Основания признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших экономических, политических, социальных задач нашего государства является всесторонняя гарантированная защита как граждан, так и субъектов хозяйственной деятельности, которые участвуют в различных правоотношениях, т.е. отношениях, в которых его участники являются носителями юридических прав и обязанностей. Такими участниками в соответствии с гражданским законодательством могут быть юридические лица, обладающие правосубъектностью, права которых представляют собой меру дозволенного поведения, обеспеченную юридическими обязанностями других лиц. Обязанность же выражается в необходимости надлежащего поведения обязанного субъекта, в противном случае – использования принудительных мер по исполнению возложенных на него обязанностей.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика правового регулирования отношений, связанных с банкротством 4
2. Меры по предупреждению банкротства. Лица, участвующие
в деле о банкротстве 16
3. Характеристика оснований признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом). Заявление о банкротстве 19
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Курс ХП (Основания Признания Субъекта Экономич. Несостоятельным (банкротом)).doc

— 157.50 Кб (Скачать)


Минский институт управления

 

 

Факультет правоведения

Кафедра экономического права 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Хозяйственное право»

на тему: «Основания признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом)»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы № 1204 з.т.

специальности: правоведение

Гаврош М.Г.

 

Дом. адрес: г. Новогрудок

ул. Мицкевича 118/1/5

тел.: 8(01597) 32 4 01

 

 

 

 

Минск 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           3

1. Общая характеристика  правового регулирования отношений,  связанных с банкротством         4

2. Меры по предупреждению  банкротства. Лица, участвующие

в деле о банкротстве         16

3. Характеристика оснований признания  субъекта экономически несостоятельным  (банкротом). Заявление о банкротстве    19

Заключение          29

Список использованных источников      31

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из важнейших экономических, политических, социальных задач нашего государства является всесторонняя гарантированная защита как граждан, так и субъектов хозяйственной  деятельности, которые участвуют в различных правоотношениях, т.е. отношениях, в которых его участники являются носителями юридических прав и обязанностей. Такими участниками в соответствии с гражданским законодательством могут быть юридические лица, обладающие правосубъектностью, права которых представляют собой меру дозволенного поведения, обеспеченную юридическими обязанностями других лиц. Обязанность же выражается в необходимости надлежащего поведения обязанного субъекта, в противном случае – использования принудительных мер по исполнению возложенных на него обязанностей.

Вопросы, касающиеся прав и обязанностей, дееспособности субъектов хозяйствования имеют достаточно большое значение в решении дел об экономической несостоятельности. Данный аспект в сегодняшних условиях, особенно в связи с развитием предпринимательства граждан, как и рыночных отношений в целом, имеет, на мой взгляд, актуальных характер.

Таким образом, объектом исследования выступают вопросы, касающиеся:

- общей характеристики правового регулирования отношений, связанных с банкротством;

- мер по предупреждению банкротства, лиц, участвующих в деле о банкротстве;

- характеристики оснований признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом), заявления о банкротстве.

 

1. Общая характеристика правового регулирования отношений, связанных с банкротством

 

Правовое регулирование  отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательства, имеет  большое значение для успешного проведения экономических реформ в Республике Беларусь.

Наличие действенного законодательства о банкротстве будет способствовать формированию эффективной экономики рыночного типа, поскольку в процессе санации и ликвидации несостоятельных должников предполагается оздоровление экономической ситуации за счет значительного сокращения задолженности по платежам в бюджет, снижения объема бюджетного финансирования, сокращения размеров кредиторской задолженности, уменьшения числа убыточных предприятий.

Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2000 года, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2000 года, подписан Президентом Республики Беларусь 18 июля 3000 года и официально опубликован 11 августа 2000 года /9, ст. 1/.

До вступления в силу указанного Закона о банкротстве  в Республике Беларусь действовал Закон «Об экономической несостоятельности и банкротстве» от 30 мая 1991 года, в который вносились только незначительные редакционные изменения. Он не содержит норм, регулирующих санацию экономически несостоятельных субъектов хозяйствования, деятельность доверенных лиц, назначаемых хозяйственным судом, кредиторов, должника. Практическое же применение Закона 1991 г, показало, что он не может в современных условиях эффективно обеспечивать производство по делам о банкротстве.

Проект нового Закона Республики Беларусь «Об экономической  несостоятельности (банкротстве)» был  разработан Комитетом по санации  и банкротству совместно с Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь с учетом новых Гражданского и Хозяйственного процессуального кодексов Республики Беларусь (далее ХПК). В его основу положен Модельный закон СНГ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 6 декабря 1997 года. При его разработке учитывалась также практика применения аналогичного законодательства в странах, имеющих многолетний опыт его применения (в частности - Германии, Швеции, США, Франции), а также Российской Федерации, практика хозяйственных судов Республики Беларусь ; и арбитражных судов Российской Федерации /18, с. 162/.

