения мирового соглашения, удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве, установления ложного банкротства, уплаты должником или третьим лицом всех долгов по соответствующим платежным обязательствам должника и (или) его обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, либо выдачи третьим лицом поручительства в полном удовлетворении требований кредиторов (при наличии письменного согласия на это всех кредиторов) хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве. При этом полномочия руководителей должника и иных органов управления должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются и снимаются иные ограничения, установленные в связи с производством по делу о банкротстве /12, с. 11/.
По окончании ликвидационного производства и внесении записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник — юридическое лицо — ликвидированным, должник — индивидуальный предприниматель — свободным от долгов.
Наряду с общим порядком проведения процедур Законом о банкротстве устанавливаются особенности банкротства отдельных категорий должников — градообразующих, сельскохозяйственных, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, страховых организаций, банков, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг и индивидуальных предпринимателей.
При недостаточности имущества должника, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь до возбуждения дела о банкротстве принято решение о его ликвидации, для удовлетворения требований всех кредиторов, отсутствии или недостаточности имущества должника для проведения всей дорогостоящей процедуры банкротства или фактического отсутствия должника и невозможности установления его местонахождения, Законом о банкротстве предусматриваются упрощенные ликвидационные процедуры банкротства.
Если имеется наличие признаков устойчивой неплатежеспособности, должник может объявить о своей неплатежеспособности в добровольном порядке без судебной процедуры. Для этого требуется получить письменное согласие всех кредиторов должника.
В случае несогласия с добровольным банкротством хотя бы одного из кредиторов производство по делу производится в общем порядке.
Так, в Законе о банкротстве предусматривается введение защитного периода в процессе подготовки дела к судебному разбирательству.
Эта процедура позволяет осуществить проверку наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, обеспечить продолжение хозяйственной деятельности организации-должника, сохранность ее имущества. При этом временный управляющий должен произвести анализ финансового состояния и платежеспособности должника и представить соответствующее заключение хозяйственному суду. Защитный период должен обеспечить недопустимость возбуждения конкурсного производства в отношении фактически платежеспособных субъектов хозяйствования, что значительно сократит количество рассматриваемых хозяйственными судами дел и уменьшит вероятность необоснованного их возбуждения /14, с. 187/.
Конкурсное производство в Законе о банкротстве имеет универсальный характер и включает как процедуру ликвидационного производства, так и санацию. При этом все действия в отношении кредиторов и должника (в частности, требований кредиторов и имущества должника) взаимосвязаны и позволяют органически сочетать необходимость консолидации имущества должника как для использования всех возможностей восстановления его устойчивой платежеспособности в процессе санации или при заключении мирового соглашения, так и максимального соразмерного удовлетворения требований кредиторов в ходе ликвидационного производства. Процедура консолидации имущества носит всеобъемлющий полный характер и не допускает законодательных возможностей утаивания должником своего имущества.
Так, в отличие от российского,
белорусский Закон о
В Законе о банкротстве
предусмотрены следующие
В качестве оснований
возбуждения конкурсного
В отличие от российского закона, к числу конкурсных кредиторов Закон о банкротстве относит представителя работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, а также уполномоченные государственные органы — по обязательным платежам. Данные положения позволят обеспечить защиту интересов трудового коллектива должника и государства.
Антикризисные управляющие,
назначенные хозяйственным
Включены в Закон о банкротстве также все нормы, предусматривающие особенности банкротства банков /9, гл. 6/.
В соответствии с Законом о банкротстве он вступает в силу в течение шести месяцев со дня официального опубликования, за исключением статей 112—117 и 260, которые вступают в силу со дня его официального опубликования /9, ст. 259/.
Закон о банкротстве должен применяться хозяйственными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу. Процедуры банкротства (санация, ликвидационное производство и мировое соглашение) могут быть введены после вступления в силу Закона о банкротстве при рассмотрении хозяйственными судами дел о банкротстве независимо от даты принятия этих дел к производству. В этом случае дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о банкротстве.
Предусмотрено также, что если в международном договоре Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, применяются правила международного договора Республики Беларусь.
Решения судов иностранных государств по делам 6 банкротстве признаются на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
При отсутствии международных договоров Республики Беларусь, касающихся банкротства, судебные акты иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории Республики Беларусь на основе принципа взаимности и иных норм международного права, действительных для Республики Беларусь.
2. Меры по предупреждению банкротства.
Лица, участвующие в деле о банкротстве
Учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, индивидуальные предприниматели, государственные органы, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства.
В целях предупреждения банкротства юридических лиц учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в пределах своей компетенции принимают меры, направленные на улучшение финансового состояния должника. Кредиторы или иные лица на основании соглашения с должником могут также принимать меры, направленные на улучшение финансового состояния должника.
Учредителями (участниками) и кредиторами должника - юридического лица, собственником имущества должника - унитарного предприятия и иными лицами в пределах мер по предупреждению банкротства юридического лица может предоставляться финансовая помощь должнику.
Предоставление должнику досудебной финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших такую помощь.
Условия предоставления должнику досудебной финансовой помощи за счет республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов определяются законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, иным законодательством, а также договором /12, с. 23/.
Условия предоставления должнику досудебной финансовой помощи за счет местных бюджетов и соответствующих государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством определяются актами местных исполнительных и распорядительных органов, а также договорами.
Закон о банкротстве содержит только самые общие нормы, определяющие досудебное финансовое оздоровление должника. Поэтому в развитие законодательства о банкротстве представляется необходимым отработка механизмов досудебного финансового оздоровления и принятие специального законодательного акта.
Информация о работе Основания признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом)