Хозяйствующие субъекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 17:40, реферат

Краткое описание

Цель работы - проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:

- изучение сущности кредитования;

- изучение организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке;

- анализ современного состояния кредитования юридических лиц в России;

- ознакомление с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими кредитование юридических лиц в России;

- составлена общая характеристика объекта исследования - изучены основные условия и параметры кредитования в банке ХХХ

- подробно рассмотрен процесс кредитования юридических лиц в банке

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

1.1. Нормативно-правовые основы деятельности хозяйствующего субъекта

1.2. Организация кредитования предприятий (организаций)

Файлы: 1 файл

дяплом2003.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

     Довольно  распространенной формой работы на данной предварительной стадии является принятие решений о кредитовании клиентов  в пределах определенной компетенции  работников банка. В этом случае кредитный  проект на соответствующую сумму  рассматривает, а также решает вопрос о возможности его кредитования только тот работник, которому предоставлено такое право соответствующими распоряжениями руководства банка.

     Крупные кредиты, как правило, рассматриваются  на кредитном комитете. К его заседанию  прорабатываются все экономические и юридические вопросы, принимается окончательное решение по рассматриваемому вопросу, определяются конкретные условия кредитования.

     Такова  процедура данного подготовительного  этапа. Вслед за ним наступает  этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента – заемщика (кредитное дело).

     На  третьем этапе – этапе использования  кредита осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением  лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой  ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

               2) Кредитная документация

     Кредитная документация – это составляемые клиентом и банком документы, которые  сопровождают кредитную сделку с  момента обращения клиента в  банк и до погашения ссуды.

     К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся:

     - кредитная заявка;

     - технико-экономическое обоснование;

     - заявление на получение ссуды;

     - финансовый отчет;

     - отчет о движении кассовых поступлений;

       - внутренние финансовые отчеты;

     - внутренние управленческие отчеты;

     - прогноз финансирования;

     - налоговые декларации;

     - бизнес-планы;

     - срочные обязательства;

     - договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы);

     - сведения о заложенном имуществе.

     К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

     К документам, составляемым банком, относятся:

     - заключение на кредитную заявку клиента;

     - ведомость выполнения клиентом условий договора, в том числе погашение ссуды и уплаты процентов;

     - кредитное дело клиента.

     Требования  к кредитной заявке  достаточно просты, но определенны. В международной  практике к ним относят обозначение назначения ссуды и раскрытие совокупности факторов, определяющих степень риска данной ссуды.

     Назначение  ссуды должно быть сформулировано конкретно, например, так:

           - на производственные нужды (на приобретение и формирование производственных запасов; на приобретение и формирование производственных запасов и осуществление производственных затрат; на осуществление конкретных затрат);

           - на торгово-посреднические нужды (на приобретение, формирование и реализацию товаров; на формирование сезонных запасов товаров);

           - на временные нужды (для выплаты заработной платы; для погашения платежей в бюджет и др.).

     Для оценки риска сделки банку важно  также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте.

     В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды  оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

     Заявление – это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему  кредит в определенной сумме и  на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

        Финансовый отчет, как правило, включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

         Отчет о движении кассовых  поступлений  основан на сопоставлении  балансов компании на две даты  и позволяет определить изменения  различных статей и движение  фондов. Отчет дает картину использования  ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

        Внутренние финансовые отчеты  характеризуют более детально  финансовое положение компании, изменение ее потребности в  ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

        Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

         Прогноз финансирования. Прогноз  содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство  продукции, дебиторской задолженности,  оборачиваемости запасов, потребности  в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

          Налоговые декларации. Это важный  источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы.  Кроме того, они могут характеризовать  заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

          Бизнес-планы. Многие кредитные  заявки связаны с финансированием  начинающих предприятий, которые  еще не имеют финансовых отчетов  и другой документации. В этом  случае представляется подробный  бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д.

         Заключение на кредитную заявку  представляет собой типовой бланк,  заполняемый кредитным работником  на основании изучения просьбы  клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

     Финансовое  состояние клиента выражается в  показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

          Особое место среди кредитных  документов принадлежит кредитному  договору, регулирующему весь комплекс  взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

     Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита:

     - договор, предусматривающий предоставление  заемщиком гарантий;

     - договор, предусматривающий передачу  заемщиком залога;

     - договор, предусматривающий страхование  ссуды за счет заемщика в  страховом обществе;

     - договор, комбинирующий все или  часть предыдущих условий.

     Договоры  подобного рода обычно относятся  к коммерческой тайне банка.

     Российские  банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако эта сторона их деятельности еще далека от совершенства, при  чем как в правовой, так и  в экономической части. В одном  и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.)

     В экономическом плане кредитные  договоры зачастую отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики  взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки) ; не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

            Учитывая эти обстоятельства, а также международный опыт, можно рекомендовать придерживаться следующей структуры типового кредитного договора.

         Предмет и сумма договора. В  данном разделе уточняется вид  кредита (укрупненный объект, совокупный  объект, целевая ссуда на отдельную  сделку), цель, сумма кредита, порядок  регулирования предельного уровня (кредитная линия с правом или без права превышения, лимит).

        Порядок предоставления и погашения  ссуды. Раскрывается конкретный  механизм выдачи и погашения  ссуды с указанием предельного  срока.

     Способы гарантии возврата кредита - залог, гарантия, поручительства, страхование.

       Условия кредитования. Указывается,  каких уровней кредитоспособности должен придерживаться заемщик:

     - процентные ставки и комиссионное  вознаграждение;

     - обязательства сторон;

     - санкции при невыполнении условий  договора;

Информация о работе Хозяйствующие субъекты