Законопроект успешно  прошел международную экспертизу. Однако опыт других государств в чистом виде в условиях Беларуси использовать невозможно, так как экономические и правовые условия в республике имеют существенные особенности. В практике применения законодательства о банкротстве Российской Федерации проявились отдельные отрицательные эффекты, приведшие, в частности, ко вторичному перераспределению собственности, который зачастую носит характер агрессивного и криминального передела, использованию механизма банкротства в целях устранения конкурента с рынка, завладению чужими материальными, финансовыми ресурсами и другим злоупотреблениям.

С учётом изложенного, разработчики несколько изменили концепцию Закона о банкротстве. В нем акцент сделан на процедуре санации, предусматривающей  меры по оздоровлению должника, т.е. восстановлению его платежеспособности.

Закон о банкротстве устанавливает основания для признания! хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве, регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях проведения его санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов. В основу Закона о банкротстве положены следующие принципы:

  • четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также иных участников процесса, их прав и обязанностей;
  • подробная регламентация всех процессуальных действий;
  • приоритетность проведения санации, наличие правовых и экономических механизмов стимулирования ее проведения;
  • максимальный, с процессуальной точки зрения, демократизм по отношению к действиям должника и кредиторов;
  • наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях производства;
  • широкая гласность процесса через республиканские средства массовой информации;
  • гарантированное от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих;
  • наличие гарантий со стороны государства по социальной защите трудовых прав работников должника;
  • приоритетности мирового соглашения на всех стадиях производства по делу о банкротстве и т.д.

При рассмотрении дела о  банкротстве должника Закон о  банкротстве предусматривает следующие процедуры: защитный период, конкурсное производство, санацию, ликвидационное производство и мировое соглашение. Данные процедуры будут применяться хозяйственным судом в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством, а также Законом о банкротстве как нормативным актом специального действия, предусматривающим особенности порядка хозяйственного судопроизводства по делам о банкротстве /12, с. 8/.

Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления должника, кредитора (в том числе представителя работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурора, органа государственного управления по делам о банкротстве, налоговых и иных уполномоченных на то в соответствии с законодательством органов, в том числе областных (Минского городского) исполнительных комитетов и других регистрирующих органов, а также юридических и физических лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. При этом установлены случаи обязательной подачи должником заявления о своем банкротстве и предусмотрена ответственность за неисполнение этой обязанности.

Подробно определены форма и содержание заявления  о банкротстве, а также условия его подачи. Для подачи заявления кредитора предусмотрены формальные основания, которые отличаются от объективных оснований для возбуждения конкурсного производства.

Вопрос о принятии хозяйственным судом заявления  о банкротстве и возбуждении дела о банкротстве решается в течение пяти дней со дня его поступления хозяйственным судом в судебном заседании.

Хозяйственный суд возвращает заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы, если они не соответствуют требованиям, предусмотренным Законом о банкротстве.

В случаях, когда подача в хозяйственный суд заявления  должника является обязательной, но к указанному заявлению не приложены соответствующие документы, такое заявление принимается хозяйственным судом, а недостающие документы в установленном порядке истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Предусмотрена обязанность  должника представить отзыв на заявление о его банкротстве, поданное иными лицами, а также содержание этого отзыва.

Защитный период устанавливается после возбуждения производства по делу о банкротстве до вынесения хозяйственным судом соответствующего определения о возбуждении в отношении должника конкурсного производства для проверки оснований возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Выполнение этой задачи осуществляется временным антикризисным управляющим. Продолжительность защитного периода не может, как правило, превышать трех месяцев.

Для ограничения возможности  злоупотреблений со стороны должника Законом о банкротстве предусмотрены дополнительные меры по обеспечению требований кредиторов, которые могут применяться наряду с другими мерами по обеспечению иска, установленными ХПК /8/. В процессе защитного периода в случае воспрепятствования руководителем должника действиям антикризисного временного управляющего, а также нарушения руководителем законодательства или прав и интересов кредиторов хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить его обязанности на управляющего.

Основаниями для открытия конкурсного производства являются неплатежеспособность должника, если она имеет или приобретает; устойчивый характер. Эти основания устанавливаются хозяйственным судом по окончании защитного периода по результатам анализа финансового состояния и платежеспособности должника, который проводится в соответствии с законодательством временным антикризисным управляющим. При этом выносится определение о возбуждении конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству, которое передается в течение пяти дней для опубликования в средствах массовой информации.

С момента открытия конкурсного  производства для должника вводится ряд установленных Законом о  банкротстве ограничений /9, ст. 41/:

- приостанавливаются  на установленный хозяйственным судом срок полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия,

  • руководитель должника - юридического лица отстраняется от работы лицом, полномочным заключать с ним трудовой договор,
  • наступает обязанность досрочного исполнения всех денежных обязательств должника и отсроченных обязательных платежей,
  • вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам,
  • приостанавливается начисление процентов, неустойки (штрафа, пени) и иных экономических (финансовых) санкций, а также убытков (за исключением реального ущерба, причиненного отказом управляющего от исполнения договоров) по всем видам задолженности должника,
  • отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов,
  • снимаются ранее наложенные в рамках 'гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по его распоряжению,
  • все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Хозяйственным судом назначается антикризисный управляющий (далее - управляющий), которому передается управление делами и имуществом должника.

Информация о работе Основания признания субъекта экономически несостоятельным (банкротом)